Рабочая программа кружка Удивительный мир слов в рамках внеурочной деятельности 3 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа «Удивительный мир слов» разработана  на основе примерной программы внеурочной деятельности начального общего образования, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Удивительный мир слов» Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012. ), учебного плана МБОУ СОШ №1 г. Десногорска Смоленской области на 2013-2014 учебный год.
Данная программа предназначена для учащихся 3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.
На изучение программы в 3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
— знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе программы особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Задачами изучения данного курса являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
— формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные результаты:
— эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
— эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
— чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
— любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
— интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
— интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
— интерес к изучению языка;
— осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
—перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
—пользоваться словарями, справочниками;
— осуществлять анализ и синтез;
— устанавливать причинно-следственные связи;
—строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
—адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
—слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— задавать вопросы.
Содержание программы
Из истории языка (2 ч)
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
— уточнять значение слова по толковому словарю;
— сравнивать толкование слова в различных словарях;
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Загадки простого предложения (9 ч)
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения. Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
— устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
— наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения;
— исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
— осуществлять учебное сотрудничество;
— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
— составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
— оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
— оценивать положительные качества личности одноклассников;
— создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;
— сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
— работать с информацией, представленной в виде модели;
— соотносить схемы предложений с их моделями;
— анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
Лабиринты грамматики (2 ч)
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу (12 ч)
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.
Значение имён.
Универсальные учебные действия:
— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
— наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
— на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
— воспринимать на слух и понимать информационный текст;
— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
— самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Такие разные признаки предметов (8 ч)
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин…).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
Универсальные учебные действия:
— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
— анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
— контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
— выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
— осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
— составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;
— самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
— оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
— контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учебно-методическое обеспечение
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Вентана – Граф, 2013.
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Название раздела Тема занятия Теор. Практ. Дата занятия
По плану Факт.
1 Из истории языка Старые и новые слова в языке + 2 Сокровищница бабушкиного сундука + 3 Загадки простого предложения «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении + 4 Важные мелочи + 5 Требуется определение + 6 Важные обстоятельства + 7 Необходимо дополнить + 8 «Дама сдавала в багаж…» + 9 Стройтесь в ряд! + 1 0 Запятые, по местам! + 11 Запятые, по местам! + 12 Лабиринты грамматики Слово в грамматике + 13 Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика + 14 О существительных по существу «Лебедь белая плывёт» + 15 Может ли род быть общим? + 16 Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? + 17 Как быть, если нет окончания? + 18 Один, два, много + 19 Почему именительный падеж назвали именительным? + 20 Как работает «родительный» падеж? + 21 «Щедрый» падеж» + 22 Винительный падеж – великий маскировщик + 23 Падеж-работяга+ 24 Любимая «работа» предложного падежа + 25 Кому принадлежат имена собственные? + 26 Такие разные признаки предметов Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах + 27 «Красны девицы» и «добры молодцы» + 28 Всё познаётся в сравнении + 29 Всегда ли «умный – умнейший»: сравниваем и оцениваем +30 Что из чего и для чего? + 31 Что кому принадлежит? + 32 Обязанность притяжательных прилагательных + 33 «Крокодиловы слёзы» + 34 Любимые игры со словами +