Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов»


Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОБУ «Караидельская СОШ №1» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Общая характеристика курса.
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место факультатива в учебном плане.
Изучение курса целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 68 ч в год (2 ч в неделю в каждом классе).
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
В рабочую программу внесены изменения: авторская программа рассчитана на 33 часа, но в соответствии с учебным планом школы, ориентированным на 34 учебных недель, в рабочую программу добавлен 1 час, которые отведен в раздел «Секреты правильной речи».,для культурного развития детей Программа рассчитана на 2 ч в неделю, итого 68 часов в год. Ценностные ориентиры содержания курса.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания:
об истории русского языка,
рассматривают памятники древней письменности,
знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения.
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры
Календарно- тематическое планирование
Дата
план Дата факт ТЕМА ЗАНЯТИЙ Кол-во
часов Воспитательная работа
Мир полон звуков 10ч Звуки вокруг нас.
Чувство дружбы, понимания
Фабрика речи. Проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
Чувство дружбы, товарищества
Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Анаграммы, шарады, кроссворды
Чувство дружбы, умение общаться
Полоса препятствий. Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат»,
Усидчивость, любовь к труду
Рисуем звуками. Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Любовь к окружающему
Трудности словесного ударения. Любовь к родному языку
Азбука, прошедшая сквозь века 10ч Буквы старые и новые. Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей Уважение к родному языку
Так считали наши предки. Уважение к предкам
Страницы древних книг. Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
Любовь к прекрасномуЖивая и весёлая буква алфавита. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
Любовь к прекрасномуЗагадки русской графики. Рисование: «Весёлая буква Ё».
Любовь к родному языку
Всему название дано 10ч Рождение языка.
Любовь к прекрасномуСколько слов в языке?
Чувство коллективизма
Имена, имена, имена... проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; Чувство гордости за свое имя
Увлекательные истории о самых простых вещах. Мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»; Любовь к прекрасномуСловари — сокровищница языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; Уважение к труду товарища
Как делаются слова 14ч «Дальние родственники».
Уважение к труду товарища
Слова «готовые» и «сделанные». Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,
Гордость за красоту и величие русского языка
Есть ли «родители» у слов? Любовь к прекрасномуВнимание, корень! Лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
Любовь к прекрасномуТакие разные суффиксы. Конструирование слов по словообразовательным моделям; Любовь к родному языку
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?
Любовь к прекрасномуЧто нам стоит слово построить? Проект «Как конфеты получают свои названия». Любовь к прекрасномуСекреты правильной речи 24ч Словарное богатство русского языка.
Гордость за красоту и величие русского языка
Словарное богатство русского языка.
Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».
Гордость за красоту и величие русского языка
Выбираем точное слово. Игры: «Табу», «Не повторяться»,
Гордость за красоту и величие русского языка
Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»
Гордость за красоту и величие русского языка
Одно или много?
Любовь к труду писателей
Когда у слов много общего?
Гордость за красоту и величие русского языка
Когда значения спорят?
Гордость за красоту и величие русского языка
Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю синонимы»
Гордость за красоту и величие русского языка
Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы»,
Гордость за красоту и величие русского языка
«Местные жители» и «иностранцы». Составление шуточных рассказов и стихов. Любовь к прекрасномуКак рождаются фразеологизмы?
Любовь к прекрасномуВыбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»;
Гордость за красоту и величие русского языка
Содержание программы
№ п/пТема курса Универсальные учебные действия Практическая и игровая деятельность
1 Мир полон звуков (10 часов)
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулироватьсобственное мнение и аргументировать его;
анализировать информацию, представленную на рисунке;
сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
наблюдать за функцией и ударением в слове;
контролировать правильность постановки ударения в словах;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
2 Азбука, прошедшая сквозь века (10 часов)
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы. сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;
интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а такжечтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
рисование: «Весёлая буква Ё».
3 Всему название дано(10часов)
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
воспринимать на слух и понимать информационный текст;
сравнивать толкование слова в различных словарях;
самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;
проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
конкурс «Придумываем название для новых конфет».
4 Как делаются слова(14часов)
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;
самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;
наблюдать образование слов в русском языке;
анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;
группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);
взаимодействовать и договариваться в процессе игры;
находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
конструирование слов по словообразовательным моделям;
проект «Как конфеты получают свои названия».
5 Секреты правильной речи (24 часа)
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.
игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
решение кроссвордов;
составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
составление шуточных рассказов и стихов.
Формы и средства контроля
№п/пФорма контроля Количество Дата проведения
1 Проекты 3 Как я говорил, когда был маленьким 1 проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; 1 Проект «Как конфеты получают свои названия». 1 2 рисунок 1 «Весёлая буква Ё». 1 3 Мини- исследования 1 Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». 1 4 конкурсы 1 «Самая красивая буква» 1 5 Мини - сочинение 1 «Я — сын, ученик, спортсмен...»; 1 6 Мини - словарики 3 «Собираю синонимы» 1 «Собираю антонимы», 1 «Собираю фразеологизмы»; 1