Статья Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через учебный план школы при внедрении ФГОС


Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через учебный план школы при внедрении ФГОС
(из опыта работы)
Громак Н.М.,
заместитель директора по НР
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
Социальный заказ современного информационного общества школе определяет требования к результатам образования – сформировать личность, способную перестраиваться в связи с изменениями внешних условий социума, адаптироваться к новым условиям, самообучаться, занимать активную жизненную позицию.
Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития.Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную и исследовательскую деятельность школьников.
Актуальность проектной и исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. Федеральный образовательный стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования. Однако, при всей полезности и привлекательности этих нововведений, решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса практически невозможно.
В связи с этим представляется крайне необходимым обучение школьников методам научного познания и проектирования. Современные развивающие программы начального и основного общего образования включают проектную и исследовательскую деятельность в содержание учебных предметов и различных курсов внеурочной деятельности.
Учебный план начальной и основной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное), реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 и 5-9 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Проектная деятельность в школе реализуется через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, социальных проектов, исследовательских работ, конкурсов, конференций, выставок. Способствует формированию таких ценностей как познание, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-исследовательских проектов.
Одно из инновационных направлений развития школы – построение проектной деятельности школьников, вернее, ее первого этапа, ориентированного на основную школу, где должна происходить пропедевтика развития навыков проектной и исследовательской деятельности подростка.
Цель нововведения - эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал для обучения школьников основам учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи, которые поставил перед собой педагогический коллектив по реализации данного нововведения:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, исследовательский процесс,
- учить ориентироваться в мире информации,
- познакомить обучающихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности,
- учить представлять результаты проектной и исследовательской деятельности в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов,
- формировать универсальные учебные действия,
- воспитывать у детей интерес к коллективному творческому взаимодействию при совместной работе,
- учить применять свои знания в новых условиях.
В нашей школе сложилась определенная система работы, и накопился соответствующий опыт: создание авторских учебных программ, организация индивидуально-групповых занятий и элективных курсов по проектной и исследовательской деятельности, работа НОУ «Интеллект» (секции краеведения «Номас», экологии «Экос», «Социальное проектирование»), проведения общешкольной научно-практической конференции «Школьная элита XXI века».
Вместе с тем, в связи с изменением основных целевых ориентаций стандарта нового поколения, предполагающего развитие качеств личности, заложенных в основной образовательной программе, многие педагоги оказались неготовыми к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся и руководству такой работой, так как сами не вполне четко представляли себе логику проведения учебного исследования и порядок выполнения социального проекта.По сути дела, рассматривались два аспекта этого вопроса:
- повышение исследовательской компетенции учителя;
- формирование у школьников позиции «учащийся-исследователь», развитие исследовательской культуры с начальных классов.
Для этого в учебный план школы, в часть, формируемую участниками образовательного процесса, во вторых – восьмых классах введены часы проектной деятельности, по 1 часу в неделю. Это позволило в течение двух лет перехода на новые образовательные стандарты в начальной и основной школе обеспечить большую активность учащихся и их родителей, педагогов и общественности в разработке, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, атакже в формировании индивидуальных маршрутов обучающихся.
Меняется и основная направленность школьного образования, которая заключается в реализации системно-деятельностного подхода на основе активного вовлечения обучающихся в учебную деятельность на основе проектирования.
По утвержденной структуре согласно положению «О рабочей программе учителя в рамках ФГОС» педагогами разрабатываются варианты программ проектной и исследовательской деятельности по всем учебным дисциплинам и образовательным областям. В результате чего школа накапливает банк эффективных образовательных форм развития исследовательских и проектных умений у обучающихся начальной и основной школы, происходит формирование основ проектной и исследовательской деятельности. При таком подходе, принятое решение намного успешнее претворяется в жизнь, так как учителя с большим желанием реализуют предложенный ими самими путь решения проблемы – к минимуму сводится эффект противодействия принятому решению, когда это решение принимается сверху.
Проектные методики позволяют вести индивидуальную работу над темами, которые вызывает наибольший интерес у каждого обучающегося, что, несомненно, влечет за собой их повышенную мотивированную активность.Проектная деятельность позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению научных и общекультурных знаний.
Использование компьютера придает работе больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих работ на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий справочной и научно-познавательной литературы. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики и в других предметных областях.
Апробация и внедрение в учебный процесс проектных и исследовательских технологий, программ и учебно-методических комплексов в начальных классах и основной школе дали возможность подготовитьпедагогами за два года 16 программ проектной и исследовательской деятельности в соответствии с новыми стандартами начальной и основной школы.
Итогом работы по данному инновационному направлению является значительная положительная динамика участия обучающихся в ежегодной общешкольной научно-практической конференции учащихся«Школьная элита XXI века», котораяпроводится при поддержке НМС школы.Если в 2009-2010 учебном году на конференцию было представлено 12 работ, в 2010-2011 году - 18 работ, то в 2011-2012 учебном году на конференцию представили к защите свои работы 27 обучающихся по трем секциям:
- Культура, наука, искусство;
- Естественные науки;
- Краеведение.
Только в 2011-2012 учебном году в районных конкурсах проектных иисследовательских работ учащихся «Шаг в будущее», «Я-гражданин России», «Тимофеевские чтения», «Юный изыскатель», «Первые шаги в науке» приняли участие 18 работ, из них пять работ сталипобедителями,призерами и дипломантамиокружного и всероссийского уровней.
В этом 2012-2013 учебном году учащимися школы были подготовлены и представлены для защиты в конкурсах разного уровня более 30 проектных и исследовательских работ по различным направлениям и областям знаний. Все больше педагогов и обучающихся вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность, проявляя инициативу и самостоятельность при принятии решений участия в тех или иных проектах и исследованиях.
Работа в данном направлении дает обучающимся огромные возможности в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития, обеспечивает широкие возможности для овладения исследовательскими знаниями, умениями и навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.