Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.


Дубовцева Елена Васильевна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Быданово
Белохолуницкого района Кировской области
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Главная цель нового стандарта – развитие личности учащегося через деятельностный характер. Особое внимание уделяется воспитанию физически и морально здорового человека, любящего свою Родину.
Убеждена, что любовь к большой стране начинается с воспитания любви к малой родине, родной земле, что пробуждает в душе ребенка чувство гордости за дела земляков, радость за их достижения, сострадания, за тяжёлые судьбы людей.Развитию личности школьников способствует исследовательская и проектная деятельность, на основе которой школьники учатся умению добывать информацию, прогнозировать процессы, события, принимать нестандартные решения, интегрировать знания и применять их на практике, участники проекта осознают необходимость и значимость совместной деятельности, развивают свои коммуникативные навыки.Исследовательская деятельность создает условия для развития личностных качеств обучающихся, позволяет раскрывать интересы и способности детей. В процессе выполнения исследовательской деятельности формируется самостоятельная мыслительная деятельность: сравнивать, анализировать, делать выводы, приобретать уверенность в своих силах.
Для реализации различных задач на уроках биологии, химии, экологии очень важно использовать краеведческий материал. Изучив близкое и понятное, ребята лучше понимают глобальные проблемы.
В нашей школе давно ведется наблюдение за экологической культурой наших односельчан, за хозяйственной деятельностью СПК «Быданово». Такая практика положительно сказывается при изучении тем «Экологические проблемы человечества и пути их решения». Сравнивая фотоматериалы прошлых лет с результатами экскурсии по таким объектам, как кочегарки, пилорама, силосные ямы, учащиеся делают вывод, что экологическая культура населения растет.
Изучение биологии не возможно без примеров на местном краеведческом материале. При изучении представителей класса Однодольных и Двудольных, знакомимся с работой цеха растениеводства СПК «Быданово», с кормовой базой цеха животноводства. Такая работа способствует социализации личности школьника, помогает в его профессиональном самоопределении. Жизнь современной семьи, а, следовательно, и учащихся тесно связана с предприятием, его экономическим благополучием.
На уроках часто не хватает времени для занятий учебно-исследовательской деятельностью. Большая часть исследований проводится во внеурочное время:при подготовке и проведении предметных недель, экскурсий, экспедиций, работе на пришкольном участке, работе курсов по выбору.
Использование в обучении исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Исследование является основной частью проектной деятельности, которая способствует успешной социализации школьников, является идеальным средством формирования УУД.
В своей работе использую разные виды проектов: информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие. При выборе тем проектов обращаю внимание на то, чтобы проблемы исследования родного края рассматривались в едином контексте с проблемами страны и мира.
В 6-7 классах проходит этап развития навыков самостоятельной работы. Ребята с готовностью берутся за волнующие их темы, например, «Знакомые незнакомцы» - исследовательская работа о лекарственных свойствах сорняков, исследовательская работа «Подарок барашка» заняла 2 место по Российской Федерации 5-6 классы во Всероссийском детско-юношеском географическом конкурсе «Местные народные промыслы».
К 8 классу большинство учащихся достаточно хорошо владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов. Начинает действовать принцип не только мне интересно, но и важно. Дети, увлеченные изучением родного края, с удовольствием в свободное время самостоятельно работают над исследованиями. В результате появились такие работы, как «Птицы нашей местности», «Удивительный кремний».
Участвуя в экспедициях, дети узнают не только природу, но и интересуются историей родного края. На территории Быдановского поселения много памятников погибшим односельчанам в исчезнувших деревнях. Дети заинтересовались историей появления этих памятников, так появились долгосрочные проекты «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Навеки молодые». В рамках этих проектов дети были победителями конкурсов сочинений и их работы вошли в районный сборник «Войны священные страницы навеки в памяти людской». Материалы, собранные по истории появления памятников в бывших деревнях переданы в краеведческий отдел Центральной Библиотеки города Белая Холуница. Результаты своего труда учащиеся представляют на школьных, районных, областных научно-практических конференциях. Исследовательский проект «Навеки молодые» был представлен на конференцию в область и отмечен дипломом 2 степени.
Дети активно участвуют в различных акциях: «Тропою Памяти», «Сады Победы», «Зеленый наряд Отчизны», «Нашим рекам и озерам чистые берега». За организацию водоохранной акции «Чистые берега нашему водоему» в областном экологическом конкурсе «Гимн воде» награждены грамотой за 3 место в номинации «Чистый голос воды».
Таким образом, проектно- исследовательская деятельность открывает широкие возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания ребенка из стен школы в окружающий мир, чтобы дети выросли не пассивными потребителями, а инициативными гражданами, настоящими патриотами малой родины, своего Отечества.
Список литературы
Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: метод. Пособие для школьных психологов/А.И.Савенков.- М.:Генезис, 2005.- 203с.
Орлова, Л. Уроки исследования/ Л.Орлова //Начальная школа.- 2009.-№14.-23с.
Мошарская Н.Я. Исследовательский метод – универсальный инструмент педагога в эколого – биологическом образовании. Исследовательская работа школьника.-2008.-№25.- 109с.