Рабочая программа объединения «Здоровячок«по ФГОС, 2 класс


Республика Татарстан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы»
Тукаевского муниципального района
Утверждено
на Совете МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
Директор МБОУ ДОД
«Центр внешкольной работы»
______________С.Ф.Сайдашева
Протокол №____
От «___» ________ 2013 года
Образовательная модифицированная (адаптированная) программа
«Здоровячок»
направление развития личности школьника
(спортивно-оздоровительное)
для учащихся 2 класса
программа рассчитана на 1 год
Педагог I квалификационной категории
Гиниятуллина Лина Мансуровна
МБОУ «СОШ пос. Новый»
2013-2014 уч.год
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:
образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
наследственность (20 %);
внешняя среда (20 %);
качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье
учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:
сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;
воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.
Программа объединения «Здоровячок» направлена на решение этих задач.
Цель программы:
Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи программы:
Всестороннее гармоническое развитие личности учащихся, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, а также предупреждению детского травматизма.
Программа объединения рассчитана для учащихся 2 класса, на 1 год обучения, предусматривает 68 часов в год, по 2 часа в неделю.
Программа кружка включает два основных раздела:
1. Секреты здоровья.
2. Профилактика детского травматизма.
Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу - обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.
В ходе изучения основных разделов программы объединения «Здоровячок» ученики научатся:
- составлять режим дня;
- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;
- управлять своими эмоциями;
- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;
- включать в свой рацион питания полезные продукты;
- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;
- соблюдать правила пользования общественным транспортом;
- соблюдать правила пожарной безопасности;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ.
Программа объединения «Здоровячок» основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
Принцип сознательностинацеливает на формирование у
школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется
во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним
из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического
и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общихзакономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения
педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса
педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе
использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядностиобязывает строить процесс обучения смаксимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активностипредполагает в учащихся высокуюстепень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности
содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи
укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственностиу учащихся за своё
здоровье и здоровье окружающих людей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Занятия детского объединения проводятся в кабинете для начальных классов (каб. №201), соответствующем санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оборудован компьютером, подключенным локальной сети Интернет, установлена интерактивная доска. Имеется необходимая справочная, методическая литература и мультимедийный Интернет-ресурс.
Формы проведения итогов
Викторины,конкурсы,беседы, экскурсии, защита проектов.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п Тема раздела Форма Уровень
Ожидаемый воспитательный результат
1 Секреты здоровья беседа I уровень
Взаимодействиеученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
рассказ I уровень
Взаимодействиеученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
работа над проектом II уровень
Взаимодействиеучеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
викторина II уровень
Взаимодействиеучеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
игра в сети Интернет III уровень
Взаимодействиеученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.
просмотр фильма I уровень
Взаимодействиеученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
выполнение упражнений I уровень
Взаимодействиеученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2 Профилактика детского травматизма беседа I уровень
Взаимодействиеученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
рассказ I уровень
Взаимодействиеученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
экскурсия II уровень
Взаимодействиеучеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
просмотр фильма I уровень
Взаимодействиеученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
игра II уровень
Взаимодействиеучеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
моделирова-ние ситуации II уровень
Взаимодействиеучеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Секреты здоровья.
Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиеназубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения.Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство.Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.
Профилактика детского травматизма.
Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту.Правила поведения в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс (68 часов)
№ п/п Тема
Количество часов
Всего Теория Практика Дата
Раздел «Секреты здоровья» 34 17 17 1 Режим дня. Утренняя зарядка. 1 1 - 3.09
2 Дружи с водой.
Советы доктора Воды. 1 1 - 5.09
3 Дружи с водой.
Советы доктора Воды. 1 - 1 10.09
4 Забота о глазах. 1 1 - 12.09
5 Забота об ушах. 1 1 - 17.09
6 Забота о зубах. 1 - 1 19.09
7 Настроение в школе. 1 1 - 24.09
8 Настроение в школе. 1 - 1 26.09
9 Настроение в школе. 1 1 - 1.10
10 Сон – лучшее лекарство. 1 1 – 3.10
11 Как закаляться. Обливание, обтирание. 1 1 – 8.10
12 Почему мы болеем. 1 1 - 10.10
13 Почему мы болеем. 1 - 1 15.10
14 Кто и как предохраняет насот болезни. 1 1 - 17.10
15 Кто нас лечит. 1 - 1 22.10
16 Прививки от болезней. 1 1 - 24.10
17 Прививки от болезней. 1 - 1 29.10
18 Как избежать отравлений. 1 1 - 31.10
19 Как избежать отравлений. 1 - 1 7.11
20 Что нужно
знать олекарствах. 1 1 - 12.11
21 Домашняя аптечка. 1 - 1 14.11
22 Осанка – стройная спина. 1 1 19.11
23 Осанка – стройная спина. Мышцы, кости и суставы. 1 1 - 21.11
24 Осанка – стройная спина. Мышцы, кости и суставы. 1 - 1 26.11
25 Осанка – стройная спина. Мышцы, кости и суставы. 1 - 1 28.11
26 Солнце, воздух и вода – нашиверные друзья. 1 - 1 3.12
27 Солнце, воздух и вода – нашиверные друзья. 1 - 1 5.12
28 Питание – необходимоеусловие для жизни человека 1 - 1 10.12
29 Питание – необходимое условие для жизни человека 1 - 1 12.12
30 Вредные привычки. 1 1 – 17.12
31 Вредные привычки. 1 1 - 19.12
33 Вредные привычки. 1 - 1 24.12
33 Проект «Я здоровье сберегу- сам себея помогу»
1 – 1 26.12
34 Обобщениепо разделу.
Викторина
«Секреты здоровья». 1 – 1 2.01
Раздел «Профилактика детского травматизма» 34 16 18 1. Правила дорожного движения 18 9 9 35 Как пешеходы и водители поделили дорогу. 1 1 – 9.01
36 Виды транспортных средств и их тормозные свойства. 1 1 – 14.01
37 Причины детского дорожно-транспортного травматизма. 1 – 1 16.01
38 Безопасное поведение на тротуарах и обочинах. 1 1 – 21.01
39 О чем говорят дорожные знаки? 1 1 - 23.01
40 Дорожные
знаки:
предупреждающие, запрещающие, предписывающие. 1 - 1 28.01
41 Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. 1 – 1 30.01
42 Перекрестки и их виды. 1 1 – 4.02
43 Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 1 – 1 6.02
44 Как правильно переходить дорогу. 1 1 – 11.02
45 Мы пассажиры. 1 1 – 13.02
46 Мы пассажиры. 1 - 1 18.02
47 Сигналы,
регулирующие
дорожное движение. 1 1 - 20.02
48 Сигналы,
регулирующие
дорожное движение 1 - 1 25.02
49 Я – велосипедист. 1 1 - 27.02
50 Я – велосипедист. 1 - 1 4.03
51 Экскурсия
«Где можно играть». 1 – 1 6.03
52 Проект «Безопасный путь в школу» 1 – 1 11.03
2. Правила пожарной безопасности 4 2 2 53 Огонь – не игрушка. 1 1 – 13.03
54 От чего происходят пожары. 1 1 – 18.03
55 Конкурс рисунков по противопожарной безопасности 1 - 1 20.03
56 Противопожарный режим МБОУ «СОШ пос. Новый». Схема эвакуации. 1 – 1 25.03
3. Правила поведения в быту 4 2 2 57 Опасность у нас дома. 1 1 - 27.03
58 Опасность у нас дома. 1 - 1 1.04
59 Безопасность при общении сдомашними животными 1 1 - 3.04
60 Безопасность при общении с домашними животными 1 - 1 8.04
4. Правила поведения в природе 8 3 5 61 Если солнечно и жарко. Первая помощь при1 1 - 10.04
62 перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях. 1 15.04
63 Если на улице дождь и гроза. 1 1 1 17.04
64 Правила безопасности на воде. 1 1 1 22.04
65 Укусы насекомых. 1 24.04
66 Правила безопасности в походе. Опасности природного характера. 1 - 1 29.04
67 Проект «Избежим беды» 1 – 1 6.05
68 Обобщение по разделу.
Викторина
«Моя безопасность» 1 – 1 8.05
Итого 68 Итого 68 33 35 Приложение 1
Комплекс утренней зарядки для профилактики простудных заболеваний (Программа «Здоровячок», автор: руководитель объединения «Здоровячок» Гиниятуллина Л.М.)
1 упражнение
Выполнять сидя. Сделать медленный вдох через рот, а затем выдохнуть воздух через нос рывками, как бы проталкивая его. Упражнение выполнять в среднем темпе (5 вдохов – 5 выдохов).
2 упражнение
Выполнять сидя. Сделать обычный вдох левой ноздрёй (правую зажать пальцем), а выдохнуть через правую. Повторить 5 раз в спокойном темпе. Затем сделать вдох правой ноздрёй (левую перекрыть пальцем), а выдох левой. Повторить 5 раз в обычном темпе.
3 упражнение
Выполнять сидя. Плотно закрыть рот ладонью правой руки. Указательным пальцем левой руки зажать левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать только правой ноздрёй в обычном темпе (5 вдохов – 5 выдохов). Затем закрыть правую ноздрю и дышать только левой (5 вдохов – 5 выдохов).
4 упражнение
Выполнять сидя. Сначала медленно вдохнуть носом, затем в обычном темпе выдохнуть ртом через сомкнутые губы. Повторить 5 раз.
5 упражнение
Выполнять сидя. Губы сомкнуть, щёки надуть. Нажимая на щёки ладонями, выпустить воздух из-за щёк сквозь сжатые губы. Вдох делать в обычном темпе через нос (можно переменно левой и правой ноздрёй). Повторить упражнение 5 раз.
6 упражнение
Лёжа на спине, дышать животом, руки для контроля положить на грудь и живот. Повторить 5 раз.
7 упражнение
Лёжа на спине, дышать, поднимая руки вверх со вздохом, опускать с выдохом. Выдох должен быть вдвое больше вдоха. Повторить 5 раз.
8 упражнение
Сидя на стуле, развести руки в стороны с вдохом, обнять себя за плечи с выдохом. Повторить 5 раз.
9 упражнение
Стоя, поставить ноги шире плеч, скрестить руки в замок и подняться, прогнуться, с выдохом резко опустить руки, и тут же подняться. С выдохом произносить «ха». Повторить 5 раз.
10 упражнение
Стоя, выполнять круговые движения руками в виде гребли. Повторить 5 раз.
Приложение 2
Комплексупражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия (http://www.100let.net/2u_shkolnik_gimnastika.htm )1. Ходьба. Шаг с правой ноги—хлопок руками вперёд, шаг с левой ноги—хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд.
2. И. п.—стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счёт 1 —повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, сделать ими рывок назад, при этом энергично разжимать пальцы (рисунок 1); на счет 2—вернуться в и, п. На счет 3—4—то же в другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6—8 раз. Дыхание произвольное.
3. И. п.—стоя, ноги вместе, руки опущены. Круговые движения прямыми руками вперёд, с одновременными полуприседами. То же, выполняя круговые движения руками назад. Повторить 12—16 раз. Дыхание произвольное.
4. И. п.—сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счёт 1—2, наклоняясь в сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счёт 3—4—вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 4—6 раз. Дыхание произвольное.
5. И. п.—сидя на краю стула, руки сзади на сиденье, правая нога согнута, левая выпрямлена. На счёт 1—3—вращение ногами вперёд, как при езде на велосипеде. На счёт 4—6—то же назад. Дыхание произвольное. Повторить 6—8 раз.
6. И. п.—стоя «в линию» (носок правой ноги—к пятке левой), руки опущены. Насчёт 1 — подняться на носки, руки в стороны—вдох, на счёт 2—4 присесть (не опускаясь на пятки), повернуться вправо и опустить руки вниз—выдох. То же, приставив носок левой ноги к пятке правой ноги. Повторить 4—6 раз.
7. И. п.—сидя на полу, ноги шире плеч, руки к плечам. На счет 1, отведя плечи назад, прогнуться — вдох; на счет 2—наклониться вперёд поворачивая туловище вправо, левым локтем коснуться пола перед собой—выдох; на счёт 2—вернуться в и. п.—вдох. На счёт 3—4—то же в другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 6 раз.
8. И. п.—лёжа на спине, руки вверху за головой. На счёт 1—2— прогибаясь в пояснице, перекатиться на живот через правый бок; на счёт 3—4—вернуться в и. п. На счёт 5—8—тоже а другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Дыхание произвольное.
9. И. п.—лёжа на спине, руки на полу вдоль туловища. На счёт 1—2— поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками пола за головой; на счёт 3—4—вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—6 раз.
10. И. п.—стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с поворотами. На счёт 1—3—прыжки на носках на месте; на счёт 4—поворот на 90 градусов . Дыхание произвольное. В течение 30—40 секунд.
11. Ходьба с энергичными махами руками в течение 1 минуты. Дыхание произвольное.
Приложение 3
Подвижные игры на улице (Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.)Зайцы и собаки (Эстонская игра «Пейде»)
Из числа игроков выбирают двух-трёх собак, двух-трёх
охотников, остальные игроки – зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, прячась за деревьями и кустами (закапываться, ложиться, садится в снег нельзя). Охотники и собаки в это время закрывают глаза и отворачиваются в противоположную сторону.
По сигналу ведущего охотники с собаками отправляются на поиски. Если собака находит играющего, она должна звать охотника, но не имеет право задерживать игрока. Охотник должен попасть в зайца снежком, только тогда считается, что заяц пойман. Снежки можно кидать только в ноги. Играют до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.
Ночная охота
В центре игровой площадки находится охотник – выбранный ребёнок, которому завязывают глаза. Около охотника лежит большое количество снежков. Остальные дети – различные звери. По сигналу охотник, прислушиваясь и определяя на слух местоположение игроков-зверей, бросает в них снежки. Тот, в кого попали, выбывает или меняется с охотником местами. Выигрывает охотник, который потратил меньше снежков для попадания.
Рыбки в пруду
Для игры лыжными палками, воткнутыми в снег, огораживается круг. Расстояние между палками не более 1 м. Выбирается водящий – щука. Она находится в центре огороженного круга (можно обозначить ей домик). Остальные игроки – рыбки. Они забегают внутрь круга, бегают там, но им надо опасаться щуки. Неожиданно она может выскочить и ловить рыбок. Игроки-рыбки выбегают из круга, но так, чтобы не задеть лыжные палки. Рыбка, сбившая палку, считается пойманной и идёт в домик щуки (или выбывает из игры). После 3-5 пойманных рыбок щука меняется, а пойманные игроки возвращаются в игру.
Приложение 4
Фрагмент занятия на тему «Огонь друг или враг?» (Автор:Николаева Л.Н.http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html)
Цель:познакомить с правилами пожарной безопасности, причинами и последствиями пожаров.
Оборудование: плакаты, рисунки на противопожарную тематику, детские книги: Б. Житков «Пожар в море», Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»,С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И.Чуковский «Путаница», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок».
Содержание лозунгов:
Спички не тронь,В спичках - огонь!
Не играй, дружок, со спичкой!Помни ты, она мала,Но от спички-невеличкиМожет дом сгореть дотла.
Чтобы в ваш домНе пришла беда, Будьте с огнемОсторожны всегда.
Ход занятия:
Организационный момент
Учитель: Отгадав мою загадку, вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
(огонь)
- Дети, в каждом доме есть огонь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.)
- А каким огонь бывает?
- Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.
Огонь бывает разный
Бледно – жёлтый
Ярко – красный
Синий или золотой
Очень добрый,
Очень злой. [Е.Ильин]
II. Сообщение темы и цели занятия
- Ребята! Тема сегодняшнего занятия: «Огонь – друг или враг человеку?». И в конце нашего занятия вы дадите ответ на этот вопрос, добрый или злой огонь для человека.
III. Инсценировка «Две лисички»
Ведущий.
И две хитрые лисички
Две сестрички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Появляются две лисички. В руках спички.
Лисичка 1. Привет, ребята! Вы нас узнали?
Лисичка 2. Из какого мы стихотворения к вам пришли? И кто его написал?
Лисичка 1. Ребята! Мы вам спички принесли. Давайте поиграем!
Лисичка 2. Знаете, как здорово горит!
Ведущий. Да вы что, лисички. Разве спичками играть можно? Вот и ребята вам скажут, что от маленькой спички может возникнуть большой пожар. Правда, ребята?
Лисичка 1. Подумаешь, еще одну школу построят.
Лисичка 2. И от огня мы убежим. Вот так вот!
Учитель. Ну-ка, лисички не хулиганьте, а сядьте и послушайте вместе с нами, как это опасно – играть с огнем!
IV. Огонь – давний друг человек
Учитель:
– Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня,
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почёт.
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт. [Е.Ильин]
V. Огонь – враг человека
– Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдая осторожность возле электроприборов и печей.
Ученик 1: Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать!
От огня несдобровать.
Ученик 2: Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом,
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес.
Ученик3: Но не только дома,
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда
Это помните всегда!
VI. Правила пожарной безопасности
– Почему же возникают пожары?
– Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую
опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Увлекшись игрой, дети забывают потушить костер, и тогда раздуваемые ветром искры разлетаются на большие расстояния.
Всем надо помнить, что в городе не разрешено разжигать костры или сжигать мусор. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками.
Ученик 1.Не играй, дружок, со спичкой!Помни ты, она мала, Но от спички-невеличкиМожет дом сгореть дотла.
Ученик 2.Младшим братьям и сестричкамСтаршие говорят:«Крепко помните, что спички –Не игрушка для ребят!»
Ученик 3.Смастерил Сергей пугач,Пострелял немного.А теперь Сережу врачЛечит от ожога.От такого пугачаПуть обычный до врача!
Ученик 4.Возле дома и сараяРазжигать костер не смей!Может быть беда большаяДля построек и людей. Б.Миротворцев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.
2. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым».HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/312400/"http://festival.1september.ru/articles/312400/
3. Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.
4. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/5. Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.
6.Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/519723/Список рекомендуемой литературы:
1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
2.Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm3. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/867434. Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс.http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
6. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
7. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm8. Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm9. Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/10. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm11. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998