Разработка урока «Развитие речи. Описание природы, внешности человека»


Урок 77
Тема: «Развитие речи. Описание природы, внешности человека»
Цель: 1. Дать понятие о портрете художественном, дать понятие
о портрете в литературном произведении, формировать
навыки описания картин,
2. Развивать навыки монологической речи при описании
внешности человека, развивать воображение учеников,
учить составлять собственный текст- описание, обратить
внимание на роль изобразительно-выразительных средств
языка при описании внешности человека,
3. Воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: развитие речи.
Методические приёмы: объяснение учителя, беседа, выразительное чтение,
наблюдение над текстом, словарная работа.
самостоятельная работа
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска
 
Ход урока
1. Слово учителя.
Каждому из нас приходилось описывать внешность человека. Обычно мы это делаем, когда хотим рассказать кому-нибудь о человеке, который ему не знаком. Я  люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. По внешнему виду многое можно рассказать о человеке.
Сегодня на уроке мы попробуем усовершенствовать наше умение описывать внешность человека.
Запись темы урока.
СЛАЙД 1
2.Беседа.
У: Скажите, пожалуйста, что вы представляете, когда речь идет о портрете?
( картина, на которой изображен человек, лицо человека.)
СЛАЙД 2
У: Вы правы: слово портрет заимствовано из фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — отлат. persona — «личность; особа»— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
В зависимости от того, кто изображен на портрете портреты относят к групповым(двойным) и одиночным.
СЛАЙД 3
3.Словарная работа
У: Запомним правописание слова  ПОРТРЕТ, используя его лексическое значение. Запишем в тетради.
СЛАЙД 4
У: С чего мы начнем описание портрета?
(Обычно с лица человека)
У: Да, вы правильно ответили, именно лицо говорит главное о человеке. Ведь не даром есть в русском языке выражения: « потерять лицо», «на лице написано», «сразу на лице видно», «лица на нем нет». А как вы объясните последнее выражение, что значит «лица на нем нет»?
( кто-то сильно изменился, расстроился, кто-то поменял свой вид из-за чего-то)
У: Обратимся к  «Фразеологическому словарю русского языка» .
(«Кто-либо страшно побледнел, осунулся, изменился в лице от чего-либо»)
У: Да, ребята, на нашем лице всегда отражаются эмоции.
Слайд 5
У: Название этого портрета нам подсказывает, кто на нем изображен, попробуйте описать эмоции этого мальчика .
(Веселое расположение духа, озорной смех, радость, игривость)
У: Таким образом,  портрет помогает нам описать эмоции и сделать вывод о  характере персонажа.
У: Кто изображен на портрете, представленном на Слайде №1
(М.Ю.Лермонтов)
Как вы думаете, а что главное в лице М.Ю.Лермонтова?
(Его глаза)
4. Выполнение упражнений.
У: Попробуйте, опишите их.
(Большие, темные, грустные, печальные, бездонные, таинственные)
СЛАЙД 6
У: О глазах говорят, что они «зеркало души». Почему? Потому что – это один из наиболее выразительных знаков, поскольку передает важнейшее из пяти чувств. «Застывшие и широко открытые, они предназначены для восприятия безграничного мира.»
На портрете  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE_%D0%B4%D0%B0_%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0" \o "Антонелло да Мессина" \t "_parent" Антонелло да Мессина. глаза
этого мужчины передают его чувства, настроение, его внутренний мир.
Попробуйте описать их.
Запишите в тетрадь словосочетания по схеме сущ.+ прил..
У: Какие  ещё важные черты лица мы замечаем?
(нос, лоб, губы, брови)
СЛАЙД 7
Задание: подберите прилагательные или причастия, которые нам помогают описать эти детали портрета. Запишите в тетрадь.
У: Многое может рассказать о человеке отдельная деталь портрета. Например, нос
СЛАЙД 8
У: Подберем образные определения для описания портретной детали.
СЛАЙД 9
Заранее подготовленное сообщение ученика о  Джироламо Савонарола.
У: Важную роль в описании внешности играет фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, что он много времени проводит сидя. Худой человек или полный, подтянутый или расхлябанный - всё это расскажет нам о его здоровье, привычках, характере.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6.Беседа
У: Мимика, жесты тоже очень важны. По ним можно узнать открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе  или постоянно сомневающийся. Говоря о жестах, на что мы обращаем внимание?
( на руки.)
СЛАЙД 10, 11,12
У: Мы рассматривали и анализировали художественные портреты известных художников, но  сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием словесного портрета, используемого в литературном произведении.
Как вы думаете, что такое словесный портрет.
-Это портрет, который создается словами, а не красками.
- Это описание внешности в литературном произведении.
СЛАЙД 13
7.Работа с учебником.
Упражнение 76.
8. Наблюдение над текстом.
СЛАЙД 14
-Выразительное чтение, ответы на вопросы.
У: Что помогает писателю создать образ Насти ?
-Средства художественной выразительности  СЛАЙД 15
Давайте подумаем над вопросами
Слайд 16
9.Выполнение упражнений.
-Упражнение 78: выразительное чтение, устный разбор, письменное выполнение.
-Упражнение 79: выразительная чтение, самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
10. Подготовка к домашнему сочинению.
У: Ваша задача -создать описание внешности знакомого вам человека: взрослого или вашего ровесника. Используя полученные на уроке  знания, постарайтесь показать через внешность черты характера человека, проследить за изменениями во внешности: в лице, фигуре в разных жизненных ситуациях, выразите свое отношение к описываемому человеку.
СЛАЙД 17.
Эти материалы помогут вам составить свои тексты.
11. Домашнее задание: написать черновик сочинения.