СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Шалтеев Е.Р.,
руководитель
КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции
Костанайского района»
отдела образования акимата Костанайского района
Костанайский район, п.Затобольск
Республика Казахстан
Система управления организацией образования
в условиях осуществления инклюзивного и специального образования.
Ключевые слова: управленческая система сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями.
Кілтті сөздер: білім қажеттіліктері ерекше балаға қолдау көрсетудің басқарушылық жүйесі.
Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления, цели и задачи управления организацией образования в условиях осуществления инклюзивного и специального образования.
Аңдатпа:
Мақалада білім беру ұйымын басқарудың негізгі бағыттары, мақсаты мен міндеттері қарастырылған.
Инклюзивное и специальное образование является частью системы общего образования Республики Казахстан, и государство сегодня стремится создать максимальные условия для получения равных образовательных возможностей детей с особыми потребностями в обучении и воспитании.
Развитие системы инклюзивного образования – одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования закреплены законодательно [1].
Вместе с тем, остро возникает проблема подготовки учителей к обучению в обычном классе «особого» ребенка. О том, как создать в таких условиях комфортную учебную среду и для учащихся, и для педагогов, и для родителей должен думать, в первую очередь, руководитель организации образования, иначе, по словам нашего президента Н.А.Назарбаева, «…руководитель любого уровня, который видит проблемы и не видит пути их решения, сам становится проблемой».Построение эффективной управленческой системы сопровождения ребенка позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные учреждения образования.
Основной целью деятельности организации образования, реализующей программы инклюзивного и специального образования, должна стать организованная психолого-педагогическая, медико-социальная, правовая поддержка ребенка и его семьи; коррекция отклонений в воспитании и развитии несовершеннолетних для успешной подготовки их к самостоятельной жизни и последующей интеграции в общество; методическая и профессиональная поддержка педагогов, работающих с несовершеннолетними, имеющими ограниченные возможности здоровья; формирование позитивного общественного мнения в отношении детей с особенностями психофизического развития, улучшение морально-психологического положения детей с особенностями психофизического развития в семье, коллективе, обществе и развитие партнерства в этой сфере[2]. Для этого необходимо решить следующие задачи: своевременное выявление детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи; изучение исходного уровня развития ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций; реализация индивидуальной программы реабилитации, включение ребенка в ведущую деятельность; осуществление педагогической, коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями; координация деятельности и организация методической работы со специалистами в сфере специального образования; проведение консультативной работы среди педагогов, законных представителей по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития; социальная реабилитация детей посредством повышения психолого-педагогической компетентности взрослых (индивидуальное консультирование и семейный клуб); развитие связей и взаимодействия с государственными, педагогическими, учебно-методическими и общественными организациями с целью совершенствования научно-методического обеспечения деятельности школы; организация педагогической, учебно-методической помощи студентам, педагогическим работникам в обучении и воспитании несовершеннолетних, имеющих ограниченные возможности здоровья; расширение информационно-образовательного пространства и материально-технической базы школ[3].
Реализацию цели и основных задач организации образования можно решить посредством следующих направлений своей деятельности: диагностико-аналитического, кадрового, учебно-методического, лечебно-оздоровительного, социально-общественного и информационного (схема 1).
Схема 1.
Так, диагностическая работа позволяет своевременно выявить образовательные потребности детей, проанализировать и оценить эффективность педагогического и коррекционного воздействия, определить условия, необходимые для достижения ребенком с особенностями психофизического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество.
Подбор квалифицированных кадров позволяет решить несколько задач: подбор специалистов для кадрового обеспечения школ; организацию стажировочной практики для студентов колледжей и ВУЗов; индивидуальное профессиональное консультирование работников образования, здравоохранения, социальной защиты, науки и культуры, правоохранительных органов по вопросам подготовки специалистов. Кроме того, привлечение преподавателей высших учебных заведений, учебно-методических центров, научно-исследовательских институтов позволит усилить не только процесс обучения и воспитания, но и построить его на достаточно высоком научном и методическом уровне, разработать авторские программы и технологии обучения.
Учебно-методическую работу с целью координации деятельности педагогов по вопросам использования диагностической и научно-методической базы, применения педагогических технологий обучения в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, использования единых подходов к стандартизированным технологиям в решении проблем развития, обучения, воспитания и социальной адаптации детей предполагается строить в рамках деятельности специализированных кафедр. Социально-общественное направление деятельности школ предполагает социально-психологическую поддержку семьи ребенка, сотрудничество с органами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.
Совместная деятельность школ с государственными и общественными организациями района и области позволяет процесс развития инклюзивного образования поднять на более качественный уровень как в плане совершенствования развития, обучения и воспитания детей, так и в плане социальной защиты их родителей.
Информационно-консультативная работа обеспечивает информационное обслуживание педагогических работников, родителей, представителей общественности по актуальным проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии, предполагает систематизацию статистических данных о детях, а также создание информационно-методического банка по вопросам обучения и воспитания, компьютерных программ, аудио- и видеопродукции, учебно-методических библио- и медиатек, компьютерную психодиагностику и консультирование. Конечно же, важным направлением является наличие определенной материально-технической базы. Кроме того, сегодня существует проблема, связанная с вопросами подвоза детей с ограниченными возможностями (особенно ДЦП), т.к. школы не имеют собственного транспорта для доставки детей на занятия. Наличие социального такси или собственного транспорта позволило бы решить эту проблему.
В процессе обучения дети с особыми образовательными потребностями должны достичь достаточного уровня развития, чтобы приспособиться к общественно-трудовой деятельности, овладеть элементарными профессиональными навыками  и впоследствии вести самостоятельную жизнь. И помощь ребенку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.
Использованные материалы:
1.Конституция Республики Казахстан, ст.30.
2.Материалы сайта Центра социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития (Центр САТР) www.satr.kz
3.Материалы сайта Национального научно-практического центра коррекционной педагогики www.special-edu.kz