РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности 5класс «Здоровячок»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОБЕРЁЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________ (Л.В. Гришина)
«Утверждаю»
Директор МКОУ
«Новоберёзовская СОШ»
____________ (О.П. Клюх)
Приказ № ___ от __.__.201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
5класс
«Здоровячок»
2015-2016 уч.год
Составитель Губина Елена Валерьевна
учитель физической культуры
первой квалификационной категории

с. Новоберёзовка
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Здоровячок» разработана на основе примерной программы для реализации в основной школе, программа курса «Растём здоровыми и сильными» Н.Я. Дмитриева, К.А. Семенова, программа «ЗОЖ в современной школе».
Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях, участие во внутришкольных соревнованиях.
Здоровье важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня? По мнению ученых, среди факторов, обусловливающих здоровье, 20-25 % всех воздействий приходится на долю экологических условий, 20 % составляют наследственные факторы, 10 % развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором (его влияние составляет до 50-55 %) является образ жизни человека . Поэтому так важно уже с детских лет сформировать у ребенка понимание необходимости соблюдения здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье и его сохранении. Решающую роль в этом может сыграть школа. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям. Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые, подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию. В предлагаемой программе курса «Здоровячок» сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека. Задачи курса: формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга; подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей; воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни; формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.
Учебный курс «Здоровячок» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью;
- Формированию осознанного здорового поведения, способствующего успешной социальной адаптации и противостоянию вредным привычкам;
- Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
- Принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи.
- Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
- Формировать и учить регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий;
- Развивать двигательную память, мышление, волю, способность к саморегуляции психический состояний.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-Формирования стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
-Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
-Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
-Профилактика вредных привычек.
-Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
-Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
-Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
-Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
-Приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
Спортивны игры и соревнования;
Конкурсы, дискуссии;
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Методы сопряжённого психофизического воздействия:
-статические упражнения;
-мимические упражнения;
-дыхательные упражнения;
-упражнения на напряжение и расслабление мышц»
-ритмические упражнения.
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Личностные результаты обучения:
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Предметные результаты обучения:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами внеурочной деятельности программы «Здоровячок» является.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма;
влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений, и формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Особенности организации работы.Программа рассчитана для детей среднего школьного возраста. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один раз в неделю по одному часу (35 часа) в 5 классе.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

№ Тема раздела
Кол. часов
1 Здоровый образ жизни.
5ч.
2 Правила дорожной безопасности.
5ч.
3 Пожарная безопасность.
3ч.
4 Путешествие по разным видам спорта.
5ч.
5 Человек и социум.
3ч.
6 Гигиена и здоровье.
3ч.
7 Питание и здоровье
3ч.
8 Профилактика употребления ПАВ.
3ч.
9 Подвижные игры на свежем воздухе.
5ч.
ИТОГО 35ч.
Тематическое планирование
№ Тема Элементы содержания Характеристика основных видов деятельности
1 Здоровый образ жизни.
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни Беседа: «Основы здорового образа жизни». Показ презентации «ЗОЖ». Викторина. . Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.
Распознают виды двигательной активности и закаливания.
Характеризуют сущность рационального питания.
2 Факторы, разрушающие здоровье Вредные привычки. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни. Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье обучающегося, его умственные и физические способности.
Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению наркотиков.
3 Первая медицинская помощь и правила её оказания Первая медицинская помощь при ушибах и кровотечениях. Показ видео ролика «Оказание первой помощи». Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.
Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.
4 Человек, среда его обитания, безопасность человека Основные правила пользования приборами и бытовыми инструментами. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Опасные ситуации и меры предосторожности в местах скопления людей. Основы безопасного поведения в ЧС Объясняют правила безопасного поведения в опасных ситуациях социального характера. Демонстрируют, как пользоваться бытовыми приборами и инструментами. Импровизируют обращение в соответствующие службы экстренной помощи.
5 Погодные условия и безопасность человека. Беседа. Просмотр видео материалов. Знать опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Уметь применять правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Использовать приобретен-ные знания в повседневной жизни
6\1 Правила дорожной безопасности.
Безопасные маршруты “Дом – Школа –Дом” Ознакомить учащихся с маршрутом безопасности “Дом- школа- дом”. Сформировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Объясняют правила безопасного поведения в опасных ситуациях. Умеют использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.
7\2 Дорога, ее элементы и правила поведения на ней Видеоролики: “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Презентация дисциплинированного поведения. Учатся предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. Совершенствуют знания дисциплинированного поведения.
8\3 Законы улиц и дорог Беседа по соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах. Просмотр видеоролика. Знать общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций на дороге. Усвоение приобретенных знаний в повседневной жизни
9\4 Знакомство с дорожными знаками, светофором Знакомство учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, учить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды. Усвоение приобретенных знаний в повседневной жизни. Знать о дороге и ее предназначении. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
10\5 Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки” Просмотр мультфильма по правилам дорожного движения. Презентация “Дорожные ловушки” Объясняют и демонстрируют безопасные действий при переходе проезжей части. 11\1 Пожарная безопасность.
Правила пожарной безопасности в школе и в быту Беседа «Пожарная безопасность в школе и в быту». Просмотр видео «Эвакуация». Характеризуют источники зажигания. Осваивают и излагают правила пожарной безопасности.
12\2 Что делать при возникновении пожара? Беседа «Индивидуальная защита при возникновении пожара». Просмотр видео. Практическая работа с противогазами. Анализируют причины возникновения пожаров Составлять самостоятельно схему эвакуации.
13\3 Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Осваивать универсальные умения взаимодействия в парах и группах. Обосновывать важность ответственности за нарушение правил пожарной безопасности
14\1 Путешествие по разным видам спорта.
«Весёлые старты» Конкурс рисунков «Спорт и здоровье». Спортивная эстафета. Упражнения сопряжённого характера. Познают процессы: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Регулируют свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений.
15\2 Подвижные игры. Беседа «Красота – это здоровье». Марафон «Баскетбольного мяча». Проявляют творческие и физические способности. Учатся взаимодействовать с друг другом, в команде.
16\3 Конкурсы «Самый ловкий, самый сильный, самый смелый» Спортивная эстафета с предметами. Упражнения сопряжённого характера. Развивают коллективизм, чувства ответственности.
Совершенствуют свои физические способности. Развивают двигательную память, мышление, воли.
Развивают способность к саморегуляции психических состязаний.
17\4 Игра «Книга рекордов «Суперстар»» Номинация «Самый быстрый», «Самый меткий», «Самый ловкий», «Самый смекалистый». Упражнения сопряжённого характера. Осознают значимость физических упражнений, спорта и преимущества здорового образа жизни. Учатся переносить знакомые действия в новую ситуацию.
18\5 Спортивный праздник: «Спорт и мы» Спортивное приветствие. Викторина. Эстафета. Конкурс «Мяч –гол», «И сила и ум», «С песней по спорту». Чтение стихотворений о спорте. Знакомятся с ролью спорта в современной жизни. Формируют устойчивый интерес к занятием сортом. Совершенствуют физические способности.
19\1 Человек и социум.
Функциональное предназначение частей тела. Презентация-внутренние органы, их функциональное предназначение. Развитие человека. Упражнения сопряжённого характера. П\и «Замри», «Журавли и лягушка» Совершенствуют знания об организме человека и его функционирование. Учатся чувствовать собственное тело по его основным звеньям. Развивают базовые стереотипы для ощущения «схемы» тела.
20\2 Правила межличностного общения. Сюжетно-ролевая игра. Упражнения сопряжённого характера. П\и «Веретено», «Журавли». Учатся в проявлении эмоций. Формируют гуманные отношения к физическим недостаткам. Учатся движениями собственного тела передавать особенности характера.
21\3 Дружба. Семья. Ребёнок. Чтение стихотворений о дружбе. Сюжетно ролевая игра «Моя семья». Распределение обязанностей ребёнка. Просмотр видеороликов. Упражнения сопряжённого характера. Этюд « Лицо загорает» Формируют межличностные отношения. Совершенствуют правила поведения на улице, в общественных местах, с незнакомыми людьми. Осознают правила семейного общения. Осознают обязанности и права ребёнка в семье. Развивают базовые стереотипы для ощущения «схемы» тела.
22\1 Гигиена и здоровье.
Чистота-залог Здоровья. Беседа: гигиена одежды и обуви: правильный выбор в зависимости от погоды. Косметические средства. Просмотр видеороликов. Знать основные положения о здоровом образе жизни. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни .23\2 Инфекционные заболевания. Беседа. Презентация. Упражнения сопряжённого характера. Этюды: «Два сердитых мальчика», «Круглые глаза», «Удивление» Формирование правового мышления, освоение социальных норм и правил поведения в обществе. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни .24\3 Поликлиника и больница. Медикаменты. Видео фильм. Знакомство с домашней аптечкой.
Дискуссия «Это должен знать каждый!». Советы доктора Пилюлькина. Психогимнастика для коррекции трудностей в общении. Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни. Знать предназначение и общие правила оказания первой помощи при различных видах повреждений. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни .25\1 Питание и здоровье
Значение витаминов для организма. Беседа. Презентация. Сюжетно ролевая игра. Упражнения сопряжённого характера «мяч с переходом», «Съедобное не съедобное». Формирование установки на здоровый образ жизни, умение выбирать полезные продукты в питании. Знать о гигиене питания, сущность рационального питания.
26\2 Процесс пищеварения, основные правила рационального питания. Беседа. Просмотр и обсуждения фильма о здоровом питание. Режим дня. Викторина. Знать о гигиене питания, сущность рационального питания. Пищевая ценность продуктов. Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни
27\3 Этикет за столом. Сюжетно ролевая игра. Тренинг. Презентация. Упражнения сопряжённого характера. Этюды перед зеркалом. Формирование культуры поведения. Учатся пользоваться
Жестами и мимическими средствами для выражения эмоционального состояния. Совершенствуют правила поведения за столом.
28\1 Профилактика употребления ПАВ.
Психоактивные вещества. Презентация. Беседа. Конкурс рисунков. Упражнения сопряжённого характера. Знать о пагубном влияние вредных привычек на здоровье, его умственные и физические способности. Формирование установки на здоровый образ жизни.
29\2 Вред табака и алкоголя. Презентация. Беседа. Конкурс рисунков о ЗОЖ. Упражнения сопряжённого характера. Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни
30\3 Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Просмотр видеороликов. Упражнения сопряжённого характера. Знать основные понятия здорового образа жизни и профилактику вредных привычек. Выработать отрицательное отношение к курению и употребления алкоголя. Формирования понимания ценности здоровья и безопасного образа жизни
31\1 Подвижные игры на свежем воздухе.
Полоса препятствий. Эстафета с эстафетной палочкой. Челночный бег.
Бег по коридору 10м в мешках, метание на дальность. Игры с мячами. Развивают чувства коллективизма, сплочённости, чувства ответственности. Совершенствуют физическое развитие. Осознают значимость спорта и здорового образа жизни.
32\2 Экологическая прогулка. Наблюдение за птицами, растениями, деревьями.
Составление карты маршрута в красочных рисунках. Формируют знания «Солнце, воздух и вода». Учатся видеть прекрасное из давно знакомого.
33\3 Спортивные состязания. Игра «Перестрелка», «Пионербол». Развивают чувства коллективизма, сплочённости, чувства ответственности. Совершенствуют физическое развитие. Осознают значимость спорта и здорового образа жизни.
34\4 Спортивно-развлекательный конкурс. Спортивно-развлекательный конкурс «Наша формула ЗОЖ». Развивают чувства коллективизма, сплочённости, чувства ответственности. Совершенствуют физическое развитие. Осознают значимость спорта и здорового образа жизни.
35\5 Спортивный брей-ринг. Спортивный брей-ринг (викторина). Подвижные игры. Развивают чувства коллективизма, сплочённости, чувства ответственности. Совершенствуют физическое развитие. Осознают значимость спорта и здорового образа жизни.

Методическое обеспечение:
Здоровый образ жизни в современной школе (программы, мероприятия, игры) Е.А. Воронова (Национальный проект «образование») 2009год
Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова 20011г.
Сборник внеурочной деятельности. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. 20011г.
Сопряжённое психофизическое развитие школьников средствами физической культуры Учебно – методическое пособие. 2011год. Автор-составитель Лопуга Е.В.
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Здоровячок» необходимы следующие принадлежности:
спортивный инвентарь;
подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по валеологии.