Рабочая программа по географии по Лифановой Т.Г. (VIII вид) для 8 класса


Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12"
Рассмотрено на МО Принято на методическом Утверждаю
Протокол №1 совете. Заместитель директора Директор ГКОУ
от " "__________2016г. по учебно-воспитательной работе школы-интерната №12
______________ Е.Е. Попова __________ И.В. Фоминых
Протокол №___ Приказ №_______
от "__"________________ 2016г. от "__"___________ 2016г.
Рабочая программа учебного предмета
"География"
для 8 В класса
Составитель: Сидорова Ольга Владимировна
Шадринск, 2016-2017 уч.годГЕОГРАФИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
   При составлении рабочей программы к учебному курсу «География» для учащихся обучающихся по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,использована авторская программа Лифановой Т.М.,по географии для специальных коррекционных классов (8 вид) опубликованной в сборнике программ под редакцией Воронковой В.В..Москва.ГИЦ Владос 2011г.Допущено Министерством образования РФ.Данная программа и преподавание учебного предмета осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует учебному плану ОУ.
Место предмета в учебном плане.
класс – «География материков и океанов»-2 час в неделю 68 час в год
В преподавание курса используется учебно-методический комплект. Лифанова Т. М. и Соломина Е. Н. «География материков и океанов. 8 класс», Москва издательство «Просвещение», 2009 год.
Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Основная задача современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, СБО, рисованием, черчением и другими предметами. Также он предусматривает опору на знания, полученные детьми в начальных классах.

Нормативным основанием для составления учебной программы являются следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят государственной думой 18 июля 1996 г.;
Ратифицированные Россией международные документы, гарантирующие права «особого» ребенка:
Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.;
Декларация о правах инвалидов от 9 ноября 1971г.;
Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 2971г.;
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990г.;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г. №288);
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:
таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,
план местности для нач. кл. массовой школы,
географические карты (физическая, политико – административная и карта природных зон.
На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся.
8 класс
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Основные курса географии в 8 классе: дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков и океанов, стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
Цель обучения предмету в 8 классе: Формирование у учащихся представлений о материках и океанах.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
- формирование у учащихся представлений о мировом океане;
- познакомить учащихся с географическим положением, природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами различных континентов;
- дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём; - развивать речь, память, зрительное восприятие, внимание, мышление средствами предмета «География»;
- дать знания о правилах поведения в природе.
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны знать:
- Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;
- особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения.
Учащиеся должны уметь:
- показать на географической карте океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Знания учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, оцениваются в установленном в образовательном учреждении порядке.
Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания:
Оценка % выполнения заданий
удовлетворительно 35 – 50%
хорошо 50 – 65%
очень хорошо свыше 65%
Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся.
1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.
*Обучение отдельных учащихся с более выраженными (или осложненными) интеллектуальными нарушениями, которые не имеют возможности освоить программный материал, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Следует учитывать, что понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия. Цель каждой индивидуальной программы – создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Данная программа согласовывается методическим советом и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК или педагогическим советом школы. Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.
Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимально необходимый (сниженный) уровень, а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом, именно поэтому данные предложения носят рекомендательный характер.

Календарно-тематическое планирование.8 класс
1 четверть
№ Тема урока Тип урока Форма урока Информационное обеспечение, средства обучения
Дата
11 Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.
Сообщение новых знаний Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме. Глобус, физическая карта полушарий, сравнительная таблица материков
Мировой океан.
комбинированный Беседа с моделированием объектов и ситуаций. Глобус, физическая карта полушарий, сравнительная таблица океанов
Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. комбинированный Рассказ с демонстрацией медиафайлов .физическая карта полушарий, медиафайлы Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. комбинированный Рассказ с демонстрацией медиафайлов .физическая карта полушарий, медиафайлыТихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. комбинированный Рассказ с демонстрацией медиафайлов .физическая карта полушарий, медиафайлы Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. комбинированный Рассказ с демонстрацией медиафайлов .физическая карта полушарий, медиафайлыСовременное изучение Мирового океана. Обобщения знаний Практическая работа
Составление схемы «Хозяйственное использование океанов». Глобус, физическая карта полушарий, сравнительная таблица океанов
Африка. Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова. Сообщение новых знаний Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме. Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр. материка Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Применения знаний Самостоятельная работа Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр. материка Растения тропических лесов. комбинированный Практическая работа
Зарисовка одного из растений тропиков Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр. растений Животные тропических лесов. комбинированный Практическая работа Зарисовка одного из животных тропиков Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр. Животных, Растительный мир саванн.
комбинированный Практическая работа
Зарисовка одного из растений саванн Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр.растений саванн Животный мир саванн. комбинированный Практическая работа
Зарисовка одного из животных саванн Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр. животных Растительный и животный мир пустынь. комбинированный Практическая работа
Зарисовка одного из растений и животных пустынь. Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр. животных и растений пустынь. Население. Жизнь и быт народов. комбинированный Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме. Медиафайлы «Народы Африки» Государства, их столицы Обобщения знаний Подготовка рефератов уч-ся Глобус, политическая карта полушарий,материалы для подготовки рефератов уч-ся, Урок- повторение по теме: «Африка». Контроль и оценка знаний Проверочная работа Задания для проверочной работы 2 четверть
№ Тема урока Тип урока Форма урока Информационное обеспечение,средства обучения
Дата
18 Австралия . Географическое положение, очертания берегов, острова. Сообщение новых знаний Практическая работа
Нахождение на карте островов, полуостровов. физическая карта полушарий,глобус19 Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. комбинированный Практическая работа Нахождение гор, рек, озёр схема освещённости Солнцем Земли,
физическая карта полушарий, 20 Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.
Сообщение новых знаний Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме. физическая карта полушарий, медиафайлы,портрет Н. Н. Миклухо-Маклая.
21 Растительный мир. комбинированный Практическая работа
Зарисовка одного из растений и составление рассказа-описания физическая карта полушарий, медиафайлы,рисунки детей 22 Животный мир. Охрана природы. комбинированный Практическая работа Зарисовка одного из животных и составление рассказа-описания физическая карта полушарий, медиафайлы, 23 Население (коренное и пришлое). комбинированный Беседа с моделированием объектов и ситуаций. физическая карта полушарий, медиафайлы «Население Австралии» 24 Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн. комбинированный Беседа с практическими заданиями. Глобус, физическая карта полушарий,
политическая карта мира иллюстр. городов 25 Материк Австралия. Обобщающий урок Дидактическая игра «На материке» Глобус, физическая карта полушарий,
иллюстр. материка,
сравнительная таблица океанов
26 Антарктида .Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Сообщение новых знаний Рассказ с демонстрацией медиафайлов .Глобус, физическая карта полушарий,
иллюстр. материка 27 Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Сообщение новых знаний Практическая работа Описание пути русских мореплавателей. Глобус, физическая карта полушарий,
портреты мореплавателей 28 Особенности природы, ее поверхность и климат Антарктиды комбинированный Самостоятельная работа Глобус, физическая карта полушарий,
медиафайлы «Антарктида» 29 Растительный и животный мир. Охрана природы Антарктиды .комбинированный Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме. Глобус, физическая карта полушарий,
иллюстр.растений и животных Антарктиды, дидактические задания 30 Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды. комбинированный Беседа с практическими заданиями. Глобус, физическая карта полушарий,
портретыисследователей,дидактические задания, 31 Антарктида и Австралия. Контроль и оценка знаний Проверочная работа Задания для проверочной работы 32. Материки: Австралия и Антарктида.
Обобщающий урок КВН « Австралия и Антарктида» Интерактивные задания для игры,рисунки и творческие работы уч-ся 3 четверть
№ Тема урока Тип урока Форма урока Информационное обеспечение,средства обучения
Дата
33 Открытие Америки. Сообщение новых знаний Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме. физическая карта полушарий,глобус,графическая схема открытия Америки,портрет Х.Колумба. 34 Северная Америка.Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Сообщение новых знаний Практическая работа
Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры. физическая карта полушарий,глобус,контурные карты, 35 Природные условия, рельеф, климат Северной Америки. комбинированный Беседа с практическими заданиями. физическая карта полушарий, медиафайлы, 36 Реки и озера Северной Америки. комбинированный Практическая работа
Обозначение на контурной карте рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. физическая карта полушарий, медиафайлы,контурные карты 37 Растительный и животный мир Северной Америки. комбинированный Беседа с моделированием объектов и ситуаций. физическая карта полушарий, медиафайлы,рисунки детей 38 Населения и государства Северной Америки. комбинированный Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме. физическая карта полушарий,глобус,дидактические задания по теме,4,31 39 Государство США.
Применения знаний Самостоятельная работа физическая карта полушарий,глобус,
доп.материалы для подготовки рефератов 40 Государство Канада. комбинированный Беседа с практическими заданиями. физическая карта полушарий, медиафайлы, 41 Государства Мексика, Куба.
комбинированный Практическая работа
Нанесение изученных государств и их столиц на контурной карте пр. р. физическая карта полушарий, медиафайлы, 42 Урок-повторение по теме: «Северная Америка».
Контроль и проверка знаний Проверочная работа физическая карта полушарий,медиафайлы,дидактические задания по теме. 43 Южная Америка .Географическое положение, очертания берегов.
Сообщение новых знаний Практическая работа
Обозначение на контурной карте: остров Огненная Земля, Панамский канал. физическая карта полушарий, медиафайлы 44 Природные условия, рельеф, климат Южной Америки. комбинированный Рассказ -описание с демонстрацией видеофильма. Глобус, физическая карта полушарий,видеофильм «Южная Америка»
45 Реки и озера Южной Америки. комбинированный Практическая работа
Обозначение на контурной карте: Амазонская равнина, горы Анды, река Амазонка, озеро Титикака, Магелланов пролив. Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр. материка,контурные карты
46 Растительный мир тропических лесов Южной Америки.
комбинированный Практическая работа
Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений. Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр.растений материка 47 Животный мир тропических лесов Южной Америки. комбинированный Практическая работа
Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных животных. Глобус, физическая карта полушарий,иллюстр.животных материка
48 Растительный мир пустынь, саванн и горных районов Южной Америки. комбинированный Практическая работа
Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений. Глобус, физическая карта полушарий,
медиафайлы «Растения Южной Америки» 49 Животный мир саванн, гор Южной Америки. комбинированный Практическая работа
Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных животных. Глобус, физическая карта полушарий,
иллюстр.растений и животных, дидактические задания 50 Население (коренное и пришлое) Южной Америки.Крупные государства , их столицы. комбинированный Практическая работа
Нанесение на контурной карте изученных государств и их столиц.
Глобус, физическая карта полушарий,политическая карта мира иллюстр. городов,
51 Материк-Америка. Контроль и проверка знаний Проверочная работа Задания для проверочной работы 52 Часть света — Америка. Обобщающий урок Деловая игра Интерактивные задания для игры,рисунки и творческие работы уч-ся 4 четверть
№ Тема урока Тип урока Форма урока Информационное обеспечение,средства обучения Дата
53 Евразия — величайший материк земного шара. Географическое положение. Части света: Европа и Азия. Сообщение новых знаний Практическая работа
Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией. физическая карта полушарий, медиафайлы,контурные карты 54 Очертания берегов Европы. Крупнейшие острова и полуострова. комбинированный Практическая работа
Обозначение на контурной карте морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское). Заливов (Финский, Бенгальский), островов, полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский). физическая карта полушарий,глобус,дидактические задания по теме,контурные карты 55 Очертания берегов Азии. Крупнейшие острова и полуострова.
комбинированный Практическая работа
Обозначение на контурной карте морей (Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Бенгальский, Персидский), островов (Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), физическая карта полушарий,глобус,контурные карты,
56 Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы. комбинированный Практическая работа
Нанесение на контурную карту гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Кавказ) физическая карта полушарий, медиафайлы,условные знаки полезных ископаемых,контурные карты 57 Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ископаемые Азии. комбинированный Практическая работа
Нанесение на контурную карту гор (Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ). физическая карта полушарий, медиафайлы,контурные карты 58 Типы климата Евразии. комбинированный Практическая работа
Нанесение на контурную картупустынь (Гоби, Каракумы, Кызылкум). физическая карта полушарий,,дидактические задания по теме.5,26 59 Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы.
комбинированный Практическая работа
Нанесение на контурную карту рек (Висла, Дунай, Эльба, Днепр, Дон). физическая карта полушарий, контурные карты5,27 60 Реки и озера Азии. Их использование. Экологические проблемы. комбинированный Практическая работа
Нанесение на контурную карту рек (Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш). Глобус, физическая картаполушарий,контурныекарты,
экологические задания
61 Растительный и животный мир Европы. Международное сотрудничество в охране природы. Закрепление изученного Практическая работа
Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира. Глобус, физическая картаполушарий,иллюстр. растений и животных материка,контурные карты
62 Растительный и животный мир Азии.Международное сотрудничество в охране природы. Закрепление изученного Практическая работа
Запись в тетради названий типичных представителей растительного и животного мира. Глобус, физическая карта полушарий,
иллюстр.растений и животных материка 63 Население Евразии. Различия по плотности населения. Народы Евразии. Сообщение новых знаний Беседа с практическими заданиями. Глобус, физическая карта полушарий,
политическая карта мира,иллюстр.народов материка
64 Культура и быт народов Европы и Азии. комбинированный Беседа с моделированием объектов и ситуаций. Глобус, физическая карта полушарий,
медиафайлы65 Острова, полуострова, разные формы рельефа Евразии Закрепление изученного Рассказ-описание с дидактическими заданиями по теме. Глобус, физическая карта полушарий,
название островов, дидактические задания 66 Части света:Европа и Азия. Контроль и проверка знаний Проверочная работа Глобус, физическая карта полушарий,политическая карта мира иллюстр. городов
67 Евразия-величайший материк земного шара. Коррекция знаний Беседа -презентация твоческих работ уч-ся Задания для проверочной работы 68 Евразия-материк на котором мы живем. Обобщающий урок Урок-викторина Интерактивные задания для игры,рисунки и творческие работы уч-ся