Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Основы физической культуры

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)



Принята на заседании
педагогического совета
от «____»__________20____г.
Протокол № ______________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
Капитонова Е.В. _______________
«____»____________20____г.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно – спортивной направленности


«Основы физической культуры»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года.




Автор-составитель:
Донская Екатерина Васильевна,
педагог дополнительного образования










г. Новый Уренгой
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровье - динамическое состояние (процесс)
сохранения и развития биологических,
физиологических и психических функций,
оптимальной трудоспособности и социальной
активности при максимальной
продолжительности жизни.
академик В.П. Казначеев
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей и населения в целом. Дефицит физической активности, несбалансированное и недоброкачественное питание, загрязнение опасными для организма человека веществами воздуха, водоемов, почвы, вредные условия труда, психоэмоциональные перегрузки и стрессы - вот лишь некоторые факторы, агрессивно влияющие на здоровье людей.
Младший школьный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от 7 до 10 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня здоровыми являются около 25 % школьников. В нашем регионе с неблагоприятными природно-климатическими условиями, характерными для Севера, процент здоровых детей еще ниже, так как ярко выраженная солнечная недостаточность, резкие перепады температур и влажности воздуха, силы ветра, атмосферного давления способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшающих самочувствие. Среди болезней учащихся на первом месте заболевания опорно-двигательного аппарата, высок процент детей с нарушением зрения. Отсюда следует, что ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, а так же проблемой самих родителей.
Для решения данной проблемы через систему дополнительного образования детей была разработана программа «Основы физической культуры», для использования в работе с младшими школьниками.
Основополагающими документами при создании образовательной программы являются:
- Конвенция ООН «О правах ребёнка», ст. 29, в которой говорится о развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 75, подчеркивающая необходимость в реализации дополнительных образовательных программ учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (от 29.12.12 г. № 273-ФЗ);
- Закон ЯНАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», ст. 8 п. 2, ориентирует на содействие овладению личностью знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими безопасность ее жизни и трудовой
деятельности в условиях Крайнего Севера; ст. 25 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008
«Об утверждении порядка организации порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014 года № 1726);
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (от 04.07.2014 № 41);
- Устав МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба».
Базовой основой данной программы является региональная программа «Север» города Норильска (авторы В.М. Андреишина, О.А. Аухадеева и др.), которая разработана с учетом изменяющихся сезонных периодов северного региона.
Программа «Основы физической культуры» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, проживающих в трудных климатических условиях Крайнего Севера средствами физической культуры в учреждении дополнительного образования.
Основной целью программы является создание оптимальных условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, мотивации на сохранение здоровья, посредством освоения основ физкультурной деятельности.
Реализация этой цели становится возможной при последовательном решении ряда задач:
Образовательные
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта;
вооружить обучающихся валеологическими знаниями и навыками их практического применения в деле укрепления здоровья и развития своего организма;
научить правильно регулировать физическую нагрузку;
обучить простейшим способам контроля за физической нагрузкой по отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Развивающие
развивать координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, выносливость, скорость, гибкость;
развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время досуга;
содействовать развитию опорно - двигательного аппарата, функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Воспитательные
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать волевую, целеустремленную, ведущую здоровый образ жизни личность, коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
активизировать участие родителей в процессе укрепления здоровья
детей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что рассчитана она на физическое развитие детей через систему дополнительного образования детей. По программе может заниматься ребенок, как с низким уровнем физического развития, так и с высоким. Материал программы основан на подвижных играх и игровых упражнениях, что придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий.
Новизна программы заключена в синтезе различных нетрадиционных методик по оздоровлению детей – дыхательной гимнастики, релаксации, око-гимнастики, пальчиковой гимнастики, самомассажа, точечного массажа, хатхи-йоги и др. Доступность этих видов – в простых упражнениях. Эффективность – в разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему ребенка.
В рамках реформирования общего образования в дополнительную образовательную программу «Основы физической культуры» включено формирование универсальных учебных действий по направленности:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
регулятивные: соотнесение известного и неизвестного, планирование, оценка, способность к волевому усилию;
познавательные: формулирование цели, выделение необходимой информации, структурирование, выбор эффективных способов решения учебной задачи, рефлексия, анализ и синтез, сравнение, классификации, действия постановки и решения проблемы:
коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами, постановка вопросов, разрешение конфликтов.
В соответствии с Программой развития воспитательной компоненты в образовательных организациях МО города на 2013 – 2020 годы, Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, внесена воспитательная компонента, направленная на:
формирование духовно – нравственных качеств личности, активизации жизненной позиции.
становление социокультурного самосознания и поведения в обществе.
формирование потребности в саморазвитии, трудолюбии;
воспитание стремления к интеллектуальному овладению материальными и духовными ценностями человечества;
пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни;
воспитание волевой, целеустремленной личности.
Учебный материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные блоки, которые построены на идеях науки о здоровье – валеологии. В программе есть раздел «История спорта».
Данная программа является модифицированной, по типу – познавательная, с элементами творческо-поисковой направленности.

Организация работы объединения
Программа «Основы физической культуры» ориентирована на детей от 7 до 10 лет. Группы формируются из детей одного возраста, обучающихся в школе в одну смену. Численность обучающихся в группах и продолжительность занятий в неделю регламентируется Уставом и Учебным планом учреждения. Количественный состав группы первого года обучения – 10 человек, второго года обучения – 8 человек.
Продолжительность реализации программы рассчитана на 2 года. Учебный курс проводится с 15 сентября по 15 мая, в соответствии с Уставом учреждения и региональными особенностями и составляет 192 часа.
На первом и на втором году обучения занятия с обучающимися проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Рекомендации по длительности занятий, их интенсивности, объему движений аэробной и анаэробной направленности, моторной плотности носят вариативный характер и основываются на моторико-функциональном состоянии детского организма в каждом сезонном ритме года.

Формы диагностики
Отслеживание качества усвоения универсальных учебных действий проходит посредством тестирования. В начале учебного года (первая неделя октября) - проводится начальное тестирование, в третью неделю декабря - определяются результаты середины года, в конце года (последняя неделя апреля) - выявляется конечный результат. Все показатели заносятся в протоколы, с помощью которых отчетливо прослеживается результат работы.
Так же, каждым ребенком второго года обучения ведется «Дневник самоконтроля», куда заносятся все его попытки, личные рекорды и достижения. С помощью записей ребенку легче проследить за своим развитием и самосовершенствованием, а так же корректировать свои действия в зависимости от того, как сказываются занятия на организм в целом.
Эффективность реализации программного материала
Реализация образовательной программы предполагает повышение социального статуса здорового образа жизни среди учащихся, развитие индивидуальности через создание среды, через освоение детьми физических движений, теоретических знаний. Важно не только усвоить, накопить в своей памяти некий объем информации, умений и навыков, но так же овладеть умением, использовать его, воспроизводить в своей жизни.
Показателями эффективности программы являются:
снижение заболеваемости (в динамике) обучающихся;
повышение уровня физической подготовленности воспитанников (прирост показателей развития физических качеств в динамике);
стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонных периодах;
успешное развитие (в пределах возрастной нормы) основных психических процессов;
сформированная потребность в движениях (умение самостоятельно организовать и провести подвижную игру, заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь);
использование полученных знаний и сформированных умений в изменяющихся условиях.
Прогнозируемый результат
По окончанию первого года обучения дети должны знать:
особенности выполнения общеразвивающих упражнений;
основы валеологической культуры;
структуру построения занятий;
индивидуальные способы контроля за самочувствием;
правила личной гигиены, профилактики травматизма;
Должны уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и упражнения на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия;
организовывать и проводить самостоятельно некоторые части занятий, подвижные игры;
контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию;
соблюдать правила безопасности во время занятий.

По окончанию второго года обучения дети должны знать:
значение физической культуры в жизни современного человека;
основы здорового образа жизни;
особенности зарождения физической культуры, историю первых Олимпийских игр;
способы и особенности движений и передвижений человека;
о работе скелетных мышц, системы дыхания при выполнении физических упражнений;
терминологию разучиваемых упражнений; об их функциональном смысле и направленном воздействии на организм;
физические качества и общие правила тестирования;
Должны уметь:
соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном
- рисунком, образцом, правилом;
контролировать режим нагрузок по показателям частоты сердечных
сокращений;
выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;
вести дневник наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий.











Учебный план
1 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Формы аттестации/ контроля



Всего
Теория
Практика



Вводное занятие
2
1
1
Блиц-опрос.


Гимнастика:






- ОРУ (без предметов и с предметами)
26
2
24
Самостоятельное составление комплекса упражнений с предметами и без предметов.


-музыкально-ритмическая
5
1
4
Показательное выступление.


- акробатика
12
1
11
Акробатические связки.


- для укрепления осанки
3
1
2
Интеллектуальная игра «Королевская осанка».


- для укрепления стопы
3
1
2



- око-гимнастика
3
1
2
Решение кроссворда «Глаза – зеркало души». Выполнение упражнений перед группой («Я – педагог»).


- пальчиковая
3
1
2
Выполнение упражнений перед группой («Я – педагог»).


- дыхательная
3
1
2
Выполнение упражнений перед группой («Я – педагог»).


- релаксация
3
1
2
Реферат «Релаксация. Зачем она нужна ребенку?»


Легкая атлетика:






- ходьба, бег (штрих-бег)
26
1
25
Тестирование.


- «школа» мяча
4
1
3
Викторина. Спортивный праздник «Мяч удачи».


- «школа» прыжка
4
1
3
Соревнования «Весёлая скакалка».


-специальные упражнения для развития основных физических качеств
12
-
12
Эстафеты.


Йога
5
1
4
Решение кроссворда «Йога – гимнастика для всех».


Самомассаж. Точечный массаж.
2
1
1
Блиц-опрос.


Подвижные игры
26
2
24
Диагностика по теории подвижных игр (викторина).


Спортивные игры:






- настольный теннис
8
1
7
Соревнования внутри группы.


- дартс
10
2
8
Соревнования внутри группы.


Валеология
9
9
-
Интеллектуальная игра «Азбука здоровья».


История спорта
9
9
-
Интеллектуальная игра «Самый умный».


Диагностика
9
1
8
Сдача нормативов. Контрольные тесты, упражнение.


Итоговое занятие
2
1
1
Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Спортивные состязания на звание «Лучшая группа».


Итого:
192
41
151












Учебный план
2 год обучения


п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Формы аттестации/ контроля



Всего
Теория
Практика



Вводное занятие
2
1
1
Блиц-опрос


Гимнастика:






- ОРУ (без предметов и с предметами)
23
1
22
Самостоятельное составление комплекса упражнений с предметами и без предметов.


- музыкально-ритмическая
9
-
9
Показательное выступление.


- акробатика
12
1
11
Акробатические связки.


- для укрепления осанки
6
1
5
Интеллектуальная игра «Королевская осанка».


- для укрепления стопы
6
1
5



- око-гимнастика
2
-
2
Решение кроссворда «Глаза – зеркало души». Выполнение упражнений перед группой («Я – педагог»).


- дыхательная
2
-
2
Выполнение упражнений перед группой («Я – педагог»).


- релаксация
2
-
2
Реферат «Релаксация. Зачем она нужна ребенку?»


Легкая атлетика:






- ходьба, бег (штрих-бег)
28
1
27
Тестирование.


- «школа» мяча
5
1
4
Викторина. Спортивный праздник «Мяч удачи».


- «школа» прыжка
5
1
4
Соревнования «Весёлая скакалка».


- специальные упражнения для развития основных физических качеств
10
-
10
Эстафеты.


Йога
5
1
4
Показательное выступление.


Самомассаж. Точечный массаж.
2
1
1
Блиц-опрос.


Подвижные игры
26
2
24
Диагностика по теории подвижных игр (викторина).


Спортивные игры:






- настольный теннис
8
1
7
Соревнования внутри группы.


- дартс
8
1
7
Соревнования внутри группы.


Валеология
9
9
-
Интеллектуальная игра «Азбука здоровья».


История спорта
9
9
-
Интеллектуальная игра «Самый умный».


Дневник самоконтроля
2
1
1
Презентация дневников. Анализ результатов.


Диагностика
9
1
8
Сдача нормативов. Контрольные тесты, упражнения.


Итоговое занятие
2
1
1
Интеллектуальная игра «Умные, ловкие, смелые, умелые». Спортивные состязания на звание «Лучшая группа».


Итого:
192
35
157







Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие – 2 ч.
Теория-1ч.
Знакомство с историей учреждения, историей возникновения объединения. Введение детей в увлекательную страну физической культуры. Ознакомление с перспективным планом работы на год. Правила поведения в объединении и в учреждении. Основные требования при проведении тренировок. Правила техники безопасности.
Практика-1ч.
Психологические и подвижные игры на создание благоприятной атмосферы. Знакомство детей друг с другом, с помещением, инвентарем и оборудованием зала. Экскурсия по учреждению, в выставочный зал.
Гимнастика – 61 ч.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.
Теория.
Назначение ОРУ. Основные положения при проведении ОРУ. Техника выполнения упражнений.
Практика.
Основные положения и движения рук. Наклоны и повороты туловища (влево, вправо), приседания, то же с движениями рук и в сочетании с их основными положениями. Упражнения на осанку (без предмета, с гимнастической падкое, мячом и др. предметами). Поднимание на носки: поднимание согнутой ноги вперед: с вперед, в сторону и назад с различными положениями рук. Различные варианты работы с мячом большого, среднего и малого размеров. ОРУ с мешочками. ОРУ на гимнастической скамейке. ОРУ лежа и сидя на полу. Основные положения ног (стойки), ОРУ без предмета и с предмета: из различных исходных положений. Наклоны вперед и назад, приседания из различных исходных положений. Прыжки на месте: на одной, на двух, с различными положениями рук и в различные стойки. С поворотами на 90° и на 180°. Разучивание комплексов упражнений для разминки и для утренней гимнастики.
Музыкально - ритмическая гимнастика.
Теория.
Краткая история возникновения аэробики. Базовые элементы, связки базовых элементов, силовые элементы. Контроль за нагрузкой.
Практика.
Базовые элементы: разновидности шагов и бега (мягкий, высокий, острый, широкий, пружинистый, скрестный), танцевальные шаги (приставной, переменный). Связки базовых элементов на 32 счета (4 восьмерки). Базовые элементы с различными положениямт рук. Силовые элементы: упор углом на согнутой руке, ногу вперед. «Отжимание от пола». Подвижные игры с элементами аэробики: «музыкальные змейки», «Угадай мелодию», «Вызов номеров», «Птицы в клетке». Учиться слушать темп и сочетать его с нагрузкой.
Совершенствование и самовыражение при помощи творческих заданий.
Акробатика.
Теория.
История возникновения акробатики. Акробатические упражнения. Основные правила техники безопасности во время занятий акробатикой. Терминология акробатических упражнений. Страховка.
Практика.
Седы на пятках, углом. Группировки (сидя, в приседе, лёжа на спине), перекаты. Кувырок вперёд, кувырок назад. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа на спине, стоя. Стойка на голове и руках, на руках, на предплечьях. Упражнение ласточка. Полушпагат, шпагат. Стойка на лопатках, на голове. Акробатические этюды.
Гимнастика для укрепления осанки.
Теория.
Позвоночник. Основное упражнение для позвоночника - хорошая осанка. Нарушения осанки. Основное упражнение для осанки. Правильная осанка при ходьбе. Как правильно сидеть.
Практика.
Упражнения на осанку стоя у стены и в шаге от нее; с мешочком на голове; с различными предметами в основной стойке и в седе; с контрольной проверкой правильности соблюдения осанки. Упражнения для растяжения позвоночника. Игровые упражнения и игры на формирование правильной осанки.
Гимнастика для укрепления стопы (профилактика плоскостопия).
Теория.
Наши ноги. Стопа - нормальная и плоская. Причины заболевания стопы. Взаимосвязь состояния стопы и здоровья человека в целом.
Практика.
Определение формы стопы по плантограмме. Упражнения для оздоровления ног с помощью мяча с шипами, гимнастической палки, каната. Игровые упражнения «медведь», «лиса». Самомассаж ног.
Око - гимнастика.
Теория.
Строение глаза. Функция органов зрения. Правила бережного отношения к глазам.
Практика.
Освоение упражнений для укрепления мышц глаз. Выполнение гимнастики для глаз в школе и дома.
Пальчиковая гимнастика.
Теория.
Мелкая моторика Мышечно-связочный аппарат. Руки обеспечивают работу мысли и функции речи. Методика развития мышц рук с помощью упражнений и игр.
Практика
Игры пальчиками в двигательных и образных действиях: поочередное сгибание и разгибание пальцев, работа одним пальцем. Круговые движения кистью и пальцами, выставление одного, двух и т.д. пальцев, «сцепление», соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной руки с другой рукой, движение пальцев по различным частям тела.
Освоение развивающих упражнений «Бабочка», «Рыбка», «Осьминог», «Птичка» и других. Придумывание собственных упражнений.
Дыхательная гимнастика.
Теория.
Дыхание. Полное дыхание. Преимущество носового дыхания перед дыханием через рот. Дыхание при выполнении физических упражнений. Дыхательные упражнения на восстановление дыхания. Сочетание дыхательной и звуковой гимнастики.
Практика.
Совершенствование и укрепление сердечно-сосудистой системы организма при помощи ежедневных тренировок. Упражнения: Ладошки. Погончики. Насос. Обними плечи. Кошка. Большой маятник. Полуприсядь. Комплексы дыхательных гимнастик «В лесу», «Пожарные», «В цирке», «Кто как дышит».
Релаксация.
Теория.
Физическое и психическое напряжение. Что такое релаксация? Коррекция состояния простейшими способами. Создание положительного эмоционального настроя.
Практика.
Снятие физического и психического напряжения с помощью музыки и упражнений на расслабление в конце занятий. Самостоятельное использование упражнений на релаксацию в течение дня по мере необходимости.
Легкая атлетика – 49 ч.
Ходьба. Бег.


Теория.
Легкая атлетика. История развития. Успехи легкоатлетов. Ходьба и бег - естественные способы передвижения человека. Правильная техника ходьбы и бега.
«Штрих - бег» (ходьба в чередовании с бегом).
Практика.
Формирование правильных навыков ходьбы. Положение туловища, движения рук и ног при ходьбе. Отработка элементов ходьбы стоя на месте. Выполнение ходьбы с заданием в разных построениях и направлениях. Игровые упражнения на закрепление разных видов ходьбы.
Ходьба с различными положениями прямых и согнутых рук. Ходьба на носках, пятках, широким и высоким шагом с правильной осанкой. Ритмическая ходьба с хлопками, коллективным подсчетом. Ходьба в п олуприседе, спиной вперед. Бег в чередовании с ходьбой (30 м ходьба, 20 м бег) до 100м.
Ходьба и бег: с изменением направления по звуковым и зрительным сигналам; с акцентированным подниманием бедра, с шагом различной длины; по разметкам; с поворотом на 90° и 180° по звуковому сигналу. Бег с ускорениями по различным частям дорожки или участка зала. Бег в чередовании с ходьбой (30м. - ходьба; 20м. - бег) до 150м. Бег с высокого старта. Бег с низкого старта. Бег с изменением темпа.
«Школа» прыжка.
Теория.
Правильная техника выполнения прыжка в длину с места. Скакалка. Скипинг. Способы выполнения прыжков через длинную и короткую скакалку.
Практика.
Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с разбега. Прыжки на скакалке на месте и с продвижением вперед; вдвоем. Соревнования по скипингу.
«Школа» мяча.
Теория.
История мяча. Разнообразие мячей. Броски. Правильная техника выполнения различных способов метания. Правила техники безопасности при проведении метания.
Практика.
Работа с мячом малого, среднего, и большого размера: подбрасывание и ловля ( с дополнительными движениями), броски вверх, в стену, о пол, партнеру (с дополнительными движениями), перекатывание и перебрасывание друг другу стоя, сидя, в кругу, в шеренге лицом друг к другу; броски мяча о пол, стенку одной рукой и ловля двумя руками. Метание малого мяча стоя лицом или боком. Метание мяча через высоко расположенные препятствия. Метание набивного мяча.

Специальные упражнения для развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости.
Теория.
Сила. Выносливость. Гибкость. Ловкость. Быстрота. Взаимосвязь физических качеств. Усложнение физических упражнений. Преемственность физических упражнений
Практика.
Игровые упражнения, ОРУ, подвижные игры. Ловкость и быстрота. Переход от одних действий к другим, не задерживаясь, сочетание своих действий с действиями партнеров (по внезапным сигналам); сосредотачивание внимания одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, игры с увертыванием).
Выносливость. Развитие выносливости в подвижных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время.
Сила. Работа по развитию данного качества происходит за счет преодоления собственного веса, веса отягощения или сопротивления соперника.
Гибкость. Развитие подвижности суставов (плечевых, тазобедренных, голеностопных, сочленений кисти).
Йога – 5 ч.
Теория.
Что такое йога? Базовые позы – асаны. Общие указания для занимающихся. Дыхание.
Практика.
Освоение оздоровительных упражнений: Ардха – матсиендрасана; Вакрасана № 1. Скрученная поза; Матсиесана. Поза рыбы; Пашимотосана; Падахастасана. Поза аиста; Триконосана. Поза треугольника; Бхайджангасана. Поза кобры;Салабхасана. Поза кузнечика; Ардха – салабхасана; Дханурасана. Поза корзиночки; Сарвангасана. Поза свечи; Халасана. Поза плуга.
Самомассаж. Точечный массаж – 2 ч.
Теория.
Простейшие приемы самомассажа. Самомассаж при физическом и умственном утомлении. Простейшие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание.
Практика.
Нахождение специальных зон (точек) на своем теле, куда наши органы посылают информацию о своем состоянии. С помощью точечного массажа повышать защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронх. Используя основные приемы делать Самомассаж плеч, предплечья, пальцев, голени, бедра, мышц груди, шеи, спины и поясницы. Умение расслаблять мышцы и снимать нервно-эмоциональное напряжение.
Подвижные игры – 26 ч.
Теория.
История развития подвижных игр. Народные подвижные игры: своеобразие, особенности (зачин, считалки, певалки, сговорки). Игры - эстафеты. Малоподвижные игры. Правила честной игры.
Практика.
Разучивание игр большой, средней и малой подвижности. Разучивание считалок. Соблюдение правил честной игры.
Коллективные подвижные игры без разделения на группы (команды). Игры с ходьбой и бегом: «У медведя во бору», «Два мороза», «Коршун и
наседка», «Хитрая лиса», «Совушка», «Гуси - лебеди», «Белые медведи», «Заяц без логова».
Игры с прыжками: «Волк во рву», «Прыгающие воробушки . «Зайцы в огороде», «Добеги и прыгни», «Лиса и куры», «Зайцы, сторож и Жучка», «Салки в приседе», «Второй лишний», «Колесо», «Цепочка».
Игры с метанием: «Метко в круг», «Мяч через веревочку в цель», «Сбей булаву», «Вертикальная мишень», «Бросай далеко», «Собирай быстро», «Лапта». Игры с лазанием и перелезанием: «Перелет птиц с мячом под дугой», «Белки в лесу», «Пастух и стадо», «Раки», «Крокодил».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Класс, смирно!», «Светофор», «Делай, как мы». «Запрещенное движение», «Мая на полу», «Запрещенное движение», «Фигуры», «Космонавты».
Коллективные подвижные игры с разделением на группы (команды).
Игры с ходьбой и бегом: «К своим флажкам», «Быстро по своим местам», «Салки», «Вызов номеров», «Перебежка с выручкой».
Игры с прыжками: «Прыжки по полоскам», «Прыжок за прыжком», «Парашютисты», «Через кочки и пенечки».
Игры с метанием: «Метко в цель», «Кто дальше бросит». «Выстрел в небо», «Попади в мяч». «Брось - поймай», «Перестрелка».
Игры с лазанием и перелезанием: «Котята и щенята». «Ловля обезьян», «Переползи - не урони», «Кто быстрее к флажку - Эстафета».
Игры с элементами общеразвивающих упражнении «Передача мячей над головой, и под ногами» комбинированная эстафета, «Гонка мячей по кругу», «У ребят порядок строгий». «Класс - СМИРНО!»
Спортивные игры – 18 ч.
Настольный теннис.
Теория.
История возникновения игры, её развитие. Поле для игры. Снаряжение теннисистов. Игра по правилам. Удары по мячу. Советы мастера. Пример чемпионов
Практика.
Игровая стойка теннисиста (основная, левосторонняя, правосторонняя). Хватка ракетки. Передвижения теннисиста (развороты, приставные шаги, выпады). Жонглирование мяча (набивание от 50 до 100 раз). Технико-тактические действия: откидка справа и слева. Подача мяча откидкой справа и слева. Учебная игра. Подвижные игры и эстафеты с элементами настольного тенниса. Теоретические сведения: история возникновения настольного тенниса. Перемещения теннисиста (одношажные и двушажные). Технико-тактические элементы: «накат», «срезка». Подачи: «накат», «срезка». Учебная игра.
Дартс.
Теория.
Из истории игры в дартс. Общие правила игры. Позиция для броска. Бросок. Советы обучающимся игре в дартс. Правила техники безопасности.
Практика
Совершенствование бросков с помощью подготовительных упражнений. Освоение игры. Проведение мини – соревнований.
Валеология – 9 ч.
Теория.
Я и моё здоровье. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Глаза. Уши. Зубы. Руки. Ноги. Моя красивая осанка. Забота о коже. Здоровая пища.
Практика.
Соблюдение режима дня дома и в школе, правил личной и общественной гигиены. Выполнение специальных упражнений для улучшения зрения и слуха. Соблюдение режима правильного питания и питьевого режима. Выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки и свода стопы. Приобщение своих родных к здоровому образу жизни.
История спорта – 9 ч.
Теория.
Зарождения физической культуры. Беседа: «Истоки Олимпийского движения. Первые Олимпийские игры». Летние и зимние олимпийские виды спорта. Лыжные гонки. Коньки. Фехтование. Как шахматы стали видом спорта.
Практика.
Использование полученных знаний на практике. Самосовершенствование.
Диагностика – 9 ч.
Теория.
Антропометрические данные. Сила. Выносливость. Гибкость. Быстрота. Ловкость.
Практика.
Измерение роста, веса, окружности грудной клетки. Выполнение тестовых заданий и упражнений. Отслеживание результатов тестирования основных физических качеств в начале года, в середине и в конце. Занесение результатов в дневник самоконтроля. Сравнение и характеристика полученных результатов. Умение использовать полученные знания при самостоятельном диагностировании.
Итоговое занятие – 2 ч.
Теория.
Подведение итогов проводится в виде игрового занятия «Умники и умницы».
Практика.
Решение кроссвордов, составление пословиц, поговорок о здоровье, о спорте. Спортивные состязания «Лучшая группа».

























Содержание программы
2 год обучения
Вводное занятие – 2 ч.
Теория.
Ознакомление с перспективным планом работы на год. Повторение правил поведения в объединении и в учреждении. Основные требования при проведении занятий. Правила техники безопасности.
Практика.
Психологические игры на создание благоприятной атмосферы и сплочение коллектива. Спортивные эстафеты.
Гимнастика – 62 ч.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.
Теория.
Назначение ОРУ. Основные положения при проведении ОРУ. Техника выполнения упражнений. Совершенствование общеразвивающих упражнений. Правила составления комплексов. Способы проведения комплексов ОРУ.
Практика.
Упражнения с гимнастическим обручем: вращение на кисти рук. Упражнения с гантелями (вес 0,5 - 1 кг). Упражнения с набивным мячом. ОРУ со стулом. ОРУ с гимнастическими мячами. Смешанные упоры: на двух ногах; на одной другая в сторону или назад на носок; лежа, лежа боком, лежа сзади; переход из одного смешанного упора в другой различными способами. Упражнения с гимнастической палкой: наклоны в сторону, вперед, назад; повороты туловища (палка в различных положениях). Перешагивания, прыжки через палку, удерживаемую двумя руками и через палку, лежащую на полу. Удержание палки в вертикальном положении и на ладони. Подбрасывание и ловля палки одной и двумя руками. Наклоны, повороты с различными положениями рук с набивным мячом. Упражнения на гимнастической стенке: вис стоя лицом, боком и спиной к стенке; вис присев; вис стоя согнувшись; вис согнув ноги, вис углом. То же в сочетании с наклонами, приседаниями, выпадами, взмахами ног.
Музыкально - ритмическая гимнастика.
Теория.
Основы музыкальной грамоты. Базовые элементы: ний, кик, ланч, джогинг – джек, скип, бег джампинг – джек. Самостоятельный подбор упражнений.
Практика.
Определение начала и конца музыкальной фразы. Освоение базовых элементов. Приставной шаг вперед, назад и в сторону. Силовые элементы: упор углом согнув ноги, «отжимание» из упора лежа на коленях и из упора лежа, «вертушка». «Ласточка» руки в стороны. Прыжки вверх, группируясь, ноги врозь. Перемещения базовыми шагами вперед и назад. Проведение разминки самостоятельно.
Совершенствование и самовыражение при помощи творческих заданий.
Акробатика.
Теория.
Основные правила техники безопасности во время занятий акробатикой. Терминология акробатических упражнений. Страховка.
Практика.
Группировки, перекаты, кувырок вперёд, кувырок назад, ласточка, полушпагат, шпагат. Стойка на голове, на лопатках. Колесо вправо, влево. Упражнения парной акробатики (поддержка на бёдрах лицевая). Парная акробатика – «полуколонна». Поддержка под живот. Этюды
Составление и выполнение комплексов упражнений для разминки.
Гимнастика для укрепления осанки.
Теория.
Нарушения осанки: сутулость, асимметрия плеч и лопаток, сколиоз. Анализ нарушений осанки воспитанников.
Практика.
Освоение корригирующей гимнастики при сколиозе. Упражнения для растяжения позвоночника.
Гимнастика для укрепления стопы (профилактика и коррекция плоскостопия).
Теория.
Плоскостопие. Коррекционные мероприятия при плоскостопии.
Практика.
Комплексы упражнений при плоскостопии. Расслабляющий массаж голени.
Релаксация. Аутотренинг.
Теория.
Аутогенная тренировка. Позы. Приемы саморегуляции. Сокращенный вариант аутотренинга. Занимательный аутотренинг.
Практика.
Обучение принятию поз: кучера, лотоса, пассивная, лежа. Расслабление мышц конечностей и тела. Ощущение тепла во всем теле и в нужной области. Упражнения для нормализации работы сердца. Нормализация дыхания. Концентрация на ощущении тепла в солнечном сплетении; ощущение прохлады лба. Игры и упражнения занимательного аутотренинга.
Дыхательная гимнастика.
Теория.
Глубокое аэробное дыхание – бодифлекс.
Практика.
Использование 5 этапов дыхания по методу в комплексе физических упражнений.
Око - гимнастика.
Теория.
Заболевания органов зрения. Анализ зрения воспитанников.
Практика.
Упражнения для улучшения зрения. Массаж глаз. Точечный массаж. Выполнение гимнастики для глаз в школе и дома.
Лёгкая атлетика – 48 ч.
Ходьба. Бег.
Теория.
Техника ходьбы и бега. Контроль правильной осанки при ходьбе и беге.
Практика.
Ходьба по рейке перевернутой гимнастической скамейки: с носка, на носках, широким шагом. Ходьба с изменением длины и частоты шагов по команде и по звуковому сигналу (хлопок, подсчет, свисток). Отработка учащимися практических навыков бега. Специальные беговые упражнения с введением дополнительных заданий. Бег в «коридорчике» шириной 20 - 30 см на расстояние 30 - 40 метров. Бег через препятствия: палочки, набивные мячи, условную полосу (шириной до 60 см). Бег в чередовании с ходьбой (25 м- ходьба; 25 м - бег) до 200 метров. Ходьба в чередовании с бегом по звуковому сигналу. Бег к различным точкам зада или площадки по команде учителя. Бег с преодолением горизонтальных препятствий - «полоса» шириной до 80 см. Бег с преодолением вертикальных препятствий - через набивные мячи или натянутую резину. Бег в чередовании с ходьбой «штрих – бег»(20 м - ходьба; 30 м - бег) до 300 м.
Формирование правильных навыков ходьбы. Положение туловища, движения рук и ног при ходьбе. Отработка элементов ходьбы стоя на месте. Выполнение ходьбы с заданием в разных построениях и направлениях. Игровые упражнения на закрепление разных видов ходьбы.
Отработка учащимися практических навыков бега. Специальные беговые упражнения с введением дополнительных заданий. Бег с высокого старта. Бег с низкого старта. Бег с изменением темпа.
«Школа» прыжка.
Теория.
Виды прыжков. Правильная техника выполнения прыжков. Скакалка. Способы выполнения прыжков через длинную и короткую скакалку.
Практика.
На двух ногах, на правой и левой ноге на месте и с продвижением, с поворотом на 90 и 180 градусов. В длину с места и с разбега. В высоту до 60 см. Многоскоки. Прыжки на двух ногах и одной через длинную и короткую скакалку.
«Школа» мяча.
Теория.
Набивной мяч. Броски. Правильная техника выполнения различных способов метания. Правила техники безопасности при проведении метания. Ведение мяча.
Практика.
Упражнения с набивными мячами: передачи, броски, ловля, подбрасывание. Броски и ловля малого мяча. Метание малого мяча в вертикальную цель; с одного и трех шагов разбега; на дальность с места и с трех шагов разбега; на дальность способом из – за спины через плечо с места, с шага. Ведение мяча правой, левой рукой, попеременно.
Специальные упражнения на развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости.
Теория.
Сила. Выносливость. Гибкость. Ловкость. Быстрота. Взаимосвязь физических качеств. Усложнение физических упражнений. Преемственность физических упражнений
Практика.
Развитие физических качеств с помощью специальных упражнений (смотреть в приложении).
Йога – 5 ч.
Теория.
Йога в помощь позвоночнику.
Практика.
Комплексы упражнений.
Самомассаж. Точечный массаж – 2 ч.
Теория.
Простейшие приемы самомассажа. Самомассаж при физическом и умственном утомлении. Точечный массаж. Основы точечного массажа – рефлексотерапия.
Практика.
Повторение основных приемов самомассажа плеча, предплечья, пальцев, голени, бедра, мышц груди, шеи, спины и поясницы. Нахождение специальных зон (точек) на своем теле, куда наши органы посылают информацию о своем состоянии. С помощью точечного массажа повышать защитные свойства организма. Умение расслаблять мышцы и снимать нервно-эмоциональное напряжение.
Подвижные игры – 26 ч.
Теория.
Правила честной игры. Игры разных народов.
Практика.
Коллективные подвижные игры без разделения на группы (команды) Игры ходьбой и бегом: «Мы - веселые ребята», «Караси и щука», «Мышеловка», «Займи место».
Игры с прыжками: «Удочка», «Удочка с выбыванием», «Кузнечики», «Лягушка и цапля», «Салки на одной ноге».
Игры с метанием: «Охотники и зайцы», «Защита укреплений», «Кого назвали, тот ловит мяч».
Игры с лазанием и перелезанием: «Салки – ноги от земли», «Кошка и мышки».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Выставка картин», «Что изменилось», «Угадай, чей голосок».
Коллективные подвижные игры с разделением на группы (команды). Игры с ходьбой и с бегом: «Команда быстроногих», «Эстафета зверей».
Игры с прыжками: «С кочки на кочку», «Прыжки на одной ноге», «Через кочки и пенечки».
Игры с метанием: «Охотники и утки». «Брось за флажок», «Защита укрепления».
Игры с лазанием и перелезанием: «Эстафета с лазанием и перелезанием», «Пожарные на учении», «Альпинисты».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Борьба в квадратах». «Часовые и разведчики».
Подвижные игры: «Колесо», «Вызов номеров», «Перестрелка», «Лапта», «10 передач», Перемена мест», «Прыгуны и пятнашки», «Рывок за мячом», «Придумай сам», «Мостик и кошка», «Защита укреплений», «Удочка простая». «Удочка командная», «Удочка с выбыванием», «Салки на одной ноге», «Быстрые тройки», «Флаг на башне», «Невод», «Охотники и утки», «Коршун и наседка».
Спортивные игры – 16 ч.
Настольный теннис.
Теория.
История развития настольного тенниса в СССР и в России.
Практика,
Техника защиты и нападения (подрезка, топ – спин справа и слева). Техника попадания в определенную зону на столе. Учебная игра, учебные соревнования.
Теоретические сведения: тактика игры в настольный теннис. Сложные удары и подачи с боковым вращением. Удары прямые, с вращением. Завершающий удар. Игра из различных зон (ближней, средней, дальней). Обучение парной игре (2х2).
Дартс.
Теория.
Повторение правил безопасности. Разновидности игры в дартс («Раунд», «Все пятерки», «Двадцать семь», «Тысяча», «Быстрый раунд», «Раунд по двойным», «Диаметр»). Техника подсчета очков в игре дартс – турнир. Общие правила игры. Экипировка во время турнира.
Практика
Совершенствование бросков с помощью подготовительных упражнений. Освоение различные вариантов игры. Проведение соревновательных турниров.
Валеология – 9 ч.
Теория.
Моё здоровье – моя программа. Путешествие в страну здоровья. Режим дня – залог здоровья. Физические упражнения и оздоровительные мероприятия в режиме дня. Профилактика простудных заболеваний. Дыхание и здоровье. Сердце и его работа. Здоровый сон. Мое настроение. Общение и здоровье.
Практика.
Соблюдение режима дня дома и в школе, правил личной и общественной гигиены. Выполнение специальных упражнений для улучшения зрения и слуха. Соблюдение режима правильного питания и питьевого режима. Выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки и свода стопы. Выполнение дыхательных упражнений. Выполнение точечного массажа для профилактики близорукости, простудных заболеваний. Выполнение упражнений для повышения эмоционального состояния. Проведение диагностики своего здоровья. Приобщение своих родных к здоровому образу жизни.
История спорта – 9 ч.
Теория.
Ещё не спорт. Колыбель спорта. Спортсмены выходят на старт. Секунды, метры, килограммы. Мяч, волан, шайба. Спорт и техника, спорт и наука.
Практика.
Использование полученных знаний для самосовершенствования.


Дневник самоконтроля – 2 ч.
Теория.
Антропометрические данные. Оценка уровня физической подготовки. Самочувствие. Признаки утомления. Желание заниматься. Нагрузка.
Практика
Наблюдение за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности. Занесение личных «рекордов».
Диагностика – 9 ч.
Теория.
Антропометрические данные.
Сила. Выносливость. Гибкость. Быстрота. Ловкость.
Практика.
Измерение массы тела, длины, объема грудной клетки. Отслеживание результатов тестирования основных физических качеств в начале года, в середине и в конце. Занесение результатов в дневник самоконтроля. Сравнение и характеристика полученных результатов. Умение использовать полученные знания при самостоятельном диагностировании.
Итоговое занятие – 2 ч.
Теория.
Подведение итогов по теории и практики всех пройденных тем проводится в виде игры «Умные, ловкие, смелые, умелые».
Практика.
Ответы на вопросы викторины, решение кроссворда, показ упражнений с предметами и без предметов для отдельных групп мышц, объяснение правил заданных подвижных игр. Спортивные эстафеты.














Методическое обеспечение программы
Методы и приемы организации образовательного процесса:
наглядные: показ, частичный показ, имитация, зрительные, слуховые ориентиры, наглядные пособия (фотографии, рисунки).
словесные: название упражнений, объяснение (словесная инструкция),
описание, анализ движения, команда, распоряжения, пояснения, установка на мысленное воспроизведение упражнения, проговаривание слов, помогающих осмыслить пространственные ориентировки, счет, краткие индивидуальные указания, оценка., рассказ, вопросы, беседа;
практические: повторение упражнений без изменений и с изменениями,
проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме, выполнение заданий, упражнений в различных условиях.

Дидактический материал:
Разработаны конспекты занятий:
«Путешествие с дядюшкой Ау»
«Поход»
«Быстрые, смелые, ловкие, умелые»
«Акробатические этюды»
Сценарии мероприятий:
«Веселые старты Деда Мороза»
«Остров сокровищ»
Папка с информационным материалом по валеологии.
Папка с комплексами упражнений для утренних гимнастик, профилактики плоскостопия и нарушений осанки, дыхательных упражнений.
Карточки с заданиями для круговой тренировки, «муравейника»
Альбом «Виды спорта»
Альбом «Футбол»
«Игротека» - набор карточек с описанием подвижных игр.
Фотоальбом о деятельности.
Следует отметить, что каждый учебный год набор дидактического материала пересматривается, расширяется и дополняется.




Материально - техническое оснащение программы
с учетом на 1 учебную группу





Обручи
-10 шт.


Мячи: баскетбольные
-10 шт.


Мячи резиновые d = 20 см
-10 шт.


Мячи набивные весом 1 кг
-3 шт.


Мяч волейбольный
-1 шт.


Мяч гандбольный
-2 шт.


Мячи массажные
-10 шт.


Утяжелители
-24 шт.


Гантели
-20 шт.


Канат
-1 шт.


Скамейки
-3 шт.


Настольный теннис
-1 эк.


Маты
-10 шт.


Эспандеры
-1 шт.


Скакалки короткие
-15 шт.


Скакалка длинная
-1 шт.


Дартс
-5 экз.


Коврики индивидуальные
-12 шт.


Коврики индивидуальные резиновые массажные
-11 шт.


Мешочки весом 200 грамм
-11 шт.


Беговые дорожки
-3 шт.


Велотренажеры
-1 шт.


Диски «здоровья»
-7 шт.


Бадминтон
-5 комп.


Шведские стенки
-3 шт.


Гимнастические палки
-11 шт.


Мешки для прыжков
-2 шт.


Компьютер
-1 шт.














Интернет ресурсы:

http://eidos.ru/
http://fsu.edu.ru/p1.html
http://metodsovet.su/dir/fiz_kultura/9
http://school-collection.edu.ru/
http://uren-dush.ucoz.ru/load/metodicheskaja_literatura/2-2-2
http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.30
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com
http://www.proshkolu.ru/club/sports/file2/3393091
http://www.proshkolu.ru/club/sports/file2/3393091
Используемая литература для педагога

Асташина М.П., Семина А.Б., Пуусеп И.П., Чернова Н.И. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебно - методическое пособие. - Омск: 2005.
Боллетьери Ник Теннисная академия, М.: ЮКЭА,2004.
Брейт К, Шварц, Крис А. Теннис для всех.- СПб.: Весь,2006.
Бутин И.М., Бутана И.А., Леонтьева Т.Н., Масленников СМ. Физическая культура в начальных классах. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.
Васичкин В.И. Все о массаже.100 советов от газеты Комсомольская правда - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 2007.
Весёлая физкультура: Учебник для 1 кл. /Литвинов Е.В., Погадаев Г.И., Торочкова Т.Ю., Шитова Р.Я. - М.: Просвещение, 2000.
Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами ректеативных технологий: Монография.- Тамбов: Першина,2005.
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Методическое пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Гуреев Н.В. Активный отдых. - М: Советский спорт, 2001.
Дробинина Н.Н. Классные часы: 4 класс.- М.: ВАКО,2008.
Дрюэт Д., Мэйсон П. Теннис. Спорт для начинающих.- СПб.: 2003.
Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления. М., «Линка-Пресс», 1999.
Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-12 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Климович Л.С. Теннис-это несложно (Игра, доступная каждому).- М., 2004.
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток 1-4 классы» Мастерская учителя. – М.: «ВАКО» 2005.
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 2 класс.- М.: ВАКО, 2006.
Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Акробатика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации / Науч. ред. Г.А Халемский. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.. Развивающая педагогика оздоровления. М., «Линка-Пресс», 2000.
Лях В.И Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. -М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2008.
Макарова О.С. Игра, спорт, диалог в физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты для первого класса. Пособие для учителя физической культуры. - М.: Школьная Пресса, 2002.
Макипрой П., Бодо П. Теннис для чайников.- М.:АСТ.2004.
Малов В.И. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Спорт. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», - 2005.
Настольная книга учителя физической культуры / Авт.-сост. Г.И. Погадаев. - М.: Физкультура и спорт, 2000.
Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. Пособие / Сост. Б. И.Митин - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2003.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2003.
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Поль Метцлер Теннис. Секреты мастеров.- СПб.: 2002.
Поль С. Брег Программа по оздоровлению позвоночника. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2002.
Родиченко В.С. Твой олимпийский учебник» Учебное пособие. – М.: «Физкультура и спорт»2004.
Синглтон С. Искусство игры в теннис.- СПб.:Весь,2004.
Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для младших школьников. -М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Современные методики оздоровления. М., Московский комитет оздоровления, 2000.
Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебно-методическое пособие/Под ред. Баль Л.В., Барканова СВ. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Чайцев В.Г.,Понина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие.- М.: АРКТИ,2007.
Чистякова М.И.. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1990.
Чупаха И.В., Пужаева Е.3. Соколова И.Ю. Здоровьезберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе.-М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
Шарыпова Л.Н. Работаем по региональной программе «Север» / Дошкольное воспитание, 1999. - № 4. - С. 26-33. № 5. - С. 27-32.
Шебенко В.Н. Физическое воспитание. М., «Практикум», 1997.
СD-ROM: электронная библиотека - «Лечебная физкультура и массаж».
СD-ROM: мультимедиа - энциклопедия - «Энциклопедия спорта».
СD-ROM: интерактивная энциклопедия - «Шейпинг. Секреты идеальной фигуры».
СD-ROM: интерактивная энциклопедия – «Атлетизм. Бодибилдинг».
СD-ROM: электронная книга – «Здоровье» (психологические тесты).
СD-ROM: электронная книга – «Самооборона без оружия».



Литература для обучающихся и родителей

Липень А.А. Как научиться кататься на роликовых коньках.- М.: АРКТИ, 2009.
Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 классы: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013.
Малов В.И. Тайны великих спортсменов.- М.: Оникс, 2008.
Настольный теннис / А. В. Амелин. – М.: Современный литератор, 2005.
Петри Х. Футбол (Всё обо всём).- М.: Премьера, Астрель, 2000.
Фурманов А. Г. Играй в мини-футбол (Физкультурная библиотечка школьника).– М.: Спорт, 2002.
Шапиро Ф.Б. Веселый класс: Урок физкультуры. - М.: ACT - ПРЕСС, 2006.
Я познаю мир: Детская энциклопедия/ под редакцией Шитовой Р.Я.- М.: Дрофа, 2002.








13PAGE \* MERGEFORMAT14515




Заголовок 215