Урок (интегрированный) по географии, чтению на тему Экологический серпантин (6 класс VIII вид)

Интегрированный урок в 6 классе (8 вид).

Тема: «Экологический серпантин».

Цели:

Коррекционно - образовательные: дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование навыков сознательного, плавного и выразительного чтения; развивать познавательный и эмоциональный интерес в работе на каждой из станций; учить различать объекты живой и неживой природы; расширять кругозор и обогащать знания учащихся.

Коррекционно - развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления - воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; формировать умения анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание сохранить богатства природы; воспитывать целенаправленное внимание, интерес к учению; любовь к родному краю; пробуждать эмоциональные чувства с помощью музыки, стихов, загадок, литературного текста.

Тип урока: урок совершенствования знаний и формирования умений учащихся.

Форма урока: взаимопроникающая, познавательная, проблемно – дидактическая.

Виды деятельности учащихся:
- выразительное чтение;
- инсценировка;
- ответы на вопросы;
- отгадывание загадок;
- чтение по ролям;
- беседа;
- физкультминутка;
- пение знакомых песен;
- составление эмблемы урока.

Материалы и оборудование: выставка рисунков по экологии; информационно - техническое обеспечение (компьютер, диски, экран для проецирования, проектор); презентация учителя «Путешествие по стране «Экология»; аудиозапись песен; таблица с «остановками» по стране «Экология»; вагончики и тепловоз; индивидуальные карточки с рассказами для чтения; глобус; одноразовые стаканчики и родниковая вода; эмблемы – Солнце, Вода, Воздух; шапочки для инсценировки – Солнце, Воздух, Вода, Ветер; эмблема урока; сюрпризы для каждого участника.

Предварительная работа: знакомство с произведениями на внеклассном чтении, знакомство с Красной книгой; на уроках музыки заучивание песен; на уроках ИЗО - рисование на тему «Экология»; на уроках географии прохождение темы по экологии; на уроках естествознания и биологии учить устанавливать взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, влияние на неё.

Дополнительная литература:
Рассказы для чтения детьми - В.В. Бианки, М.М. Пришвин, К. Ушинский, В.П. Астафьев, К.Г. Паустовский.
К. Чуковский «Краденое солнце».
Рассказы о растениях и кислороде.

Время проведения: 40 минут.

Методы работы: инновационные – метод коллективного решения проблем, проблемно – игровой метод.

Ход урока:
Вступление.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, он более объёмный
и сложный, чем всегда. Мы проводим одновременно урок чтения, урок естествознания и географии как один большой урок, взаимосвязанный по одной теме. Такой урок называется интегрированным. Мы с вами отправимся в путешествие по стране «Экология». Давайте вспомним, что такое экология?
Ученик: Экология – наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

Учитель: Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать. Всё ли готово? Можем ли мы отправляться в путешествие? (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)
- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить тепловоз, если нумерация идет с первого вагона? (К левой.)
- Где поезд делает остановки? (На станциях.)
- Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях останавливаться и о чём говорят нам названия этих станций? (Природная – о природе, Солнечная – о солнце, Воздушная – о воздухе, Родниковая – о воде, Сказочная – о сказках, Бережливая – о бережливости.)
- Как поезд набирает скорость? (Чух-чух-чух.) - А как он подаёт сигнал? (Ту-ту-ту.)
- Поехали! А чтоб было веселей, споём песню «Весёлые путешественники» (муз. М.Старокадомского, сл. С.Михалкова.)

Станция «Природная». (Слайд).
- Мы прибыли на станцию «Природная». Что такое природа? (Природа – это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
- Проведём игру «Природа – не природа». Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолёт, ящерица, море, кирпич, книга, дерево, карандаш, лиса, синица, комар, гараж, крокодил, щенок. (Смотрим слайд – проверяем ответы.)
- Какая бывает природа? ( Живая и неживая.)
- Что такое живая природа? (Это то, что растёт, дышит и производит себе подобных.)
- Что такое неживая природа? (Неживая природа не растёт, не дышит, не производит себе подобных.)
- Посмотрите на экран «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер)
- Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь)
- Сейчас мы послушаем отрывки из рассказов о природе, которые приготовили вы сами.
Дети читают отрывки из рассказов В. Бианки и К. Ушинского:
«Голубой зверёк»;
«Кукушонок»;
«Лис и мышонок»;
«Муха и чудовище»;
«На поле летом»;
«Пища растений».

- Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше, напевая песню «Голубой вагон» (муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского.)

Станция «Солнечная». (Слайд).

-Поезд подходит к станции. Читаем её название. (Солнечная.)
- Ребята, а что такое солнце? (Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Солнце обогревает Землю и даёт нам тепло.)
- А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце в 109 раз больше Земли.)
- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
- Сможем ли мы жить без солнца? (Нет.)
- Послушайте отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». (Дети читают по ролям.)
- Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно даёт нам свет, тепло, жизнь.)
- Деревья и все другие растения – это удивительные творения природы. Только они способны сохранять солнечное тепло, а потом отдавать его. Каменный уголь – это не что иное, как стволы, корни, ветки вымерших и неразложившихся деревьев. Залежи каменного угля хранят тепло (энергию), которое древние растения получили от солнца много миллионов лет назад и отдают это тепло, когда люди используют уголь для отопления помещений, при выплавке чугуна и стали, для нагревания паровых котлов на теплоэлектростанциях и так далее.
В России большие запасы торфа, который также используют как топливо. Торф – это неразложившиеся стебли, ветки, листья торфяного мха – сфагнума и других болотных растений.
Растения уникальны не только тем, что накапливают и хранят солнечное тепло. Они питаются совсем не так, как животные. Под тёплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ воздуха и преобразуют его в крахмал и сахар. При этом им нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света они не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, что делает возможным жизнь всех живых организмов, прежде всего человека, животных, в том числе и самих растений, потому что и человек, и растения, и животные дышат кислородом, выдыхая углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют для дыхания. Это создаёт запас кислорода в воздухе.


- Превращая солнечное тепло в корни, ветки, стволы, листья, цветы, семена, растения служат кормом для самых разных животных. Так солнечное тепло (энергия) распределяется между всеми живыми организмами на Земле.
Но и этим не исчерпывается роль растений в природе. Растения защищают почвы, на которых растут, от разрушения ветрами и водами. Они сберегают полноводность рек и препятствуют наводнениям; влияют на климат, делая его более благоприятным; очищают воздух от пыли и вредных промышленных газов; создают красоту вокруг. Недаром в народе говорят: «Растение – Земли украшение".
- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, которое подходит солнышку. (Выбирают и учитель прикрепляет на доску эмблему солнца.)
- Едем дальше. (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина.)

Станция «Родниковая». (Слайд).

-Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Слушайте внимательно и подумайте, на какую станцию мы приехали. (Родниковая.)
(Звучит фонограмма журчания воды.)
- Из недр Земли забил родник,
Ручьём хрустальным ставшим вмиг...
Спешат ручьи, вперёд бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течёт не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь...
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольёт!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
- Посмотрите на модель Земли – глобус. Какого цвета на нём больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода. Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, то можно её не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
- Да, воды-то много. На нашей планете есть пресная и солёная вода. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ и растений пригодна только пресная вода. А остальная вода, в океанах, морях солёная. Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства. Посмотрите на схему (Слайд). Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
- Вода очень интересное вещество. Она одна – единственная бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
- Какой лёд по структуре? (Твёрдый.)
- Что происходит со льдом в тепле? (Он тает и превращается в воду.)
- А вода – это какое состояние? (Жидкое.)
- Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают воду и кипятят.)
- В этом чайнике вода, и она кипела. Я открываю крышку, что вы видите? (Мы видим пар.)
- Что это такое? (Капельки воды.)
- Пары воды – это газообразное её состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)
- При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)
- При какой температуре лёд начинает таять? (При плюс одном градусе.)
- Кто же губит воду? (Человек.)
Ученик читает: Необходимый источник жизни – воду – загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озёра и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаём о новых, губящую морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты – вода – может быть отравлен окончательно.
А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды! (Детям в индивидуальные разовые стаканчики наливается магазинная вода «Родниковая».)
- Вкусная, ребята, вода? (Да!)
- Помните: воду надо беречь! Понравилось вам на этой станции?

- Путешествие продолжается. Пока мы едем, я научу вас делать массаж спины со словами (физкультминутка):

Рельсы, рельсы,

Шпалы, шпалы -





Ехал поезд запоздалый.

Вдруг с последнего вагона посыпался горох.

Пришли куры, поклевали.

Пришли гуси, пощипали.


Пришёл слон, потоптал.


Пришёл дворник, всё подмёл.


Пришёл директор, поставил стул, стол и пишет:

Дорогая дочка!
Тире, точка.

Дорогая жена!
Тире, точка.

Дорогая жена!
Дорогая дочка!

Дзинь – дзинь. Точка.

Ребром ладоней проводим от поясницы до плеч и обратно.
Ладони ставим ребром на расстоянии друг от друга на позвоночнике и разводим их в разные стороны. Ладони повёрнуты внутрь к лицу массажиста.
Пальцы рук делают быстрые шажки от поясницы к плечам.
Кончиками пальцев рук делаем постукивания, как будто идёт дождь.
Кончиками пальцев рук чуть надавливаем на мышцы спины.
Большим и указательным пальцами прихватываем кожу и оттягиваем.
Сжатыми кулачками, сгибами, нажимаем на тело в разных местах.
Расслабленными пальцами поглаживаем тело из стороны в сторону, как метлой.
Сжатым кулаком одной руки припечатываем в одном месте, в другом месте другой рукой.
Одним пальцем, как ручкой, водим по спине, проводим полосу, ставим точку.

То же.

То же.

То же.





Станция «Воздушная». (Слайд).

Учитель: Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета – это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера – это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он порвётся. Вот также легко мы губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Ученик читает: «Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и всё живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли».

Учитель: Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
- Каким газом мы дышим? (Кислородом.)
- Посмотрите на схему «Воздух». (Смотрят на слайд.)
- Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.)
Дети читают отрывки из рассказов (про растения и кислород.)
- Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки:
Золотое яблочко по небу катается,
С утра улыбается, а улыбки – лучи
Очень горячи. (Солнце.)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)
Без рук, без ног, по полю рыщет,
Поёт да свищет, деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер.)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем. (Воздух.) и др.

Станция «Сказочная».(Слайд).

Учитель: Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».
(Ученики показывают инсценировку.)
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее.
Ясно солнышко сказало:
- Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю.
Свежий Воздух возразил:
- Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
- Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
- Зря вы спор завели. Жить вам придётся всем вместе и дружно, потому что всем людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как всё взаимосвязано.
- С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

- Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
- Кто завёл спор? (Солнце, Воздух и Вода.)
- О чём они заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
- Кто разрешил их спор? (Ветер.)
- Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
- Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)
- Три клада у природы есть:
вода, земля и воздух –
Три её основы.
Какая бы ни грянула беда –
целы они –
всё возродится снова.
- Действительно, без воды, почвы и воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы всё это вдруг совершенно исчезло. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут менять своё качество. Люди в результате своей производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
- Следуем дальше с песней «Весёлый ветер» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева – Кумача):
А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер,
Весёлый ветер, весёлый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете
И все на свете песенки слыхал.
Спой нам, ветер, про дикие горы,
Про глубокие тайны морей,
Про птичьи разговоры, про синие просторы,
Про смелых и больших людей.


Станция «Бережливая». (Слайд).

Ученик читает:
Океан седой гудит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Чёрные раскачивает пятна
На седой разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век ..
На Земле уж белых пятен нету.
Чёрные сотрёшь ли, человек?

Учитель:
- Ну а теперь о самом важном:
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днём,
А воздух! Сколько грязи в нём!
Когда – то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может всё живое!
Земля, что сделали с тобою?!..
Пусть знак беды у нас отметит
Больные точки на планете!
- Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети воображая, рассказывают, что они видят за окном.) (Слайд).
- В лесах незаконно спиливаются деревья.
- Мусор лежит вдоль дорог.
- Над городом «висит» смок от заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин.
- В городах ухудшилось качество воздуха и воды.
- Вокруг заводов засыхает лес, поэтому вымирают птицы и животные.
- На поверхности воды можно увидеть разливы нефти из танкеров, которая во время аварий проливается в воду морей и океанов.
- В реке плавает мёртвая рыба.
- Под новый год спиливают ёлки, весной рвут и продают первоцветы.
- Невоспитанные дети разрушают гнёзда птиц, ловят диких животных и их детёнышей уносят домой.
- Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать.
- Почва на полях отравляется ядохимикатами от вредителей и сорняков и химическими удобрениями для большей урожайности.

Учитель: Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи.
- Последняя станция «Бережливая». О чём она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.) Всё ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? (Человек.)
- Правильно. Сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Вы их сейчас перечислили.

Заключительная часть.

Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
Дерево, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

- Дети, что вы усвоили из прошедшего урока? ( Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто не бережёт её.)
- Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия – это будет итогом нашей работы сегодня. Получите шаблоны предметов: Земли, человека, кроны дуба, бабочки, цветка, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу».
- Что у нас главное? (Земля.)
- Кто является хозяином Земли? (Человек.)
- Что должен охранять человек? (Природу.)
- Вот такая эмблема у нас получилась.

Подведение итогов урока. (Слайд).
- Сегодня на нашем необычном уроке все дети поработали хорошо. Поэтому все получаете «отлично» за урок. А чтоб вы не забыли, чему мы посвятили сегодняшний урок, получите в подарок маленькие сюрпризы. (Раздаются всем присутствующим маленькие сувениры. Звучит фонограмма песни « 21 век».)
- Спасибо за сотрудничество. Урок закончен.



Литература:

Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6. Интегрированные уроки. Научно – практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов – н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. – 256 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно – методическое пособие для учителей, студентов высших и средних педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Москва – Ростов – н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. – 192 с.
Коллектив авторов. Система открытых мероприятий в школе: классные часы, мероприятия, открытые уроки. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
Гончарова Н.М., Дыбань Л.С., Иманова В.Д., Попова Г.П. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах / авт.-сост. Н.М. Гончарова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 249 с.
Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. 5 – 9 классы: игры, праздники, конкурсные программы, тематические вечера, беседы. – Вып. 2 / авт. – сост. Е.М. Вавилина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 109 с.







Дополнительный материал для урока:


В. БИАНКИ
КУКУШОНОК

Кукушка сидела на берёзе среди рощи.
Вокруг неё то и дело мелькали крылья. Птицы хлопотливо сновали между деревьями, высматривали уютные уголки, таскали пёрышки, мох, траву.
Скоро должны были появиться на свет маленькие птенчики. Птицы заботились от них. Они спешили, вили, строили, лепили.
А у кукушки была своя забота. Она ведь не умеет ни гнёзд вить, ни птенцов воспитывать. Она сидела и думала:
«Вот посижу здесь и погляжу на птиц. Кто лучше всех себе гнездо выстроит, той и подкину своё яйцо».
И кукушка следила за птицами, спрятавшись в густой листве. Птицы не замечали её.
Трясогуска, Конёк и Пеночка выстроили себе гнёзда на земле. Они так хорошо спрятали их в траве, что даже в двух шагах нельзя было заметить гнезда.
Соловей и Славка свили гнёзда в кустах.
Тут на глаза кукушке попалась маленькая Мухоловка – Пеструшка. Она вылетела из дупла старой липы и полетела помогать птицам прогонять Сойку, которая ворует птенцов.
«Вот отличное гнездо для моего птенца! – подумала Кукушка. – В дупле его Корова не раздавит и Сойка не достанет. Подкину своё яйцо Пеструшке!»
Пока Пеструшка гонялась за Сойкой, Кукушка слетела с берёзы и снесла яйцо прямо на землю. Потом схватила его в клюв, подлетела к липе, просунула голову в дупло и осторожно опустила яйцо прямо в Пеструшкино гнездо.


В. Бианки
ГОЛУБОЙ ЗВЕРЁК

В густом лесу на горе было темно, как под крышей. Но вот вышла луна из-за тучи, и сейчас же засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах и засеребрился гладкий ствол старой осины. У вершины её чернела дыра – дупло.
Вот по снегу мягкими, неслышными прыжками подбежал к сосне тёмный длинный зверёк.
Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась, - мелькнули острые, хищные зубы.
Это куница – гроза всех мелких лесных зверей. И вот она, чуть шурша когтями, бежит уже вверх по осине.
Вверху из дупла высунулась усатая круглая головка. Через миг голубой зверёк уже бежал по суку, осыпая снег на ходу, и легко прыгнул на ветку соседней сосны.
Но как ни легко прыгнул голубой зверёк, ветка качнулась, - куница заметила. Она согнулась в дугу, как натянутый лук, потом выпрямилась – и стрелой перелетела на качавшуюся ещё ветку. Куница понеслась вверх по сосне – догонять зверька.
Нет никого в лесу проворней куницы. От неё не уйти даже белке.
. Куница щелкнула зубами со злости и стала спускаться с дерева.
Голубой зверёк ускользнул.



В. Бианки
ЛИС И МЫШОНОК
- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь!
- А у меня в норке кладовочка.
- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
- А я от тебя в отнорочек – и был таков.

В. Бианки
МУХА И ЧУДОВИЩЕ
Бабушка говорит: мало любить всякую животинку, её понимать ещё надо, - а это не так – то просто.
Удивляюсь прямо: что тут мудрёного?
Один раз лежу в траве на солнышке, - загораю.
Вдруг – бац! – у меня перед носом села муха. На лист сирени. Да не простая муха – серая комнатная, а замечательно какая красивая. Майка на ней зелёная, трусы синие, всё яркое, блестящее, в обтяжку, как облитое. Бывают такие блестящие мухи.
Села и сидит. Тоже, видно, загорать прилетела. И, видно, ей скучно: лениво так брюшко себе почесала задней ножкой и зевнула во всю пасть.
Хотя, может быть, это мне только так показалось, что пасть. Спорить не буду.
Ну, одним словом, вижу: мухе скучно сидеть одной на листе и загорать. И она очень обрадовалась, когда вдруг кто-то стал снизу подниматься на лист.
Показалась зелёная гладкая голова с длинным кривым рогом и двумя ярко – красными глазами под ним. Потом толстая шея
Муха было подскочила к ней, - а шея всё вытягивается, вытягивается из под листа – толстая, жирная, вся в перетяжках. Голова всё выше, выше и уставилась на муху своими красными глазами.
Муха – брык! – со всех ног и отскочила на дальний край листа.
Я так и спрыснул со смеху. Кричу ей:
«Струсила, струсила!» - хотя, правда, рогатое чудовище и мне показалось довольно страшным.
Мухе, конечно стыдно. Она сделала вид, будто и не думала удирать,. Она поплевала себе в ладошки и стала засучивать рукава: «А ну, выходи на кулАчки!»
Видели, как это мухи делают? Подожмут передние ножки и ножкой об ножку сучат, - точь- в –точь рукава закатывают. Хотя раз майка и трусы у них – всё это их собственное тело, то никаких рукавов у них и нет. А замечательно похоже это у них выходит!






ЭТО НАДО ЗНАТЬ!



А знаете ли вы, сколько лет понадобится природе, чтобы переработать этот хлам?


Автобусный билет
1 месяц

Банановая кожура
6 месяцев

Носок шерстяной
1 год

Бумажный стакан
5 лет

Окрашенная рейка
13 лет

Консервная банка
100 лет

Алюминиевая банка, пластиковая бутылка
500 лет

Стекло
никогда







СОХРАНИМ НАШУ ЗЕМЛЮ ЗЕЛЁНОЙ
Щади зверей и птиц,
деревья и кусты.
Ведь это всё слова,
что царь природы ты.
Ты только часть её,
зависимая часть.
ЧТО без неё
и мощь твоя и власть.

Вл. Алексеев


«Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля».
К. Паустовский


«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он сын её».
И.С. Тургенев



«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».
Л.Н. Толстой



«Человек, который понимает природу – благороднее, чище».
Л.М. Леонов


НАРОДНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ
Жизнь дана на добрые дела.
Хорошие поступки украшают человека.
Доброе дело само себя хвалит.
Без труда нет добра.
Земля заботу любит.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Возвращай земле долг – будет толк.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Накорми землю – она накормит тебя.
В поле свёз навоз – с поля хлеба воз.
Много снега – много хлеба, много воды – много травы.
Аист на крыше – мир в доме.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Растение – земли украшение.
Сломать дерево недолго, вырастить – годы.
Одно дерево погубил - посади сорок.
Старые деревья молодые охраняют.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Искру туши до пожара, отводи беду до удара.
Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом.
Увидел скворца – весна у крыльца.
Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему зелёная ветка.
Срубили кусты – прощай птицы.
Больше птиц – выше урожай.
Весной дождь растит, а осенью гноит.
Весна красна цветами, а осень хлебами.
Вода на лугу, сено в стогу.
В цвету трава – косить пора.
Рощи да леса – родного края краса.
Судьба природы – судьба Родины.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!


Природа – мать, во тьме сомненья
От часа в час, от века в век,
Готовила венец творенья,
Тебя рождала, человек.
Даря тебе тепла улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить.
Но вновь и вновь ты ошибался,
Хлыстал ты землю, как хлыстом,
Ты разобраться не старался
В том, ЧТО ты бил.
Ты бил свой дом.






КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПРИРОДЕ

Те, кто собираются в поход с ночлегом, должны иметь с собой надувной матрац, спальный мешок и всё необходимое, чтобы не причинять урон лесу.
Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.
Диких животных, их детёнышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни.
Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из «темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало своей красотой. Ловить красивых насекомых нельзя. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить только капустную белянку и других белянок.
Если щенок потерялся в лесу, то его нужно найти обязательно. Иначе он может стать бродячей собакой. В лесу такие животные уничтожают всё подряд, очень обедняя природу. Весной и в начале лета, когда у многих зверей появляются малыши, а птицы высиживают яйца или кормят птенцов, собак в лес и в парки не берут вообще, так как они там могут разорять гнёзда, пугать птиц и зверюшек.
На лоне природы можно слушать звуки природы и тишину.
Рвать цветы в природе не следует, тем более если они очень красивые и придают местности особую живописность. Кувшинки стали очень редки, поэтому их рвать недопустимо даже ради очень светлых намерений. Эти цветы занесены в Красную книгу. Вне воды они быстро теряют свою привлекательность, их венчик быстро поникнет.
Природные сообщества – леса, луга, берега водоёмов – не место для захоронения мусора. Все отходы после отдыха нужно увозить с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Копать ямы для мусора – значит усиливать на природу её воздействие.
Бросать что – либо в водоёмы недопустимо. Пруды, реки, озёра – это место обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно всё это безобразие. Водоёмы – это жизненное пространство рыб, бесчисленного количества различных беспозвоночных и микроорганизмов, а также многих птиц и зверей. От чистоты водоёмов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены обращаться с ранами на ногах.
Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании, даже следовые количества которых могут влиять на наследственные структуры человека и животных. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно. В экономически развитых странах использованные синтетические упаковки собирают в специальные коллекторы для повторной переработки, которые строят рядом с крупными торговыми точками. Уровень экологической культуры населения таков, что люди пользуются услугами этих коллекторов независимо от благосостояния семьи.
Пищу никогда не сжигают и не делают её непригодной для еды. Если рядом есть водоём, подкормите рыбу тем, что осталось. Хотя летом корма для всех достаточно, однако то, что вы оставили, кто – либо из животных съест.
Тот, кто вырезает надписи на деревьях или уродует ими скалистые обнажения, глыбы или могучие валуны, расписываются в своём бескультурье. Однако причинять дереву новую травму не следует.
Ребят только тогда можно считать готовыми к походу, когда каждый из них умеет правильно оценить любую ситуацию и знает элементарные правила поведения в лесу или у водоёма.





КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки - белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
- Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зёрнышка не видно!
Плачут зайки на лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.

Рано – рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра – та – та и тра – та – та!

- Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!

Но мохнатые боятся:
- Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!

И бегут они к Медведю в берлогу:
- Выходи – ка ты, Медведь,
на подмогу!
Полно лапу тебе, лодырю, сосать,
Надо солнышко идти выручать!
Но медведю воевать неохота:
Ходит – ходит он, Медведь, круг болота.

Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:
- Ой куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, покинули?

А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
- Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?

И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
- Стыдно старому реветь –
Ты не заяц, а медведь.

Ты пойди – ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,

... Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж и мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался крокодил,
Завопил, заголосил.
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!

Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка,
за солнышко!»



Михаил Пришвин

КЛЁНЫ

Клёны возле фабрики оделись в жёлтую зелень, такую сильную, что все прохожие думали, глядя на них, о пользе озеленения. Но когда люди уснули, взошла луна и вслед за луной начался опять рассвет, и запели птички на клёнах, и заработала смена на огромной фабрике.
Началось уличное движение, и к этим клёнам подошли школьники: мальчики и девочки. Я подслушал их разговор. Дети негодовали, глядя на клёны: в каких дурных условиях живут эти прекрасные деревья.
Оказывается, с их точки зрения, это было не озеленение человеческой жизни, а очеловечивание клёнов, и клёны, с их точки зрения, были существа неизмеримо более высокие, чем люди.

Загадки:
Голубая простыня Сели детки на карниз
Весь свет покрывает. И растут всё время вниз.
(небо) (сосульки)

Доброе, хорошее Утром бусы засверкали,
На людей глядит, Всю траву собой заткали,
А людям на себя А пошли искать их днём,
Глядеть не велит. Ищем, ищем – не найдём.
(солнце) (роса)

Что за чудо – красота! Только тронь –
Расписные ворота Отдёрнешь ладонь:
Показались на пути! Обжигает трава
В них ни въехать, ни войти. Как огонь.
(радуга) (крапива)

Не заботясь о погоде, Что же это за девица:
В сарафане белом ходит, Не швея, не мастерица,
А в один из тёплых дней Ничего сама не шьёт,
Май серёжки дарит ей. А в иголках круглый год.
(берёзка) (ель, сосна)

Стоит в поле кудряшка – На зелёной хрупкой ножке
Белая рубашка, Вырос шарик у дорожки.
Сердечко золотое. Ветерочек прошуршал
Что это такое? И развеял этот шар.
(ромашка) (одуванчик)

Кто ни прикасается, - На большой цветной ковёр
За того цепляется. Села эскадрилья,
Привязчивый и колкий, То раскроет, то закроет
Кругом торчат иголки. Расписные крылья.
(репейник) (бабочки)

Домовитая хозяйка Есть у ребят зелёный друг,
Пролетает над лужайкой, Весёлый друг, хороший,
Похлопочет над цветком – Он им протянет сотни рук
Он поделится медком. И тысячи ладошек.
(пчела) (лес)

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
(дерев








13PAGE 15


13PAGE 141415