Французская мастерская как форма педагогического общения учителя и ученика на уроках словесности.

Здобнякова Светлана Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МОУ «Гимназия №50» г. Н.Новгорода

Французская мастерская как форма педагогического общения учителя и ученика на уроках словесности.

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых, незатейливых текстов? Можно ли сделать так, чтобы дети встречались в стенах своей школы с праздником души – собственным творческим вдохновением? ДА!
Способность мыслить самостоятельно, умение рассуждать, аргументировать, выявлять причинно-следственные связи не даются человеку от рождения. Этому надо кропотливо учить, учить человека мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию. При таком подходе кардинально меняется и роль учителя, потому что задача педагога не в том, чтобы решить проблему за ученика, а в том, чтобы научить другого, как это сделать самому, указав, какими средствами, способами, приемами достигнуть поставленной цели. Современный учитель не просто знает о гуманитарных законах, но и является носителем гуманитарной культуры, умеет "слышать" и "видеть" внутренний мир ребенка, способен создавать свою педагогическую систему как своеобразный текст культуры и брать ответственность за собственное профессионально-личностное саморазвитие.
Широкую возможность в повышении квалификации учителя предоставляет Нижегородский Центр Непрерывного Образования, обучая педагогов новым формам педагогического общения. Знакомясь с новыми технологиями, учитель адаптирует их и внедряет в учебный процесс. Именно здесь учитель впервые знакомится с такой формой обучающего общения как мастерская.
Уроки-мастерские представляют собой систему диалогических ситуаций, последовательно разворачиваемых и обеспечивающих накопление опыта субъектно-субъектных отношений на эмоциональном, сознательном и духовном уровнях. Это означает, что образовательный процесс строится вокруг диалогической работы с текстом, несущим авторские смыслы и обращенным к адресату, и предполагает решение педагогических задач по созданию ситуаций диалога. Предмет педагогического общения здесь - пространство межсубъектных отношений как Встречи. Педагогическое средство - ситуация "со-бытийной общности" как среды психологического комфорта, доверия и открытости. Педагогу необходимо создать условия, стимулирующие доверие ребенка, обеспечивающие возможность рефлексии им содержания своей субъективной реальности. Мастерская- это такая форма организации урока, которая помогает учащемуся выразить себя через слово. Работая со Словом, ребенок начинает лучше понимать себя, друзей, окружающих людей. У него исчезает страх перед чистым листом бумаги. Мастерская побуждает к ассоциативному мышлению, "открывает" канал воображения, содействует творчеству каждого.
Мастерская, как и урок, начинается со «Слова», слова Мастера. Но цель этого слова не в передаче информации, а в подключении личного опыта ребёнка. Образы, понятия, объекты должны быть значимы для ребёнка. Важно, чтобы каждый мысленно истолковал их для себя, испытал радость, удивление, восторг или, наоборот, неприятное отрицание, гнев, раздражение.
Первое задание в мастерской - первый этап - мотивирует дальнейшую деятельность всех её участников.
Создание творческого продукта – второй этап урока-мастерской - основан на разъединении избранных для работы материалов или, наоборот, на реконструкции разрозненных частей, единиц с целью создания нового знания, явления, которое необходимо представить вес участникам мастерской. Поэтому третьим этапом становится социализация – афиширование и чтение текстов. Здесь эффективнее всего проходит критический анализ первых текстов. Вера в то, что всё сделано правильно, возникнет после внесения корректив – этап промежуточной рефлексии и самокоррекции. Постановка новых вопросов наметит путь новых исследований, покажет, что нет предела совершенству. На данном этапе возможна индивидуальная и коллективная работа, в результате которой появятся новые проблемы, требующие решения и новой информации (шестой этап). Мастер, организуя работу, может тихо формулировать задачи для отдельных пар, групп, не вмешиваясь в детали поиска. Обязательным этапом, последним, является общая рефлексия. Он связывает воедино работу всех участников мастерской психологическим комфортом и перечислением новых проблем.
Примером такого урока может быть мастерская «Портрет», проводимая в 7-ом классе.

Этапы мастерской
Вопросы и задания

1
Индуктор.
Вспомните, когда вы работали с портретами? Какого типа были эти портреты? Какой запомнился больше? Что в них, в тех портретах, которые не ушли, а остались в нас? Чья эта тайна: героя, автора или дело в нас самих? Задайте вопросы художнику.

2
Создание творческого продукта.
Выделите компоненты внешности человека в группе, обобщите материал и запишите его на отдельный лист. Определите для себя один компонент и отберите «портретную лексику» к нему. Выберите из портретов, которые висят на доске, один, опишите яркие элементы внешности.

3
Социализация
В группе прочтите сделанные вами описания и выберите одно, которое прочтете одноклассникам.

4
Промежуточная рефлексия
Как вы думаете, что вам удалось, а что нет?

5
Постановка новых задач
Выберите одну из профессий: художник, детектив, писатель, кинорежиссер. Посмотрите их глазами на модель (вам позирует ваша одноклассница(к), создайте его портрет, запишите.

6
Общая рефлексия
Чтение работ. Как вы ощущали себя профессионалом?

Такая организация урока развивает творческий потенциал и учителя и ученика. Развитие творческих способностей ребенка является одной из важнейших задач преподавания словесности в школе, задач, решение которой зависит от личности самого учителя. Ибо сформировать творческую личность может только высокообразованный, творчески работающий педагог.
Использованная литература:
1. Интеграционные технологии в преподавании русской словесности», Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17-18апреля 2008г Н. Новгород, 2008г.
2. Лобанова И.Н. Русский язык и культура личности. Учеб. пособие Н. Новгород , 2004г.
3.ОкуневА.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика в структуре Нового образования. Скифия, 2006г.





.










15