Доклад на заседании МО учителей физики, химии, математики. Тема: «Творческие задания по физике в школе глухих детей».


Доклад
на заседании МО
учителей физики, химии, математики.
Тема: «Творческие задания по физике
в школе глухих детей».Учитель: Васильева Н.А.
2016-2017 учебный год.
Опыт работы многих учителей физики подсказал, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе творческих заданий.
В течении нескольких лет я занималась подбором заданий, в которых представлены «исследовательские» задания, требующие творческого решения, задания с проектированием простейших установок и приборов для проведения физических опытов. К каждому заданию дан ответ или, когда решений может быть несколько, одно из возможных решений.
В методической литературе школьные задачи по физике принято классифицировать по следующим признакам: по содержанию, способу решения, степени трудности, целевому назначению. По содержанию задачи подразделяются на технические, исторические, занимательные. По способу решения – на качественные, количественные, экспериментальные, графические.
Однако ни один из названных способов классификации физических задач не отражает одной важной стороны, а именно характера деятельности ученика, решающего задачу. По характеру деятельности ученика все можно разделить на творческие и тренировочные.
Что следует понимать под творческой задачей? «Это задача, в которой сформулировано определённое требование, выполнимое на основе знания физических законов. Но в которой отсутствуют какие-либо прямые или косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения этой задачи. В творческой задаче, прежде всего, следует найти принцип решения этой задачи, в задаче же тренировочного характера принцип решения по существу уже содержится в её условиях».
В большинстве случаев творческие задачи связаны с выполнением эксперимента или конструирования, поэтому их естественнее называть заданиями.
Творческие задания всегда сложнее в том отношении, что они требуют от ученика большой самостоятельности мышления, но не меньшее значение имеет то, что в школе учащиеся не достаточно практикуются в решении такого рода задач.
По содержанию творческие задания могут быть подразделены на следующие виды.
Эксперементально-исследовательские, которые являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке, и широко применяются как при изучении нового, так и при закреплении пройденного материала. На уроке такие записи осуществляются либо в форме исследовательских лабораторных работ, либо в форме фронтального исследовательского эксперимента (10-20 минут).
Домашние творческие задания задают учащимся на срок от трёх до шести дней, а иногда и больше. Не следует предлагать задания, для выполнения которых у учащихся может не оказаться нужных материалов и приборов.
Конструктируемые задания. Такой вид заданий можно разделить на два типа.
Задания, в которых требуется найти лишь принципиальное теоретическое решение (без изготовления конструкции).
Пример. «Передвижной подъёмный кран установлен на четырёхколёсной тележки. Укажите, от каких причин зависит устойчивость крана, и внести предложения, как обеспечить его устойчивость».
Задания, предусматривающие изготовления конструкций . Пример такого типа заданий. «Изготовить динамометр, в котором вместо спиральной пружинки использовалась бы упругая пластина. Определить предел его измерений».
Ценность подобных заданий в том, что они учат школьников присматриваться к окружающему с позиций исследователя, рационализатора, творчески применять творческие задания.
Задания на проектирование физических опытов. На уроке, выдвинув проблему, учитель может предложить учащимся спроектировать опыты, необходимые для исследования этой проблемы.
Например, поставив вопрос «Нельзя ли получить выигрыш в работе, пользуясь подвижным блоком?», предложить ученикам подумать над идеей опыта, с помощью которого можно было бы установить.
Успех выполнения творческого задания, его обучающее и развивающее значение во многом зависят от того, насколько широким будет поиск, насколько разнообразными и содержательными окажутся решения. Но для того, чтобы идеи учащихся отличались разнообразием, чтобы ими был затронут большой объём физического материала, во многих случаях необходима вводная беседа, в ходе которой намечают некоторые принципиально возможные пути поиска, обращают внимание учащихся на принципиальную возможность использования различных физических идей, законов, явлений. Подготовка учащихся к выполнению творческих заданий, осуществляемая в ходе вводной беседы, особенно необходима на первых порах применения таких заданий, пока учащиеся ещё не освоились с методами и особенностями творческой работы. Размеры и характер этой помощи зависят от сложности задания и развития учащихся.
На уроках значительное место должны занять также задании я, которые можно рассматривать как промежуточное звено между тренировочными и творческими. Их выполнение требует от учащихся проявления большей самостоятельности и инициативы, но нахождение общей идеи решения у этих заданий представляет не творческую, а логическую задачу.
Работая над творческими заданиями, учащиеся могут пользоваться индивидуальными консультациями учителя, о чём они должны быть извещены.
Различные виды творческих заданий в своей совокупности позволяют широко варьировать содержанием творческих заданий и степень их сложности. Это даёт возможность учитывать разнообразные интересы учащихся и уровень их подготовки.