Рабочая программа по ИЗО


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Назарово Красноярского края»
Принята на методическом
объединении учителей
Протокол №___от ___________2016г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ 14»
___________В.Ф.Цветцых
Приказ №__ /___ от__________
Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство
начального общего образования
1 «А» класса
Учитель: Дыдикова Татьяна Николаевна
Категория: первая
Стаж работы: 18 лет
2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена в соответствии с
Законом 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Основной образовательной программой школы,
Уставом МБОУ «СОШ 14» от 17 января 2011 г,
Примерными программами основного общего образования по изобразительному искусству,
На основе авторской программы « Изобразительное искусство 1 – 4 классы» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская (Москва, «Просвещение»,
2012), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации,
Сборника программ для начальной общеобразовательной школы под редакцией Воронцова А.Б..
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
К концу первого класса дети научатся:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги.
Первоклассники получат возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - духовное развитие личности, т.е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса состоит из УМК ИЗО и оборудования
Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
УМК для учителя:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
УМК для учащихся:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.
Календарно-тематические планирование уроков изобразительного искусства
в 1 «А» классе на 2016-2017 учебный год.
№ урока Дата
проведения Тема урока Формы организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
(предметный результат)
Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
1. Введение в предмет. Все дети любят рисовать.
Урок-конкурс. ПУЗ
Урок-конкурс. Находят в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; рассуждают о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривают иллюстрации (рисунки) в детских книгах; придумывают и изображают то, что каждый хочет, умеет, любит.
2. Мастер изображения учит видеть. РЧЗ Находят, рассматривают красоту в обыкновенных явлениях (деталях) природы и рассуждают об увиденном; видят зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы; выявляют геометрическую форму простого плоского тела (листьев); сравнивают различные листья на основе выявления их.
3. Изображать можно пятном. РЧЗ Используют пятно как основу изобразительного образа на плоскости; воспринимают и анализируют (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Владеют первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
4. Изображать можно в объёме. РЧЗ Находят выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.); воспринимают выразительность большой формы в скульптурных изображениях. Изображают в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
5. Изображать можно линией. РЧЗ Владеют первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии. Находят и наблюдают линии и их ритм в природе; сочиняют и рассказывают с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
6. Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя».
Урок – конкурс. РЧЗ
7. Разноцветные краски. РЧЗ Владеют первичными навыками работы гуашью. Соотносят цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводят примеры; экспериментируют, исследуют возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.
8. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) РЧЗ Соотносят восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями; осознают, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.); изображают радость или грусть (работа гуашью).
9. Художники и зрители (обобщение темы) РЧЗ Обсуждают и анализируют работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; воспринимают и эмоционально оценивают выставку творческих работ одноклассников; участвуют в обсуждении выставки.
10. Посещение художественной выставки.
Урок – экскурсия. РЧЗ Обсуждают и анализируют работы художников.
Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения.
11. Мир полон украшений. ПУЗ Находят примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице); создают роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью); составляют из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
12. Красоту надо уметь замечать. РЧЗ Находят природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.), выражают в беседе свои впечатления; изображают птиц, бабочек, рыб и т. д., передают характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Владеют простыми приемами работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.
13. Узоры на крыльях. РЧЗ 14. Красивые рыбы. РЧЗ 15. Украшение птиц. РЧЗ 16. Узоры, которые создали люди. РЧЗ Находят орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком; рассматривают орнаменты, находят в них природные и геометрические мотивы; придумывают свой орнамент: образно, свободно изображают красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
17. Как украшает себя человек. РЧЗ Рассматривают изображения сказочных героев в детских книгах; анализируют украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их; изображают сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.)
18. Мастер Украшения помогает сделать праздник. РЧЗ Создают несложные украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделяют и соотносят деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании украшений для праздников.
Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с мастером Постройки.
19. Постройки в нашей жизни. ПУЗ Сравнивают различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности; изображают придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.
20. Рисуем домики для сказочных героев. РЧЗ 21. Домики, которые построила природа.
Урок – конкурс. РЧЗ Наблюдают постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, раковины, стручки, орешки и т.д.); анализируют их форму, конструкцию, пропорции; изображают (или лепят) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п.
22. Дом снаружи и внутри. РЧЗ Понимают взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывают и изображают фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).
23. Строим город. РЧЗ Владеют первичными навыками конструирования из бумаги; конструируют из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создают коллективный макет игрового городка.
24. Всё имеет своё строение. РЧЗ Анализируют различные предметы с точки зрения их формы, конструкции; составляют, конструируют из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации; понимают, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
25. Постройка предметов (упаковок). РЧЗ Конструируют из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшают их, производя правильный порядок учебных действий.
26. Город, в котором мы живём.
Урок-экскурсия. РЧЗ
Понимают, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу; учаться воспринимать и описывать архитектурные впечатления; делают зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
27. Совместная работа трёх братьев-мастеров. ПУЗ Различают три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы); определяют задачи, которые решает автор в своей работе.
28. Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги. РЧЗ Наблюдают и анализируют природные формы; овладевают художественными приемами работы с бумагой, красками; придумывают, как достраивать простые заданные формы, изображают различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.
29. Разноцветные жуки. РЧЗ 30. Сказочная страна.
РЧЗ Овладевают навыками коллективной деятельности, работают организованно в команде одноклассников под руководством учителя; создают коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.
31. Экскурсия в парк. РЧЗ
Повторяют и затем варьируют систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел; сотрудничают с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполняют свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
32. «Здравствуй лето!»
Образ лета в творчестве художников.
Урок-викторина. РЧЗ Наблюдают живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности; характеризуют свои впечатления от рассматривания репродукций картин; выражают в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.
33. Промежуточная аттестация. КиО Выполняют коллективную творческую работу, демонстрируют знания и умения, полученные в течении учебного года.