Рабочая программа клуба Здоровячок в 1 классе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района
«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»



«Утверждаю»
Директор МБОУ «Софринской СОШ № 2»
_______________________Никонова Н.В.
Приказ от «____»__________ 2015 г. № ____
Рабочая программа
по внеурочной деятельности –
клуба «Здоровячок».
1 А класс.
Составитель: Бортникова Е.И.,
учитель начальных классов
2015 г.
Пояснительная записка
Программа курса клуба «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями ФГОС, ООП школы.
Текущее десятилетие стало революционным для целого поколения в России. Это связано не только со сложной общественно-политической ситуацией в стране, но и с серьезными психологическими изменениями в окружающем мире. Появились принципиально новые ценности, о которых не знали люди старшего и средних поколений. Биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим. Феномен хорошо отлаженной работающей машины представляется желательным образом для всех сфер жизни, включая медицину. Становятся пророческими слова философа Мартина Хайдеггера: «Смысл техники сокрыт от нас. Мы не успеваем осмысливать значение новых технических средств, мы едва успеваем их потреблять, не считаясь с возможностями и запросами своего организма, своей личности. Эта проблема особенно актуальна для Москвы и Подмосковья, на которую обрушился шквал электронной, бумажной, «пищевой», наркотической и иной информации со всего мира.
Употреблять ее в полном объеме невозможно и даже вредно, а разобраться, что хорошее, а что плохое, - трудно. Это не всегда по силам взрослому населению, что же говорить о детях. У них все чаще стали наблюдаться случаи ригидного, ограниченного и болезненного восприятия мира, которое врачи-психиатры называют неврозом.
Слово «здоровье», как и слова «любовь», красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное ВЗ в 1949 году, которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия, - скорее лозунг, чем специально работающее понятие. Бесспорно, что здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Главная цель клуба «Здоровячок» - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. В начальной школе многие темы касаются отдельных качеств человека. Предлагаемая программа – это первая попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служат самопознанию, самовосприятию, самоуважению. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
Цель данного курса:
первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Исходя из главной цели были сформулированы и задачи программы:
- научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного, от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного, научить ребенка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками, научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений. Ориентированных на собственное здоровье;
- познакомиться с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.
Место курса в образовательном процессе.
Занятия проводятся с учащимися 1 класса 1 раз в неделю (всего 33 учебных занятия в год).
Содержание программы.
Самопознание через чувство и образ.
Что такое здоровье? Я познаю себя. Внешнее и внутреннее строение человека. Скелет и мышцы –наша опора. Что такое осанка? Как сформировать и сохранить красивую осанку? Уход за руками и ногами. Кожа – надежный защитник организма. Гигиена кожи. Правила личной гигиены. Строение и гигиена органов зрения и слуха. Что такое сон человека и для чего он нужен организму. Я – ученик. Настроение ученика в школе и после школы.
Ослепительная улыбка на всю жизнь.
Зачем человеку рот и что в нем находится? Какие зубы есть у человека, их название, строение и функции. Правила ухода за зубами. Как правильно чистить зубы? Здоровое питание – здоровые зубы. Как нужно беречь зубы?
Школа здорового питания.
Зачем человеку нужно питаться? Строение и функционирование пищеварительной системы человека. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма человека. О пользе овощей и фруктов, молока и меда. Питание и индивидуальное здоровье. Полезные и вредные продукты для организма. Откуда пришел хлеб? Традиции русской национальной кухни. Гигиена питания. Производство, хранение и распространение продуктов питания.
Профилактика аддитивного поведения.
Полезные и вредные привычки. О вреде курения и алкоголизма. Лекарственные препараты, правила их употребления и хранения. Что такое толерантность? Инфекционные и неинфекционные болезни. Зачем нужно делать прививки? Безопасность при работе на компьютере, просмотре телевизионных передач.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты.
Ученик научится:
- быть готовым и способным к саморазвитию;
- сформируется мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловым установкам, отражающим их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личные качества.
Ученик получит возможность научиться:
- сформировать основы российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты.
Ученик научится:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, научится работать по предложенному учителем плану;
- научится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать свои образовательные достижения;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказ на основе простейших моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), работать в парах и малых группах.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- понимать смысл выражения «здоровый образ жизни» и его составляющих;
- понимать строение и работу органов человека, правил их гигиены;
- понимать строение, функции зубов, правилам их гигиены;
- понимать зачем человеку нужно питаться и из чего должен состоять рациональное питание;
- понимать роль эмоций человека для его здоровья;
- понимать, что такое полезные и вредные привычки, инфекционные и неинфекционные болезни.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать роль питательных веществ для роста и развития организма человека (белки, жиры, углеводы и витамины);
- понимать, что такое толерантность и стремиться жить в соответствии с нормами общения людей.
Учебно-тематическое планирование курса
№№ п/п Название раздела программы Количество часов Количество контрольных работ
1. Самопознание через чувства и образ. 12 нет
2. Ослепительная улыбка на всю жизнь. 5 нет
3. Школа здорового питания. 8 нет
4. Профилактика аддитивного поведения. 8 нет
Итого: 33 нет
Календарно-тематическое планирование занятий клуба «Здоровячок» в 1А классе. 2015/2016 учебный год.
№№ п/п Тема урока Коли-чество часов Характеристика деятельности учащихся Дата проведения
планиру-емаяфакти-ческая1 четверть (9 часов)
Самопознание через чувства и образ (12 часов)
1. Что такое здоровье. 1 Знакомство с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни» и его составляющими. 2. Я познаю себя. Внешнее строение человека. 1 Знакомство с внешним строением человека. Умение выделять основные части внешнего строения человека: голова, туловище, верхние и нижние конечности. 3. Я познаю себя. Внутреннее строение человека. 1 Знакомство с внутренним строением человека, системами его органов и их назначением. 4. Кожа – надежная защита организма. 1 Знакомство со строением кожи, ее назначением. Знакомство с правилами гигиены кожи. 5. Скелет и мышцы – наша опора. Что такое осанка? 1 Знакомство со скелетом человека и мышцами, их ролью в организме. Знакомство с понятием «осанка», правилами поддержания правильной осанки. 6. Уход за руками и ногами. 1 Знакомство с ролью верхних и нижних конечностей для человека и правилами их гигиены. 7. Забота о глазах. 1 Знакомство со строением глаз – органов зрения. Гигиена органов зрения. 8. Чтобы уши слышали. 1 Знакомство со строением уха – органа слуха. Гигиена органов слуха. 9. Правила личной гигиены. 1 Знакомство с правилами личной гигиены. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. 2 четверть (7 часов)
10. Я ученик. Мое настроение в школе. 1 Знакомство с эмоциями (положительными и отрицательными), с необходимостью поддержания хорошего настроения в школе при общении с учениками и учителями. 11. Ты пришел из школы. 1 Знакомство с режимом дня школьника, составление режима дня. 12. Сон – лучшее лекарство. 1 Знакомство с необходимостью сна для организма человека, гигиеной сна. Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 часов)
13. Зачем человеку рот и что в нем находится? 1 Знакомство со строением органов, находящихся во рту человека, их назначением. 14. Правила ухода за зубами. 1 Знакомство со строение зубов, их видами и назначением. Знакомство с правилами ухода за зубами. 15. Как правильно чистить зубы? 1 Знакомство с правилами чистки зубов, назначением и выбором зубной щетки, пасты, зубной нити. 16. Здоровое питание – здоровые зубы. 1 Знакомство с ролью правильного питания для поддержания здоровья зубов. Знакомство с назначением и правилами использования жевательной резинки. 3 четверть (10 часов)
17. Как нужно беречь зубы? 1 Знакомство с правилами сохранности зубов, мерами безопасного поведения на улице и дома. Школа здорового питания (8 часов)
18. Зачем мы едим? 1 Знакомство с назначением пищи для организма человека. 19. Система пищеварения человека. 1 Знакомство со строением и работой системы пищеварения человека. 20. Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. 1 Знакомство с важнейшими группами питательных веществ (белками, жирами, углеводами, витаминами), их назначением и содержанием в различных продуктах питания. 21. Почему нужно есть много овощей и фруктов? 1 Знакомство с витаминами, их ролью в организме человека и продуктами, содержащими витамины. 22. О пользе молока и меда. 1 Знакомство с питательной пользой молока и меда, их производством и правилами их употребления. 23. Откуда к нам хлеб пришел? 1 Знакомство с технологией выращивания и производства хлеба, его ролью в питании человека. 24. Праздник русской кухни. 1 Знакомство с традиционными продуктами и блюдами русской национальной кухни. 25. Производство, хранение и распространение продуктов. 1 Знакомство с правилами производства, хранения и распространения различных продуктов питания. Знакомство с приемами обработки различных продуктов питания. Знакомство с полезными и вредными продуктами питания. Профилактика аддитивного поведения (8 часов)
26. Полезные привычки. 1 Знакомство с полезными привычками (соблюдение правил личной гигиены, режима дня, занятия спортом и закаливание). 4 четверть (8 часов)
27. Вредные привычки. 1 Знакомство с вредом, наносимым организму человека курением, алкоголем. Формирование умения сказать «нет» вредным привычкам. 28. Что такое толерантность? 1 Знакомство с понятием «толерантность», участие в благотворительной деятельности и помощи инвалидам и нуждающимся людям. 29. Лекарственные препараты, правила их использования и хранения. 1 Знакомство с видами и назначением лекарственных препаратов, правилами их применения и хранения. 30. Инфекционные и неинфекционные болезни. 1 Знакомство с инфекционными и неинфекционными болезнями и способами их профилактики. 31. Зачем нужно делать прививки? 1 Знакомство с видами и назначением прививок, понимание необходимости прививок. 32. Безопасность при работе на компьютере. 1 Знакомство с правилами безопасности при работе на компьютере. 33. Итоговый урок – конкурс «Я здоровье берегу». 1 Обобщение и закрепление полученных за год знаний. Участие в подготовке и проведении конкурса «Я здоровье берегу». Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Педагогика здоровья. Методическое пособие под редакцией В.Касатова. М., Линка-Пресс, 2005.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М., Вако. 2008.
Печатные пособия:
Наглядный материал по основам здорового образа жизни.
Уроки здоровья. Таблицы. 1 класс.
Технические средства обучения:
Классная доска.
Интерактивная доска и проектор.
Компьютер.
Принтер, ксерокс.
CD и DVD диски по ЗОЖ в 1 классе.
Интернет – ресурсы к урокам здоровья.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Наборы муляжей продуктов питания.
2. Набор предметных картинок.
3. Наборное полотно.
4. Набор настольных игр по ЗОЖ.

«Согласовано» Зав. кафедрой начальных классов ____________________Бортникова Е.И. «_____»_августа_____ 2015 г.
«Согласовано» Зам. директора по УВР ____________________Черникова О.И. «_____»_августа_____ 2015 г.