Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс, Климанова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 8»

Рассмотрено
на заседании кафедры
протокол № ________
«____»_____20___г.
Зав. кафедрой______

«Согласовано»
зам директора по УВР/УМР
_________________
«____»_____20_____ г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Гимназия № 8»
________________
«___»____20____ г.



Рабочая программа

по учебному предмету

литературное чтение

для 3 «Д» класса (начального общего образования)






  Составитель: Стрельцова Н.В.
Квалификационная категория: первая





Сроки реализации программы:
01.09. 2013 г. – 31.05. 2014 г.







г. Рубцовск, 2013
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ №1067 от 19.12.12), Уставом МБОУ «Гимназия № 8» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «Гимназия № 8» и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 22.05.2013). Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной и др. «Литературное чтение».
УМК «Школа России» включает в себя:
учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год;
рабочую тетрадь к учебнику «Литературное чтение». Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 год.
Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 3 – х классах: обучение в объёме – 136 часов, 4 часа в неделю (из обязательной части).
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что
рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей третьеклассников. Программа и УМК выстроен таким образом, чтобы помочь сориентировать учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д.) и обеспечивает их поэтапную отработку.

Общая характеристика курса

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Цели курса:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
развитие интереса к чтению и книге;
обогащение нравственного опыта средствами художественной литературы;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной.
Задачи курса:
формировать читательский кругозор и опыт в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; формировать эстетическое отношение к слову и умения понимать художественное произведение;
формировать нравственные чувства и представления о добре, дружбе, правде и ответственности.
Содержательные линии по предмету:
«Круг детского чтения» (знакомство с книгой как источником различного вида информации, формирование библиографических умений).
«Виды речевой и читательской деятельности» (совершенствование коммуникативных навыков (навык чтения), устноё речи (умение слушать и говорить), представления о текстах (работа с текстом художественного произведения) и литературоведческая пропедевтика).
«Опыт творческой деятельности» (раскрытие способов и приёмов деятельности по адекватному восприятию художественного произведения, чтобы научить учащегося проявлять собственные творческие способности).
Развитие навыка чтения предполагает на третьем году обучения – наращивание скорости и овладение рациональными приёмами чтения.
Класс
I полугодие
II полугодие

3
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.
Темп чтения - не менее 60 - 70 слов в минуту. 
  Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.
Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту. 

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям и к Родине.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность).
Формы и методы организации учебных занятий по предмету в 3 классе: чтение по ролям, читательская конференция, устное словесное рисование, драматизация, инсценировка, декламация, рассказ, мини-сочинение (творческая деятельность); беседа по вопросам самостоятельного чтения, пересказ, экскурсия, наблюдение за текстом произведения (литературоведческая пропедевтика).
Курс литературного чтения побуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем.
Домашние задания могут изменяться в зависимости от усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на основании Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия № 8».

Содержание учебного курса
Учебно-методический план по литературному чтению в 3 классе
№ п\п
Наименование разделов
Всего часов

1.
Вводный урок
1

2.
Самое великое чудо на свете
4

3.
Устное народное творчество
14

4.
Поэтическая тетрадь 1
11

5.
Великие русские писатели
24

6.
Поэтическая тетрадь 2
6

7.
Литературные сказки
8

8.
Были-небылицы
10

9.
Поэтическая тетрадь 1
6

10.
Люби живое
16

11.
Поэтическая тетрадь 2
8

12.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
12

13.
По страницам детских журналов
8

14.
Зарубежная литература
8


Итого
136


круг произведений для чтения
В круг чтения для 3 класса входят произведения, представляющие все основные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классическая и современная литература.

ВВОДНЫЙ УРОК (1 Ч.)

САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 Ч.)
Виды речевой и читательской деятельности
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (14 Ч.)
Литературоведческая пропедевтика
Малые фольклорные жанры. Русские народные песни. Докучные сказки.
Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (11 Ч.)
Литературоведческая пропедевтика, виды речевой и читательской деятельности
Ф. И. Тютчев («Весенняя гроза», «Листья»); А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»); И. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы»); И. Суриков («Детство»).

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 Ч.)
Литературоведческая пропедевтика, виды речевой и читательской деятельности
Н. Некрасов («Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Бальмонт («Золотое слово»); И. Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»).

ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (24 Ч.)
Виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика
А. Пушкин («Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода», «За весной, красой природы», «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане»); И. Крылов («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»); М. Лермонтов («Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко», «Утёс», «Осень»); Л. Толстой («Детство», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 Ч.)
Творческая деятельность, литературоведческая пропедевтика
Д. Мамин-Сибиряк («Алёнушкины сказки», «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»); В. Гаршин («Лягушка-путешественница»); В. Одоевский («Мороз Иванович»).

БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (10 ЧАСОВ)
Творческая деятельность
М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Паустовский («Растрёпанный воробей»); А. Куприн («Слон»).

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (6 Ч.)
Литературоведческая пропедевтика, виды речевой и читательской деятельности
Чёрный («Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»); А. Блок. («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»); С. Есенин («Черёмуха»).

ЛЮБИ ЖИВОЕ (16 Ч.)
Творческая деятельность, литературоведческая пропедевтика
М. Пришвин («Моя Родина»); И. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. Белов («Малька провинилась», «Ещё про Мальку»); В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. Житков («Про Обезьянку»); В. Дуров («Наша Жучка»); В. Астафьев («Капалуха»).

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (8 Ч.)
Виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика
С. Маршак («Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»); А. Барто («Разлука», «В театре»); С. Михалков («Если»); Е. Благинина («Кукушка», «Котенок»).

СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (12 Ч.)
Творческая деятельность, литературоведческая пропедевтика
Б. Шергин («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»); А. Платонов («Цветок на земле», «Ещё мама»); М, Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н. Носов («Федина задача», «Телефон»); В. Драгунский («Друг детства»).

ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8 Ч.)
Творческая деятельность и литературоведческая пропедевтика
Ю. Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г. Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р. Сеф («Весёлые стихи»).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 Ч.)
Виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика
Мифы и легенды Древней Греции («Храбрый Персей»); Г. Х. Андерсен («Гадкий утёнок»).


ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ (17 Ч.)
Устное народное творчество. Русские народные сказки. Стихи поэтов-классиков XIX – начала XX века для детей. Басни И. А. Крылова. Рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова, Е. Чарушина. Литературные стихи сказки. Поэзия С. Я. Маршака. Книги-самоделки из материалов периодической печати. Рассказы о природе. О чём рассказывают журналы. Рассказы-загадки про зверей и птиц. Мифы, легенды, предания. Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена.


Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами изучения литературного чтения в 3 классе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами изучения литературного чтения в 3 классе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами изучения литературного чтения в 3 классе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

Третьеклассник научится
Третьеклассник получит
возможность научиться

Виды речевой и читательской деятельности

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды

специфику(художественный, научно-популярный, учебный,
справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию.
чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- писать отзыв о прочитанной книге.



Творческая деятельность

- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения.


Литературоведческая пропедевтика

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);


- определять позиции героев
художественного текста, позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.



































































































































·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения
Примечание

1.

Учебно-методическая литература для учителя
Основная:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. и др. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Рябущкина И.В., Стефаненко Н.А. Аудиоприложение к учебнику литературного чтения: 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительная:
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013 г.
Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Список файлов - Клуб классных руководителей; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сеть творческих учителей; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Первый учительский портал; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учительский портал; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – «Открытый класс» - образовательные сообщества; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Профессиональное сообщество педагогов; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сообщество взаимопомощи учителей; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЗАВУЧ.инфо - Методическая библиотека; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Электронные образовательные ресурсы; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Российская государственная библиотека.
Универсальный словарь русского языка. – Спб.: ИГ «Весь», 2010 г.

Учебная литература для учащихся
Основная:
Внеклассное чтение 3 – 4 класс.– Изд.: ВАКО, 2012 г.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Рябущкина И.В., Стефаненко Н.А. Аудиоприложение к учебнику литературного чтения: 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная:
Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Детские сказки Авторская коллекция детских сказок в стихах, стихотворений, словарей, энциклопедий и пр.; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Детский сказочный журнал «Почитай-ка»; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения по литературному чтению, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д.) обеспечивает их поэтапную отработку.
Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования).

Технические средства обучения

2.
Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Магнитная доска
Принтер лазерный чёрно-белый





Оборудование класса

3.
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Магнитная доска.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами












Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

№ п\п
№ урока /тема по рабочей учебной программе
Тема с учетом корректировки
Сроки корректировки
Примечание







































































№ урока/№ урока в теме

Раздел/ Тема урока

Элементы содержания урока

Ко-ли-чес-тво ча-сов

СРОКИ

Планируемые результаты

Инфор-маци-онные ресурсы






Личностные
Метапредмет-ные
Предметные


ВВОДНЫЙ УРОК (1 ЧАС)

1/1

Введение. Знакомство с учебником (вариативное чтение)
Условные обозначения, главы, содержание, словарь в учебнике.

1
сентябрь
Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, навыка сотрудничества в разных ситуациях, умение, не создавая конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: формулировка и удержание учебой задачи, применение установленных
правил.
Познавательные УУД: осуществление поиска и выделения
информации.
Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме, понимание речи других.
Работа с художественными текстами доступными для восприятия,
понимание прочитанного, понимание прочитанного, улавливание ритмичности художественного произведения,
ориентировка в учебных пособиях.


САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ (4 ЧАСА)

2/1
Знакомство с названием раздела. Книга – самое великое чудо на свете.
Прогнозирование содержания раздела. Виды книг. Правила обращения с книгами.
1

Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
Регулятивные УУД: составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации, умение пользоваться разными видами чтения. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, высказывание и обоснование своей точки зрения.
Формирование представлений о Родине и её людях, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении,
использование элементарных литературоведчес-ких понятий.





3/2

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения
История создания книги и её роли в жизни человека. Понятие «рукописная книга».
1






4/3

Первопечатник Иван Фёдоров (чтение в лицах)
Истории возникновения первой печатной книги; сообщения учащихся о первопечатнике; способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение.
1







5/4

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений (кроссворд)

1

сентябрь





УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (14 ЧАСОВ)

6/1
Знакомство с названием раздела. Малые жанры устного народного творчества
Прогнозирование содержания раздела. Понятия «устное», «творчество» и«народное». Жанры УНТ: пословицы, поговорки, загадки, песни.
1

Формирование средствами
литературных произведений целостного взгляда
Регулятивные УУД: использование письменных речевых средств для
ситуации и
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
ЭОР: Аудиопри-ложение к





Календарно-тематический поурочный план



7/2
Русские народные песни
Произведения устного народного творчества (песни: заклички, колядки).
1

на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы; развитие этических чувств; доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, чувствам других людей.

решения различных
коммуникативных задач
по плану, сверяя свои действия с целью, корректирование своих действий; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ними.
Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах; переработка и преобразование
информации из одной формы в другую (н-р: схема, таблица, график). Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения, адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов; самостоятельный выбор интересующей литературы, дополнительных источников информации,
составляя краткую аннотацию к ним.

учебнику: РНП «Жаворон-ки, жаворонки»
др..

8/3
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок (выразительное чтение)
Сочинение докучных сказок с опорой на особенности построения.
1
















9/4
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка
Изделия декоративно-прикладного искусства из дерева, бересты, глины. Ремесленники и народные умельцы. Музеи народного творчества.
1
сентябрь





10/5
Русская народная сказка «Сетрица Алёнушка и братец Иванушка»
Сказка. Словесное составление портретов героев сказки причин их поступков.
1





ЭОР:
Аудиопри-ложение к учебнику:
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

https:// pedsovet. su -
1. Интерак-тивная игра "Русский фольклор".
2. Презента-ция. Проектная задача «Как стать сказоч-ником?»

11/6
Русская народная сказка «Сетрица Алёнушка и братец Иванушка» (чтение по ролям)
Выразительное чтение по образцам.
1






12/7
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» Внеклассное чтение Русские народные сказки
Диалог при обсуждении прочитанного.
1






13/8
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» (пересказ)
Работа по содержанию сказки.
1
сентябрь





14/9
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
Составление портретов героев на основе личных впечатлений, подтверждение их словами текста
1






15/10
Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Личное отношение к прочитанному.
Работа над сюжетными линиями.
1






16/11
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Выразительное чтение по образцам.
1






17/12
КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

1

октябрь





18/13
Художники-иллюстраторы В. Васнецова и И. Билибин
Биография художников-иллюстраторов В. Васнецова и И. Билибина.
1






19/14
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Оценка достижений (Проверочная работа по разделу).
Работа по сочинению сказок на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.
1















7/7


1









1









1










1









1









1
















































ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (11 ЧАСОВ)

20/1
Знакомство с названием раздела
Прогнозирование содержания раздела.
Понятие «поэзия». Соотнесение загадок и отгадок.
1

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности,
формирование
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе, представлений о нравственных нормах общения.

Регулятивные УУД: самостоятельная формулировка темы и цели урока; составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; работа по плану, корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной,
извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной и не сплошной текст– схема).
Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения; слушание и понимание речи других.
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.




ЭОР:
Аудиопри-ложение к учебнику:
Стихи Ф.И. Тютчева
и А.А. Фета.













ЭОР:
Аудиопри-ложение к учебнику:
Стихи И.С. Никитина




ЭОР:
Аудиопри-ложение к учебнику: Стихи И.З.
Сурикова.


21/2
Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)
Биография автора.
Правила чтения стихотворений.
Анализ стихотворений; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение).
1
октябрь





22/3
Ф. Тютчев «Весенняя гроза» (выразительное чтение наизусть)
Биография автора. Приём «звукоподражания» (аллитерация); способы передачи эмоционального состояния автора (голос, мимика, жесты); обучение сравнительному анализу стихотворений.
1






23/4
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» (выразительное чтение)
Работа над понятием «рифма», нахождение рифмы в стихах; работа над образными средствами языка (эпитеты, олицетворение); работа над передачей настроения стихотворений.
1






24/5
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой» (выразительное чтение наизусть). Внеклассное чтение Стихи русских поэтов об осени
Биография автора. Работа над содержанием стихотворения; составление текстов-описаний сменяющихся картин природы на основе поэтического произведения; работа над образными средствами языка (олицетворение); деление на части.
1






25/6
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно» (выразительное чтение наизусть)
Биография автора. Анализ стихотворения
·. Выделение смысловых частей в стихотворении; работа над определением смысловой нагрузки каждой части и выбором соответствующей интонации.
1
октябрь





26/7
И. Никитин «Встреча зимы» (выборочное и выразительное чтение)
Чтение стихотворений с выражением авторского настроения.
1






27/8
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины
Сочинение стихотворения с использованием различных средств выразительности (приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу
1












































7/7


1









1









1










1









1









1

































































































































природы в лирическом стихотворении (выразительное чтение)
голоса, выбрать тон и темп чтения)).










28/9
И. Суриков «Детство» (выразительное чтение наизусть). Внеклассное чтение Знай и люби родную природу
Творчество и жизнь автора.
Сравнительный анализ стихотворений.
1






29/10
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1») (викторина)

1
октябрь





30/11
Оценка достижений (тест № 1)

1






ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (24 ЧАСА)

31/1
Знакомство с названием раздела (викторина)
Прогнозирование содержания раздела.
1

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные УУД: составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировка своей деятельности. Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
переработка и преобразование информации из одной формы в другую (таблицы, схемы); осуществление
анализа и синтеза.
Коммуникативные УУД: слушание и понимание других, принятие иной точки зрения, корректировка своей точки зрения.
Самостоятельный выбор
интересующей литературу,
использование справочных источников для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов,
использование элементарных литературоведческих понятий.



ЭОР:
Аудиопри-ложение к учебнику:
Стихи и сказка А.С. Пушкина.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-
Учебный фильм «А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»».



32/2
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина
Жизнь и творчество поэта; работа со стихотворными текстами; особенности поэтического языка.
1






33/3
А. Пушкин. Лирические стихотворения
Внеклассное чтение Конкурс стихотворений «Зимушка – зима»
Расширение знаний о творчестве автора.
Работа над интонацией; соотнесение с произведениями живописи.
1
ноябрь





34/4
А. Пушкин «Зимнее утро» (выразительное чтение наизусть).
Анализ стихотворений; работа над образными средствами языка.
1






35/5
А. Пушкин «Зимний вечер»
Словесное рисование с опорой на текст.
1






36/6
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Работа по выявлению осмысленности читаемого текста.
1






37/7
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Расширение и активизация словарного запаса; работа над описанием героев сказки.
1
ноябрь





38/8
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (составление картинного плана).
Разные виды чтения.
1






39/9
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Составление плана сказки на основании выделенных частей.
1




















































































7/7


1









1









1










1









1









1
































































































































40/10
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом (пересказ)
Творчество художника-иллюстратора. Сравнительный анализ произведений словесного и изобразительного искусства.
1





ЭОР:
Аудиопри-ложение к уч.:
Басни И. Крылова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Урок по теме: «Басни Крылова «Мар-тышка и очки»»
2.Учебный фильм «И.Кры-лов. Ворона и Лисица»

41/11
Подготовка сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове
Жизнь и творчество автора; беседа о возникновении жанра басни; мораль басни.

1
ноябрь





42/12
И. Крылова «Мартышка и Очки»
Биография автора. Анализ басни; отношение читающего к главным героям с обоснованием.
1






43/13
И. Крылова «Зеркало и Обезьяна» (выразительное чтение в лицах)
Анализ басни; отношение читающего к главным героям с обоснованием, мораль басни.
1






44/14
И. Крылов «Ворона и Лисица» (выразительное чтение наизусть + инсценирование)
Анализ басни; отношение читающего к главным героям с обоснованием; изменение интонации в зависимости от отношения к герою, мораль басни.
1






45/15
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи
Жизнь и творчество поэта. Чтение стихотворений с соблюдением орфоэпических норм.

1
декабрь














collection.
edu.ru/
catalog/
pupil -
Энцикло-педия «Кругос-вет»:
Михаил Юрьевч
Лермонтов
ЭОР:
Аудиопри-ложение к уч.: Стихи М.Ю. Лермонтова

46/16
М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко»
Анализ стихотворений с точки зрения поэтического языка (средства художественной выразительности: олицетворении, эпитеты).
1






47/17
М. Лермонтов «Утёс», «Осень» Внеклассное чтение Стихи русских поэтов
Анализ стихотворений с точки зрения поэтического языка.
1






48/18
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения
Жизнь и творчество писателя; анализ произведения.


1






49/19
Л. Толстой «Акула» (выборочное чтение)
Герои, главная мысль произведения виды плана и их сравнение, особенности пересказа.
1
декабрь



























































































7/7


1









1









1










1









1









1
















































50/20
Л. Толстой «Прыжок»
(пересказ). Внеклассное чтение Л. Н. Толстой детям
Анализ текста; герои, главная мысль произведения; составление вариантов плана.

1





ЭОР:
Аудиопри-ложение к учебнику:
Рассказы Л.Н. Толстого.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презента-ция «Л.Н.
Толстой».




51/21
Л. Толстого «Лев и собачка» (пересказ)
Работа над сюжетным и эмоциональным содержанием произведения; работа над изменением окончания рассказа.
1






52/22
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение текстов (сочинение рассказа). Внеклассное чтение «По страницам детских энциклопедий»
Анализ текстов; виды текстов и их особенности; словесное рисование картин природы.

1






53/23
Оценка достижений
(тест № 2)

1
декабрь





54/24
Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели») (викторина + конкурс чтецов)

1






ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (6 ЧАСОВ)

55/1
Знакомство с названием раздела
Прогнозирование содержания раздела. Понятие «ритм». Чтение стихов о разных временах года и их сравнительная характеристика.
1

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать их.
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование
темы и цели урока; составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: умение пользоваться разными видами чтения; извлечение информации, представленной в разных формах; построение рассуждения. Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
Установление причинно-следственных связей и определение главной мысли произведения и деление текста на части, озаглавливание их, составление простого плана нахождение
средств
выразительнос-ти, пересказывание
произведения, нахождение характерных особенностей научно-
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -
1. Презен-тация «Биогра-фия Н.А.Нек-расова».
2.Учебный фильм. Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором..."

56/2
Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором» (выразительное чтение наизусть)
Жизнь и творчество автора.
Чтение и анализ стихотворений; образные средства языка.



1






57/3
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». (выразительное чтение наизусть отрывка).
Внеклассное чтение Читаю стихотворение и слышу сказку
Работа по содержанию произведения; деление на части; выявление отношения автора к герою при помощи слов и выражений; обучение пересказу текста с предварительным переводом в прозаический.
1

декабрь











































7/7


1









1









1










1









1









1
















































58/4
К. Бальмонт «Золотое слово» (выразительное чтение)
Жизнь и творчество писателя. Чтение и анализ произведений; особенности поэтического языка.
1


адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
познавательных, учебных и художественных текстов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презента-ция Н.А.Нек-расов Славная осень (в анимации)




59/5
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений (выразительное чтение
наизусть)
Передача настроения при помощи поэтической речи; проверка навыка чтения. Самостоятельный анализ поэтического произведения.
1






60/6
Развивающий час (обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Оценка достижений (викторина + тест № 3)

1






ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (8 ЧАСОВ)

61/1
Знакомство с названием раздела
Прогнозирование содержания раздела.
Понятие «литературные (авторские) сказки». Составление вопросов по тексту профессора Самоварова. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные.
1
январь
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов
умения
сравнивать
героев литературных произведений со своими собственными поступками; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД: работа по плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем вырабатывание критериев оценки. Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах; переработка и преобразование информации из одной формы в другую . Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, высказывание и обоснование своей точки зрения.
Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художествен-ного
произведения, по иллюстрациям, на основе личного опыта; понимание
литературы как явления национальной и мировой культуры.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презента-ция «Дед Мазай и зайцы Н.Некра-сов».

ЭОР:
Аудиопри-ложение к уч.: Сказки
Д.Н. Мамина –Сибиряка.
collection.
edu.ru/
catalog/
pupil -
Энцикло-педия «Кругос-вет»:

62/2
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»
Биография автора; чтение и анализ произведения.
1






63/3
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Комплексная работа с текстом.
Чтение и анализ событий и поступков героев; чтение эпизодов в лицах.
1






64/4
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» (выразительное чтение)
Жизнь и творчество писателя. Характеристика героев сказки. Разные виды чтения.

1







65/5
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
(тест № 4).
Внеклассное чтение О братьях наших меньших (Рассказы о животных Б. Житкова, Е. Чарушина)
Составление плана сказки на основании выделенных частей.

1
январь





66/6
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Биография автора. Тема и жанр произведения; анализ сюжета.
1













































































7/7


1









1









1










1









1









1
















































67/7
В. Одоевский «Мороз Иванович» (выборочное чтение)
Разные виды работы с текстом; характеристика героев и их
1







Дмитрий Наркисо-вич Мамин-Сибиряк.


68/8
Оценка достижений. Контрольная работа № 1. КВН

1






БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ (10 ЧАСОВ)

69/1
Знакомство с названием раздела
Прогнозирование содержания раздела.
Понятия «быль» и «небылица». Сравнение основных терминов раздела.
1
январь
Формирование чувства гордости за свою Родину, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонациональ-ного российского общества; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса
Регулятивные УУД:
составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем
вырабатывание критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с ними.
Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Коммуникативные УУД: слушание и понимание других, приятие иной точки зрения, умение договариваться и приходить к общему решению.

Формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле честности; формирование потребности в систематическом чтении вслух и про себя
приёмами, анализа
художественных, научно-познавательных и учебных текстов
с
использованием элементарных литературовед-ческих понятий.





70/2
М. Горький «Случай с Евсейкой» (выразительное чтение)
Жизнь и творчество писателя. Понятия «быль» и «небылица»; биография автора; чтение и анализ произведения.
1






71/3
М. Горький «Случай с Евсейкой»
(сочинение продолжения сказки)
Творческая работа по преобразованию речевого материала. Составление словесного портрета Евсейки.
1






72/4
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» (выборочное чтение)
Жизнь и творчестве автора.
Чтение и параллельное выявление понимания прочитанного.
1






73/5

К. Паустовский «Растрёпанный воробей» (тест № 5)
Определение темы, главных героев и второстепенных героев.
1
февраль





74/6
К. Паустовский «Растрёпанный воробей» Внеклассное чтение Паустовский К. «Жильцы старого дома»
Работа над развитием сюжета и его ролью в эмоциональном восприятии текста; выделение главной мысли.
1






75/7
А. Куприн «Слон» (пересказ)
Биография автора; чтение рассказа, жанровые особенности произведения.
1






76/8
А. Куприн «Слон» (сочинение истории с обычными вещами).
Разные виды работы с текстом; характеристика героев и их поступков;
1






77/9
А. Куприн «Слон»
Внеклассное чтение Рассказы В. Осеевой
Разные виды чтения; характеристика героев и их поступков; чтение фрагментов в лицах; обучение постановке вопросов.
1
февраль





78/10
Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений
(тест № 6)

1
















1





1























































































7/7


1









1









1










1









1









1
















































ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1 (6 ЧАСОВ)

79/1
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»
Прогнозирование содержания раздела, произведения. Краткие сведения об авторе; анализ стихотворений; отношение автора к своим персонажам.
1

Развитие этических чувств, доброжелательнос-ти и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Регулятивные УУД: составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; работа по плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности.
Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в тексте (иллюстрации, и таблицы, схемы); переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблиц), осуществление анализа и синтеза. Коммуникативные
УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения; слушание и понимание других, принятие иной точки зрения, корректировка своей точки зрения.
Использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.
ЭОР:
Аудиопри-ложение:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны, Ворона»
collection.
edu.ru/
catalog/
pupil -
Энцикло-педия «Кругос-вет»:
Александр Алесандо-вич Блок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Урок «С. Есенин. Стихи».


80/2
С. Чёрный «Воробей», «Слон» (выразительное чтение наизусть)
Работа над интонированием стихотворений.
1






81/3
А. Блок «Ветхая избушка» (выразительное чтение наизусть)
Определение жанровых особенностей произведений;
1
февраль





82/4
А. Блок «Сны», «Ворона».
Сравнительный анализ произведений; словесное рисование.

1






83/5
С. Есенин «Черёмуха»
(выразительное чтение)
Расширение знаний о жизни и творчестве поэтессы.
Анализ стихотворения.
1







84/6
Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений
(тест № 7)

1






ЛЮБИ ЖИВОЕ (16 ЧАСОВ)

85/1
Знакомство с названием раздела (сочинение текста о животном)
Прогнозирование содержания раздела, произведения. Понятия «сочувствие» и «сопереживание». Правила при общении с природой по тексту Н. Сладкова.

1
февраль
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: пользование разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлечение
Нахождение выразитель-ности,
пересказывание произведения
учебных и художествен-ных произведений, на практическом уровне овладение некоторыми видами письменной речи, написание отзыва на





.

86/2
М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в тексте. Сочинение на основе художественного текста.
Внеклассное чтение Рассказы М. Пришвина

Краткие сведения об авторе. Чтение и анализ произведения; выявление жанровых особенностей; работа с заголовком; составление характеристики героя с опорой на текст.
Разные виды чтения; деление на части; составление плана.

1























































1










































































































7/7


1









1









1










1









1









1
















































87/3
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Краткие сведения об авторе. Чтение и анализ произведения.
1

о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими.

информации, представленной в разных формах. Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
прочитанное произведение,
развитие
художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст.





















collection.
edu.ru/
catalog/
pupil -
Энцикло-педия «Кругос-вет»:
Виталий Валенти-нович Бианки.


















88/4
И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (сочинение продолжения истории)
Творческая работа по преобразованию речевого материала.
1






89/5
В. Белов «Малька провинилась» (пересказ). Внеклассное чтение Сладков Н.И. Из «Лесной азбуки»
Работа над формированием умения сознательно перечитывать фрагменты текста с целью переосмысления или получения ответа на вопрос; развитие сюжета, знакомство с понятием «кульминация»; работа над главной мыслью и вариантами заголовка к рассказу.
1
март





90/6
В. Белов «Ещё раз про Мальку» (сочинение продолжения истории
Творческая работа по преобразованию речевого материала.
1






91/7
В. Бианки «Мышонок Пик» (выборочное чтение)
Знакомство с биографией автора; чтение частей и работа над осмыслением их содержания.
1






92/8
В. Бианки «Мышонок Пик» (тест № 8)
Составление плана; разные виды творческого пересказа.
1






93/9
Б. Житков «Про обезьянку»

Биография автора. Чтение рассказа с параллельным выявлением понимания прочитанного.
1
март





94/10
Б. Житков «Про обезьянку»
Внеклассное чтение Рассказы о дрессировщиках
Работа с иллюстрациями. Составление плана.
1






95/11
Б. Житков «Про обезьянку» (сочинение истории).
Творческая работа по преобразованию речевого материала.
1






96/12
В. Дуров «Наша Жучка»
Творчество Дурова. Чтение рассказа с выявлением понимания прочитанного.
1






97/13
В. Астафьев «Капалуха» (пересказ)
Биография автора. Чтение рассказа, деление на части, анализ.
1
март











































































































7/7


1









1









1










1









1









1
















































98/14
В. Драгунский «Он
живой и светится». Внеклассное чтение Рассказы В. Ю. Драгунского
Краткие сведения об авторах; наблюдение за развитием сюжета.

1






































99/15
Урок-конференция «Земля – наш дом родной»


1






100/16
Оценка достижений (тест № 9)

1






ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2 (8 ЧАСОВ)

101/1
Знакомство с названием раздела (сказочная викторина)
Прогнозирование содержания раздела.
Сравнительный анализ русских народных и авторских сказок.
1
март
Наличие мотивации к творческому труду и
бережному отношению к материальным и духовным
ценностям,
формирование
собственными поступками, осмысливание поступков героев,
установка на безопасный, здоровый образ жизни,
становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации многонациональ-ного российского общества.
Регулятивные УУД: самостоятельное составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации пользование разными видами чтения. Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
Использование простейших видов анализа
различных текстов: установление причинно-следственных связей,
нахождение характерных особенностей научно-познавательных, учебных,
художественных текстов,
пользование справочными источниками
и для понимания и получения дополнительной информации.


ЭОР:
Аудиопри-ложение к учебнику:
Стихи С. Маршака, А.А. Блока, С. Михал-кова и Е. Благининой











102/2
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»
(выразительное чтение
наизусть)
Краткие сведения об авторе.
Анализ стихотворений.
1






103/3
А. Барто «Разлука» (вы-
разительное чтение)
Расширение знаний о жизни и творчестве поэтессы.
Чтение и анализ произведения; выделение главной мысли.
1






104/4
А. Барто «В театре» (выразительное чтение наизусть)
Составление словесного портрета героя на основании его мыслей и поступков;
1






105/6
С. Михалков «Если», «Рисунок» (выразительное чтение наизусть). Внеклассное чтение Михалков С.В. Стихи о детях
Расширение знаний о жизни и творчестве поэта.
Работа с зарисовками; жесты и мимика в процессе отработки навыка выразительного чтения. Сравнительная характеристика стихотворений.
1
апрель





106/7
Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» (выразительное чтение)
Расширение знаний о жизни и творчестве автора.
Развитие фантазии в процессе работы над произведениями
1















1














1





1





1


























































































7/7


1









1









1










1









1









1
















































107/8
«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1






108/9
Оценка достижений (тест № 10)

1






СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК (12 ЧАСОВ)

109/1
Знакомство с названием раздела
Прогнозирование содержания раздела, произведения.
Понятия «доброжелательность», «терпение» и «уважение». Чтение и анализ стихотворений о дружбе.
1
апрель
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание
художественно –эстетического
вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на
основе опыта слушания
и
заучивания наизусть произведений художественной литературы.

Регулятивные УУД: работа по плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки. Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в
устной и
письменной
форме с учётом речевой ситуации; в диалоге с учителем выработка критериев оценки. Познавательные УУД: извлечение информации, представленной в разных формах; переработка и преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, высказывание и обоснование своей точки зрения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; на практическом уровне овладение некоторыми видами письменной речи (повествование создание текста по аналогии, рассуждение письменный ответ на вопрос, описание характеристика героев), написание отзыва на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.



























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презента-ция
Н. Носов «Федина задача»



110/2
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (составление
рассказа о бабушке)
Краткие сведения об авторе.
Чтение и обсуждение прочитанного. Творческая работа по преобразованию речевого материала.
1






111/3
А. Платонов «Цветок на земле» (выборочное чтение).
Творчество и биография автора. Словесное рисование; характеристика героев.
1






112/4
А. Платонов «Цветок на земле» Внеклассное чтение Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
Работа над пословицами и их ролью в тексте обсуждение и анализ прочитанного.
1






113/5
А. Платонов «Ещё мама»
Разные виды работы с текстом. Чтение эпизодов в лицах. Обсуждение причин и последствий поступков героев.
1
апрель





114/6
А. Платонов «Ещё мама» (сочинение
продолжении рассказа)
Творческая работа по преобразованию речевого материала.
1






115/7
М. Зощенко «Золотые
слова» (выразительное чтение по ролям + тест № 11)
Краткие сведения об авторе.
Отработка чтения текста в лицах.
1






116/8
М. Зощенко «Великие путешественники» (краткий пересказ)
Разбор ситуации, инсценирование произведения; роль юмора в произведении.
1






117/9
Н. Носов «Федина задача» (выразительное чтение)
Краткие сведения об авторе.
Выявление умений самостоятельно анализировать текст, рассуждать.
1

апрель






















1





1























































































7/7


1









1









1










1









1









1
















































118/10
Н. Носов «Телефон»
Обобщение на основе последовательности вопросов.
1































[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презента-ция Н.Носов «Телефон»







119/11
В. Драгунский «Друг детства» (самостоятельная работа)
Творчество и биография писателя. Знакомство с понятием «прозаические произведения».

1






120/12
Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений
(тест № 12)

1







ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ (8 ЧАСОВ)

121/1
Знакомство с названием раздела (пересказ)
Прогнозирование содержания раздела, произведения. Понятие «детский журнал». Рассказ о любимом журнале по предложенному плану.
1
май
Развитие
этических чувств, доброжелатель-ности и эмоционально-нравственной отзыв,
понимания
и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока; составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;
работа по
плану, со сверкой
своих действий с целью,
корректировка своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользование разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Коммуникативные УУД: слушание и понимание других, принятие иной точки зрения, корректировка своей точки зрения.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития
речевого
развития, т. е. овладение чтением вслух и
про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.










122/2
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (вы-
разительное чтение)
Краткие сведения об авторе.
Обсуждение прочитанного; чтение в лицах;
1







123/3
Ю. Ермолаев «Проговорился» (выразительное чтение по ролям)
Краткие сведения об авторе.
Сравнительная характеристика произведений.

1






124/4
Е. Ермолаев «Воспитатели»
Чтение и обсуждение юмористических произведений; жанровое своеобразие произведений.
1






125/5
Г. Остер «Вредные советы» (сочинение вредных советов)
Творческая работа по преобразованию речевого материала.
1

май





126/6
Г. Остер «Как получаются легенды» (выразительное чтение)
Творчество и биография автора. Сравнение терминов «сказка» и «легенда».

1






127/7
Р. Сеф «Весёлые стихи» (сочинение весёлых стихов или пересказ)
Краткие сведения об авторе.
Сравнительная характеристика произведений. Творческая работа по преобразованию речевого материала.
1






































1





1























































































7/7


1









1









1










1









1









1
















































128/8
Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений (тест № 13)

1






















ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (8 ЧАСОВ)

129/1

Знакомство с
названием раздела. Мифы Древней Греции (Итоговая контрольная работа)
Прогнозирование содержания раздела.
Понятие «миф». Чтение и обсуждение мифа «Храбрый Персей».
1
май
Начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; принятие и
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Регулятивные УУД: составление плана
решения учебной проблемы совместно с учителем; работа по плану, со сверкой своих действий с целью, корректировка своей деятельности Познавательные УУД: извлечение
информации, представленной в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); переработка и преобразование информации из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: высказывание и обоснование своей точки зрения; слушание и понимание других, принятие иной точки зрения, корректировка своей точки зрения.
Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое),
выборочное, поисковое); умение осознанное восприятие и оценивание содержания и специфики различных текстов,
участие в их
обсуждениях, обоснование нравственной
оценки поступков героев.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерак-тивное пособие "Мифы древней Греции".

ЭОР:
Аудиопри-ложение к учебнику:
Древнегре-ческий мир «Храбрый Персей».

collection.
edu.ru/
catalog/
pupil -
Энцикло-педия «Кругос-вет»:
Ганс-Христиан Андерсен.

130/2

Мифы Древней Греции
(пересказ)
Жанровые особенности; сравнение: сказка-легенда-миф; знакомство с родиной мифов.

1







131/3
Мифы Древней Греции
Внеклассное чтение Мифы, легенды, предания
Анализ произведений. Выразительное чтение по образцу.
1







132/4

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Творчество и биография писателя. Работа по содержанию прочитанного; характеристика героя на основе текста и иллюстрации.
1






133/5

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (тест № 14)
Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения.
1
май





134/6
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение.
1






135/7

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Игра
«Брейн-ринг».


1






136/8

Обобщающий урок

1


























1





1























































































7/7


1









1









1










1









1









1