Урок русского языка на тему Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-казанский собор г. Курска


Урок развития речи
«Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Сергиево-Казанский собор г. Курска» (7 класс)
Цель: подготовить обучающихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памятника.
Планируемые результаты
личностные: положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания; воспитание чувства уважения к культуре родного края, к православным традициям;
метапредметные:
регулятивные: умение определять и формулировать цель своей деятельности на уроке; умение планировать свою работу; высказывание собственного мнения при анализе материала по теме урока; оценивание своей письменной работы; умение находить нужную информацию в поисковых системах Интернет, словарях и других источниках; умение отбирать нужную информацию из предложенной; умение сопоставлять и сравнивать информацию из разных источников, привлекать собственный опыт;коммуникативные: умение учитывать мнения одноклассников и учителя; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение строить связное устное высказывание по теме; осмысление культурных текстов различной стилевой принадлежности; оценивание своих возможностей в понимании и создании культурных текстов;
познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям;
предметные: обогащение активного словарного запаса обучающихся; расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; умение определять основную мысль сочинения и собирать материал по заданной теме; овладение выразительными свойствами языка; формирование умения описывать архитектурный памятник на основе личных наблюдений.
Традиционный урок с элементами технологии мастерских.
Оборудование: тетради, карточки-задания, черновики, презентация, аудиозапись колокольного звона, мультфильм о жизни Серафима Саровского, фильм «Курская Коренная пустынь», Словарь русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой.
Ход урока

1. Индукция.
В начале урока определяется группа лексикографов. Обучающиеся будут работать со словарями.
- Перед Вами отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Тишина».
Выразительное чтение отрывка из стихотворения. (Слайд № 1)
- О чем это стихотворение? Кто или что является главным предметом описания в стихотворении? (Храм)
- Каким Н.А. Некрасов рисует Божий храм? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить так называемый лексикографический портрет слова. Основная задача – выписать из текста все случаи сочетания существительного храм со словами других частей речи. Начать можно с имен прилагательных, потому что связь имен существительных с именами прилагательными является наиболее важной.
Просмотр фрагмента фильма «Курская Коренная пустынь» (12 мин. 33 с.)
- Что же получилось? (Слайд № 2)
Храм Божий на горе мелькнул
И детски-чистым звуком веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья.
Лови минуту умиленья.
Войди с открытой головой.
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей.
Тяжеле стонов не слыхалиНи римский Петр, ни Колизей.
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил.
И облегченным уходил.
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной. (Слайд № 3)
Храм;
божий, убогий;
храм воздыханья, храм печали, храм земли;
мелькнул на горе, пахнул детски-чистым звуком веры.
- Поэт называет Божий храм убогим. Почему? Обратимся к словарю. Выступление лексикографов.
В современном языковом пространстве мы привыкли слышать данное слово в значении ‘имеющий увечье или какой-л. физический недостаток’ [МАС: IV: 445]. Однако в стихотворении Н.А. Некрасова прилагательное убогий, характеризующее слово храм, имеет несколько иное значение.
Если коснуться этимологии слова, то убогий = у (=не) + бог (богатый). Получается убогий первоначально понималось как небогатый. В наше время это значение является второстепенным, переносным. Оно фиксируется Словарем русского языка как переносное значение. Таким образом, убогий храм = небогатый. Перед нами такое художественно-выразительное средство, как эпитет. Убогий храм земли твоей – это храм ‘отличающийся крайней бедностью, нищетой, свидетельствующий о них’ [МАС: IV: 445].Таким образом, мы видим, что в стихотворении Некрасова Божий храм – это принадлежность всей земли, это место, куда со своей печалью и воздыханьями может прийти любой человек. Отмечая внешнюю простоту и бедность, поэт подчеркивает, что убогий Божий храм является средоточием добра, местом снятия душевных оков, исцеления сердечных мук и язв совести больной.
- Перед Вами репродукция картины курского художника Владимира Парашечкина «Курск православный». (Слайд № 4) Что привлекает наше внимание прежде всего? (Изображение храма)
- Что сближает поэта и художника? (И художник, и поэт сумел передать красоту и святость собора, только художник использовал для этого краски, а поэт – слово)
- Главный храм округа, области называет собором. Одним из главных храмов нашего края является Сергиево-Казанский кафедральный собор. (Слайд № 5) Именно этот собор изображен на картине художника В. Парашечкина.
- Ваша задача – в свободной форме описать эту «жемчужину» курской архитектуры. Это может быть статья или заметка для школьного журнала в рубрику «Святые места нашего края». А для того чтобы работа получилась интересной, нужно подойти ближе к храму.
(Слайд № 5)
- Итак, тема нашего урока – «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Сергиево-Казанский собор г. Курска».
2. Актуализация знаний.
- Прежде, чем начать работу над сочинением, вспомните, какие типы речи вы знаете? (Повествование, описание, рассуждение)
- Какова композиция сочинения-описания?
Композиция сочинения-описания
(1) общее впечатление от предмета, который мы будем описывать;
(2) описание деталей;
(3) оценка предмету описания.
- Какие стили речи вы знаете? (Разговорный, художественный, научный, официально-деловой)
- В каком стиле вы будете описывать собор? (В художественном; в описании предмета мы будем использовать различные художественно-выразительные средства – эпитеты, сравнения)3. Создание творческого продукта.
- Что вы знаете об истории Сергиево-Казанского собора? Почему именно этому архитектурному памятнику следует уделить внимание? В чем его особенность?
Ребята объединяются в группы, каждая группа получает материалы с различной информацией об истории собора. В течение 7 минут необходимо обработать материал, выделив основное, и представить данный материал в свободной форме.
4. Социализация. Обсуждение. Дополнения обучающимися друг друга. Выделение главной информации. (Слайды № 5-6)
Просмотр мультфильма «Серафим Саровский». (Слайд № 7)
5. Разрыв.
- Итак, вы узнали историю храма, узнали о преподобном Серафиме Саровском. Перейдем к описанию внешнего облика Сергиево-Казанского собора.
Таблица «Незнакомые слова»
Архиерей священник.
Фонарь в архитектуре венчающая здание открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции.
Зодчество то же, что архитектура.
Купол выпуклая крыша, свод в виде полушария.
Колоннада в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Шпиль в архитектуре завершение башен в виде острия, сильно вытянутого конуса.
Фронтон завершение (обычно треугольное) верхней части здания, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Четверик Четвери́к – объём в русской и украинской деревянной и каменной архитектуре. В храмовой архитектуре допетровского времени форму четверика имела основная часть здания храма, а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол.
ЗвОнницасооружение для подвешивания колоколов.
- Посмотрим на фотографию. Какова структура храма? (Собор имеет вид прямоугольника. Главная часть собора представляет собой двухэтажное здание, которое заканчивается четвериком. Как вы уже отметили, нижний этаж был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, а верхний – в честь Казанской иконы Божией Матери)- Посмотрите на купола собора. Какую особенность куполов собора можно отметить? (И купол главной части собора, и купол колокольни одной формы и структуры: они ребристые, темно-синего цвета; в центре купола расположен фонарь; глава купола, увенчанная золотым крестом, покрыта позолотой. Когда-то купола были синего цвета и украшены золотыми звездами. Купол основного здания собора восьмигранный, имеет восемь окон. Купол колокольни четырехгранный, с таким же количеством окон)- Посмотрите, как много окошек в храме. Какие они? Какова, на ваш взгляд, роль окошек? Что они символизируют? (Разной величины окна собора: от самых маленьких на колокольне и куполах до средних на стенах собора. Они как связующее звено между духовной жизнью и мирской. Сквозь окошки собора ангелы взирают на суетный людской мир)- Обратите внимание на украшения собора. Какие детали можно выделить? (Собор украшен треугольными фронтонами с лепным декором. Треугольный фронтон, расположенный у самого входа в храм, поддерживается мощной белоснежной колоннадой. Над входом в храм висит икона имени «Казанской Божьей Матери»). (Слайд № 9)
- А теперь подведем итоги. Послушайте, как описан собор в энциклопедическом словаре. (Слайд № 10) Выделите и запишите ключевые слова и словосочетания.
Архитектура храма
Стройный, лёгкий, богато украшенный храм с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор имеет вид прямоугольника около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом. Наружные стены украшены лепными фигурами.
Треугольный фронтон, расположенный у самого входа в храм, поддерживается мощной белоснежной колоннадой. Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что усиливает впечатление богатства и праздничности.
- А вот колокольня. С кем или с чем можно сравнить колокольню? Кого она напоминает? Опишите ее. (Колокольня и собор объединены общим основанием. Основание колокольни венчает четырехгранный купол, который поддерживается белоснежными колоннами. Сквозь арки колокольни мы видим звонницу. Купол колокольни украшен декоративными окошками, которые, словно глазки, взирают на окружающую красоту. Колокольня – неотъемлемая часть главного здания собора, его дополнение, правая рука. Она напоминает маяк: как маяк в шторм привлекает заблудившиеся корабли, так и колокольня своим звоном – усталые и заблудшие души)- Для чего предназначалась колокольня? (Колокольный звон оповещал о начале богослужения)
- Послушайте, как звучит колокольный звон. Что вы чувствуете, когда слышите колокольный звон? (Ощущение покоя, свободы).
Звучит аудиозапись колокольного звона.
- Охарактеризуйте колокольный звон. Какой он? (Волшебный, спокойный мелодичный напев сменяется все нарастающим трезвоном – звоном во все колокола; колокольный звон – «отрада души»).
- Знаете ли вы, что человека, который звонил в колокола, называли звонарем. Колокола, как люди, часто имели имена (Гавриил, Лебедь, Медведь).
- Интересна цветовая гамма собора. Он бирюзовый, с белыми колоннами и фронтонами, с белоснежным лепным декором… как голубое небо с белоснежными облаками.
- Наша беседа будет неполной, если мы не войдем во дворик собора. Посмотрите, вот место падения семилетнего Прохора Мошнина, а это Часовенка, освященная в 2004 году в честь собора курских святых.
- Напротив Сергиево-Казанского собора находится пожарная часть. Это, наверное, символично. Собор спасает человека от внутреннего огня, внутреннего пожара, пожарная часть спасает человека от огня внешнего.
6. Подведение итогов.
- Подводя итоги, перечислим основные пункты плана нашего сочинения-описания (запись плана в тетрадях).
Сергиево-Казанский собор г. Курска: история его создания.
Когда и в честь чего построен.
Название храма в честь преподобного Сергия Радонежского и Божией Матери Казанской.
Сергиево-Казанский собор – «жемчужина курской архитектуры».
Необычная композиция – двухэтажное здание.
Основной храм, заканчивающийся четвериком.
Ребристые купола собора.
Колокольня.
Место падения Прохора Мошнина.
Часовня в честь собора курских святых.
Мои впечатления от встречи с собором.
- Вся композиция собора выполнена в одном стиле, каждая деталь дополняет другую, составляя великолепное архитектурное единство. Конечно, храм, описанный в стихотворении Н. Некрасова, которое мы читали в начале урока, внешне отличается своей простотой… Однако цель и задача у храма на горе и Собора одна – снять душевные оковы, исцелить сердечные муки и язвы совести больной.
Орфографическая подготовка. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание слов:
С…бор
…даниеБ…льшой…громныйХоч…тсяУд…вительныйСказоч…ныйМ…л…дичный напев Нар…стающий трезвон
К…локольняГр…циозныйГ…рделивый7. Домашнее задание.
- Итогом заочной экскурсии к Сергиево-Казанскому собору г. Курска должно стать сочинение, в котором вы поделитесь своими впечатлениями о том, что увидели и услышали на уроке.
7. Рефлексия.
- Подводя итоги урока, скажите, какие выводы вы сделали для себя:
я знал, конечно, но только сегодня на уроке увидел, что литература и русский язык взаимосвязаны и очень тесно. Если у художника - кисти, краски, у музыканта – инструмент, ноты, то у писателя есть только слово. Но при единственном инструменте он создаёт такие картины жизни, которые просто потрясают своей правдой и красотой;
а мне понравилось работать в группе, чувствуешь, что не один, что рядом товарищи, придут на помощь, с ними интереснее работать.
понравилась работа, которая позволяет раскрывать секрет писательского мастерства.

Приложение № 2 к уроку развития речи
«Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Сергиево-Казанский собор г. Курска» (7 класс)
Карточка № 1
История Сергиево-Казанского кафедрального собора
Се́ргиево-Каза́нский кафедральный собор — православный храм в городе Курске, построенный в 1752-1778 годах в стиле барокко. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором. Является жемчужиной курской архитектуры, выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества II половины XVIII века, духовным центром и оплотом Православия на Курской земле на протяжении трех столетий.
До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм.
В нижнем этаже должен быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Святитель Иоасаф Белгородский) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма. Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев. Подрядчиком стал курский купец Исидор Иванович Мошнин — отец Прохора Мошнина (Преподобного Серафима Саровского).
После смерти Исидора Мошнина в 1762 году обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия, под надзором которой в 1778 году строительство было окончено. Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 г., а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери в 1778 году.
В 1827 году для Сергиево-Казанского собора были отлиты два колокола (весом 400 и 160 пудов), денежный взнос за них передал тульский купец Черненков. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором.
Изначально чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным чугунным лестницам, однако в связи с этими неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка.
Храм закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала Областная картинная галерея, а на первом этаже была художественная студия. В сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.
К торжествам 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского на территории собора была построена часовня, освящённая 20 июля 2004 года. В 2010 году ко дню памяти преподобного Серафима Саровского (15 января по новому стилю) был полностью обновлен иконостас в нижнем храме собора.
Карточка № 2
Интересные факты из истории Сергиево-Казанского собора
Освящение храмов собора было в разное время. Существует мнение, что шестнадцатилетний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был обусловлен изготовлением и установлением иконостаса.
В середине XX века храмы собора были переосвящены: верхний храм был освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского, а нижний — в честь Казанской иконы Божией Матери (до этого — наоборот).
Начало строительства собора 1752 г., окончание - 1778 г.
Нижний (будничный) храм был освящён в 1762 г. во имя Преподобного Сергия Радонежского, верхний (праздничный) в 1778 г. в честь Казанской иконы Божией Матери.
Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины ХVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли.
Собор, разделяющейся на алтарную , собственно храм, трапезную и притвор имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров. Главная часть собора – двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется синяя глава купола, усыпанная золотыми звёздами и увенчанная золотым крестом.
Первоначальный вид собора с западной стороны значительно изменён из-за пристроенной к колокольне в 1830 г. лестничной клетки.
Храм был начат строительством по решению прихожан Курска.
За благословением они обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу, который не только преподал своё благословение, но и сам освятил место и совершил в 1752 г. закладку храма.
Средства на постройку были собраны среди прихожан, большой вклад внёс купец Карп Первышев. Подряд на строительство взял курский купец Исидор Мошнин, в семье которого родился преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор) Однако Исидор вскоре умер, продолжила и завершила строительство его супруга Агафия.
Семилетний Прохор Мошнин (будущий Преподобный Серафим Саровский) вместе со своей матерью Агафией зашёл на самый верх строящейся колокольни и, отлучившись от матери, упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Очевидцы случившегося не ожидали уже увидеть Прохора живым, но, к удивлению всех, мальчик остался невредим.
Рабочий лист к уроку
Отрывок из стихотворения Н. Некрасова «Тишина»
Храм Божий на горе мелькнул
И детски-чистым звуком веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья.
Лови минуту умиленья.
Войди с открытой головой.
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей.
Тяжеле стонов не слыхалиНи римский Петр, ни Колизей.
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил.
И облегченным уходил.
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной. Термины
Архиерей священник.
Фонарь в архитектуре венчающая здание открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции.
Зодчество то же, что архитектура.
Купол выпуклая крыша, свод в виде полушария.
Колоннада в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Шпиль в архитектуре завершение башен в виде острия, сильно вытянутого конуса.
Фронтон завершение (обычно треугольное) верхней части здания, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Четверик Четвери́к – объём в русской и украинской деревянной и каменной архитектуре. В храмовой архитектуре допетровского времени форму четверика имела основная часть здания храма, а внутри он мог иметь столбы, несущие своды и купол.
ЗвОнницасооружение для подвешивания колоколов.
Описание основного здания
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Описание колокольни
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________