Конспект урока по письму на тему Слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что сделать? (1 класс)


РУССКИЙ ЯЗЫК
Автор Гришкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классовУМК Школа России
Класс 1 класс
Тема урока Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?
Тип урока УОНЗ – урок «открытия» нового знания
Педагогические цели Создать условия для ознакомления учащихся со словами, отвечающие на вопрос Что делать? Что сделать?, формировать умение ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета.
Планируемые результаты (предметные) Учащиеся научаться распознавать слова, которые отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?»; правильно ставить вопросы к словам — названиям действий предметов, тренироваться в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку, формировать умения записывать слова с орфограммами ЖИ- ШИ,ЧА- ЩА,ЧУ – ЩУ.
УУД (матапредметные) Регулятивные (Р.): понимать и принимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
Коммуникативные (К.): уметь участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, одноклассников; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Познавательные (П.): умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке уметь сравнивать группы предметов.
Личностные(Л.): положительно относиться к школе; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.
Оборудование маршрутные листы; карточки для работы в парах; презентация.
Технология Технология проблемного, проектного обучения.
Организационная структура урока
Этап урока Задачи этапа Методы и приёмы обучения Форма учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД, формирующиеся на данном этапе
1 2 3 4 5 6 7
I.Организационыймомент Организация положительной мотивации
обучающихся к деятельности на уроке
Перспективная рефлексия
Планирование деятельности
Критерии
оценки
Предполагаемый
результат
Словесный Фронтальная - Сегодня к нам на урок пришли гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их.
- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой

- На партах у вас лежат маршрутные листы
(приложение 1), посмотрите и выберите, какое настроение будет у вас на уроке сегодня? Почему?
На маршрутном листе внизу находятся прямоугольники с цифрами, каждый прямоугольник – это наше задание на уроке. Их будет 4.
По мере выполнения заданий, мы будем их закрашивать, цвет будет зависеть от того, как вы справитесь с заданием.
Зеленый – все получилось, я доволен своей работой.
Синий – получилось, но не все, сомневаюсь.
Красный – ничего не получилось, я недоволен своей работой!
- К чему будем стремиться?
Приветствуют гостей.
На маршрутных листах проводят перспективную рефлексию
На маршрутных листах смотрят, сколько заданий, где и как будут себя оценивать. Л: выражают положительное отношение к гостям, к процессу познания
Р:обеспечивают идеальное представление о ходе деятельности, прогнозировании возможных результатов.
1 2 3 4 5 6 7
II. Актуализация знаний Актуализация и систематизация знаний
Репродуктивный Фронтальная, индивидуальная работа В маршрутном листе на первой строчке записываем сегодняшнее число

На каллиграфическую минутку я приготовила сегодня 9 –ую букву алфавита. Что это за буква? Что вы о ней знаете?
На второй строчке записываем заглавную и строчную букву «зэ» в соединении.
На третьей строчке записываем соединение строчной буквы с буквой «о», «эль»

Вспомним словарные слова, где есть буква «зэ»
Заяц, мороз
На какие группы можно разделить согласные звуки?
Оцените себя цветом внизу маршрутного листа в квадратике под № 1.
Молодцы! Мы вспомнили с вами, все о букве «зэ», словарные слова, звуко – буквенный анализ.
Записывают число.
Буква «Зэ» - обозначает два согласных звонких парных звука – твёрдый зи мягкийз’.
Записывают ЗзЗаписывают оз, зл.
Записывают слова: заяц, мороз.
Выполняют фонетический разбор – заяц – 2 сл.,4 б.,5 зв.
Оценивают себя! Р: Принимают и сохраняют учебную задачу; различают способ и результат действия; учатся осуществлять контроль, самоконтроль.
К: развивают умения слушать и вступать в диалог; строят продуктивное взаимодействие.
III. Постановка учебной задачи через
подводящий диалог Применение знаний в новой ситуации, определение границ знания и незнания
Проблемно-поисковый Фронтальная, индивидуальная работа На доске записаны слова, прочитайте, что вы можете сказать о них?
Машина, туча, дружить, шишка.
- Что заметили?
- О чем будем говорить на уроке? Какие цели поставим перед собой?
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со словами, отвечающими на вопрос что делать? Что сделать? Будем стараться писать красиво, разборчиво. Повторим орфограммы - ЖИ- ШИ,ЧА- ЩА,ЧУ – ЩУ.
Запишите по памяти слово - дружить
Составьте с одним из слов предложение устно.
Запишите предложение с доски. Для тех, кто работает вперед – разделить на слоги, поставить ударение.
Ира и Оля умеют дружить.
Оцените свою работу на данном этапе найдите внизу квадрат под № 2 и закрасьте его.
Читают слова, могут делить на слоги, ставить ударение, задавать вопросы к словам.
Лишнее слово дружить
т.к. отв. на вопрос что делать?, а все остальные - что?
Лишнее слово – машина, т.к. в нем 3 слога, а во всех остальных 2 слога.
Продолжим работать со словами, кот.отв.на вопросы что делать?, что сделать?
Красиво писать. Справиться со всеми заданиями.
Быть внимательным и активным
Записывают по памяти слово дружить.
Составляют, проговаривают, слушают друг друга.
Записывают,вспоминают все , что знают о предложении.
Оценивают себя!
Р: ставят учебные цели на основе соотношения того, что знают и что ещё неизвестно, формулируют проблему с помощью учителя.
П: высказывают предположения и их обоснование; формируют логическое мышление.
К: умеют слушать, вести диалог
Л: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к самооценке.
К: умеют слушать, вести диалог
1 2 3 4 5 6 7
IV. Открытие нового знания. Преобразование знаний; развитие познавательного способа деятельности и её регуляция; развитие речевой деятельности
проблемно-поисковый, творческий
Словесный
Репродуктивный
Беседа
Анализ Работа в парах
Сейчас мы поработаем в парах.
Придумайте к словам – слова, отвечающие на вопрос что делать? Что сделать?
Например: мороз – морозить
Удар - _____________________________
Работа - ____________________________
Ход - _______________________________
Свет - ______________________________
Проверим, какие слова у вас получились.
На какие вопросы отвечают все эти слова?
Вывод!!!
- Оцените свою работу со схемами в квадрате под № 3 Дети работают в парах,записывают слова, доказывают
Контролируют свои ответы
Оценивают себя!
Р: планируют учебное сотрудничество; определяют цели, роли участников, способы взаимодействия; сравнивают и анализируют задания.
П: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; проводят сравнение, делают обобщение, выводы; фиксируют изученный материал.
К: участвуют в обсуждении проблемы; учитывают разные мнения; сотрудничают.
физминуткаОрганизует проведение и выполнение физминутки«Хлопаем – топаем»
Хлопаем- когда, называю слова, отвечающие на вопрос кто? Что?
Топаем – когда, называю слова, отвечающие на вопрос что делать? Что сделать?
Тетрадь, писать, думать, мяч, замечать, кот, играть, учебник, окно, парта, сидеть, конфета. Выполняют упражнения Л: осознают важность сохранения и укрепления здоровья
1 2 3 4 5 6 7
V. Применение открытия нового знания. Преобразование знаний; развитие познавательного способа деятельности; развитие речевой деятельности
проблемно-поисковый,
Словесный
Репродуктивный
Беседа
Анализ Самостоятельная
Индивидуальная работа
- Поработаем самостоятельно, вам необходимо найти слова, которые отвечают на вопрос что делать? Что сделать? Записать их, для тех, кто работает вперед разделить на слоги. Поставить ударение.
Выручать, ландыши, чайник, стучать, пищать, ужи, уши, служить, жить.
- Какие слова выписали, прочитайте, проконтролируйте себя.
Кто согласен? У кого так? (метод ошибки – одно слово лишнее будет)
Оцените свою работу в парах в квадрате по № 4
Работают индивидуально
Выписывают слова
Выручать, стучать, пищать, служить, жить.
Проверяют себя, контролируют ответы.
Оценивают себя Р: составляют последовательность действий; развивают саморегуляцию (способность к преодолению препятствий), осуществляют контроль, самооценку.
П: проводят сравнение, делают обобщение, выводы; фиксируют изученный материал.
1 2 3 4 5 6 7
VI.Итог урока. Рефлексия. Подведение итогов работы.
Оценка деятельности обучающихся
Словесный Фронтальная работа - Наш урок заканчивается. Что нового узнали?
- выскажите своё мнение об уроке с помощью высказываний:
на уроке мне понравилось …;
для меня было трудно ...
я познакомился …;
я научился …
- Посмотрите на свои квадраты. Поднимите руки те, у кого все квадраты зелёного цвета.
- Поднимите руки те, у кого есть 1 – 2 синих квадрата?
- Как вы считаете, почему так получилось? Чем я могу вам помочь на следующем уроке?
- Поднимите руки те , у кого есть красные квадраты?
- Как вы считаете, почему так получилось? Чем я могу вам помочь на следующем уроке?
Укажите свое настроение внизу маршрутного листа.
Оно изменилось?
- Спасибо за урок! Высказывают своё мнение, анализируют.
Формируют конечный результат своей деятельности по линеечкам успеха. Р: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
П:рефлексируют контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.
Л: на основе шкалы успеха определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания.