Программа кружка Деревянная игрушка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Княгининская средняя общеобразовательная школа №1


Принято на педсовете
Протокол №
от «___»___________2013 г.
Утверждаю
Директор МБОУ
_____________С.М.Жукова
«___»_____________ 2013 г.








Дополнительная образовательная программа

кружка

«Деревянная игрушка»

возраст детей: 5 - 9 классы
срок реализации 1 год











Автор программы:
учитель технологии
Смирнов Евгений Николаевич














г.Княгинино

2013 год
Пояснительная записка

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, ознакомление с работой взрослых является важнейшим фактором формирования "на всю последующую жизнь" нравственных основ человека.
Успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Каждый человек - личность своеобразная, неповторимая, со своими интересами, привязанностями, возможностями, чертами характера. И одним лишь словом, даже очень добрым и очень умным, не всегда приохотишь ребенка к труду, да и не всякий труд послужит основой будущего трудолюбия.
На занятиях по декоративно- прикладному искусству учащиеся в интересном творческом труде осуществляют художественную деятельность.
Кружок "Деревянная игрушка" имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, к художественному и техническому творчеству. Ученик является участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий, которые принимают участие в выставках и украшают дома ребят. Декоративно- прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, пробуждение в детских сердцах искорок творчества и желания создавать прекрасное своими руками и дарить радость людям.
Программа модифицированная, составлена на основе программ по техническому творчеству Министерства образования РФ и включает в себя собственный педагогический опыт. Она расширяет и углубляет школьный курс «Технология».
Цели и задачи программы
Основная цель обучения по данной программе: удовлетворение потребностей школьников в профессиональном самоопределении и творческой самореализации.
В ходе учебного процесса решаются следующие педагогические задачи:
1. Удовлетворить интерес школьников к художественной обработке дерева как к виду
декоративно - прикладного и технического творчества.
2. Формирование умений и навыков работы с различными материалами (древесина, ДВП, ДСП), инструментами и станками.
3. Воспитание культуры труда.

Прогнозируемые результаты.
1. Уметь пользоваться простыми столярными и слесарными инструментами.
2. Иметь понятие: о техническом рисунке, чертеже, эскизе, о плоском и объемном изображении, о трех видах проекции.
3. Уметь изготовить простейшие игрушки, сувениры, модели, пользоваться рисунками, эскизами, шаблонами.
4. Знать и применять простейшую отделку.
Для обеспечения выполнения данной программы необходима материально- техническая база:
- специально оборудованный кабинет;
- столярные инструменты;
- техническая документация (чертежи, технологические карты).

Формы и режим занятий

Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю: занятия по 45 минут согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования, соблюдается режим работы и отдыха. Занятия включают в себя теоретическую и практическую части деятельности учащихся.










































Учебно – тематический план

ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ДАТА
ПРОВЕ-ДЕНИЯ


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ИТОГО


Вводное занятие.
1
1
2



Общие сведения о древесины
1
2
3




Обработка древесины
1
3
4





Инструменты, приспособления
и станки
1
3
4





Элементы графической грамоты

2
2
4





Игрушки из древесины
1
12
13















Модели автомобилей, кораблей,
самолетов
2
12
14
















Выпиливание из фанеры
1
10
11













Художественная резьба
2
9
11














Отделка изделий
1
8
9













Заключительное занятие
1
0
1


Всего
14
62
76



Содержание программы

1. Вводное занятие: Ознакомление с деятельностью кружка. Цели и задачи кружка в течение года. Обсуждение плана работ.
Деревообработка одна из древнейших профессий на земле. Охрана местных богатств России. Общие правила безопасности на рабочем месте. Дисциплина и порядок во время занятий.
2. Общие сведения о древесине: Основные породы деревьев, применяемые в изготовлении мебели, архитектуре, паромных переправ, яхт и планеростроении. Свойство древесины различных пород. Разрезы и структурные части ствола дерева. Пороки дерева и древесины. Выбор древесины для работы. Заготовка древесины. Работа с образцами древесных пород.
3. Обработка древесины: Обработка древесины способам пиления, строжения,резанья с использованием инструмента. Сверление и долбление древесины. Техника безопасности при работе. Практическая работа: Отработка приемов техники пиления, строгания, резанья, сверления и долбления.
4. Инструменты, приспособления и станки: История создания инструмента иприспособлений. Составные части инструмента. Различные виды приспособлений. Техника безопасности. Разборка и сборка инструмента. Отработка приемов работы. Заточка инструмента.
5. Элементы графической грамоты: Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Правила работы с линейкой, угольником. Разметка деталей. Применение шаблонов. Перенос рисунка по клеточкам.
6. Игрушки из древесины: История создания игрушки. Народная игрушка (Богородская, Ферапонская). Декоративная игрушка. Изготовление игрушек из древесины, фанеры, корней и веток.
7. Модели автомобилей, кораблей, самолетов: История развития техники. Составные части изготавливаемой модели. Изготовление несложных по техники изготовления моделей. Плоскостные модели.
8. Выпиливание из фанеры: Выпиливание - как один из видов искусств. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Выпиливание игрушек, силуэтов животных, птиц, насекомых.
9. Художественная резьба: История применения художественной резьбы в народных промыслах. Понятие о контурной и геометрической резьбе. Изготовление изделий украшенных резьбой. Техника безопасности.
10. Отделка изделий: Различные виды отделки. Отделочные средства и материалы (краска, лаки, морилка). Их свойства и технология применения. Техника безопасности.
11. Заключительное занятие: Подведение итогов работы за год. Просмотр выполненных работ. Разработка деятельности кружка.




Методическое обеспечение


В работе используется дидактический материал: Модели - образцы, изделия образцы по художественной резьбе и по выполнению, шаблоны, чертежи, рисунки, учебная литература.
Для выполнения поставленных учебно - воспитательных задач используется техническое оснащение кружка.
В течение учебного года формируется фонд моделей:
«Автомобили»
« Корабли»
«Самолеты»
«Игрушки»
Коллекция образцов древесины, шаблонов, чертежей, рисунков, эскизов




Список литературы

Список литературы для педагога.
1. Э.К.Гульянс «Учите детей мастерить». Москва. «Просвещение».1979 г.
2. О.К Гиевский « Авиамоделирование». Москва. 1990 г.
3. И.Л,. Дымковский «Художественная резьба и мозаика по дереву». Мипок «Злайдк»
1999 г.
4. Б.А. Журавлев «Столярное дело». Москва. «Просвещение». 1991
5. В.И. Коваленко, В.В. Кулепенок «Объекты труда» Москва. «Просвещение».
6. «Художественная резьба по дереву» «Спектор Сезам - Маркетинг» Москва. 1998 г. 7. В.И. Коваленко, В.В. Кулепенок« Объекты труда» 6кл. Москва «Просвещение»
1991 г.
8. А.Ю. Семенцов «Резьба по дереву» Минск. 2001 г.
9. «Моделист - конструктор» Журналы 2000-2004 гг

Список литературы для детей.
1. Ч. Барта «200 моделей для умелых рук» Санкт - Петербург. «Кристалл» 1997 г. 2. Е Данькевич, В. Поляков «Выпиливание из фанеры» Санкт - Петербург 1998 г. 3. З.В. Рихвк «Мастерим из древесины» Москва. «Просвещение» 1988 г.
4. Э. Хенинг, В. Розембахк «Сделай сам» Берлин 1988 г.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715






15