Программа внеурочной деятельности «Здоровячок»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абдрахмановская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского района
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗДОРОВЯЧОК»

Автор программы:
учитель начальных классов
Мифтахова Айгуль Хамбаловна2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Здоровье — дороже золота.(У.Шекспир)
Программа внеурочной деятельности создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочную деятельность по спортивно-оздоровительному направлению в 1 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа занятости.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2012-2013 учебный год.
Задачи программы:
сохранить здоровье детей;
создать условия для их своевременного и полноценного физического развития;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи программы:
Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение здоровья ;Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников;
Вести просветительскую работу с обучающимися, родителями;
Ожидаемые результаты реализации программы:
снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями;
повышение уровня физической подготовки школьников;
повышение мотивации к учебной деятельности;
повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения.
Актуальность программы.
Здоровье закладывается в детском возрасте. Дети, поступающие в первый класс, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. И именно педагог должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью ученика. Организуя умственный труд учащихся во время уроков, должна позаботиться и об их физическом развитии.
Поэтому сегодня в образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов школьного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей. Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых физически и психологически детей.
В связи с этим, организуется разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. Методика работы строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями необходимыми для развития навыков ребёнка. Например, соблюдение режима дня, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, динамические паузы, физкультурно-спортивные праздники, эстафеты в зале и на улице.
Также помогает – игра. Так как игра занимает достойное место в жизни ребенка. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Большое внимание уделяется на подвижные игры, т.к. движение – естественное состояние ребенка. Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на их здоровье, умственном развитии. Недостаток движений может стать одной из причин замедления их психического и физического развития, что скажется и на успеваемости. Подвижные игры в значительной степени могут восполнить недостаток движений, а также помогают предупредить умственное переутомление, повышая работоспособность во время учебы. Интересны детям такие игры как: «Заяц без норки», «Летающий мешочек», «12 палочек», «Зима и лето», «Лиса в курятнике», «Семья», «Чехарда», «Фигуры», «Метко в цель», «Волк во рву».Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
План работы программы «Здоровячок»
Тематическое планирование.
№ Тема Кол-во часов Дата
План Факт
День знакомств. Экскурсия «В рябиновом сентябре» Разучивание игр на свежем воздухе: «Волк во рву» Урок здоровья. «Советы доктора Воды». Разучивание игр на свежем воздухе: «Прятки», «Хитрая лиса» Урок здоровья. «Советы доктора Воды». Экскурсия в медицинский кабинет. Урок здоровья. «Советы доктора Зоркий глаз» Разучивание игр на свежем воздухе: «Живая цель». Урок здоровья. «Советы доктора Хороший слух». Игры на свежем воздухе:
« Третий лишний», «Пятнашки» Урок здоровья.
«Почему болят зубы». Игры на свежем воздухе:
«Пятнашки», «День-ночь» Урок здоровья. «Рабочие инструменты» человека. Игры на свежем воздухе: «Третий лишний», «Прятки» Урок здоровья. Зачем человеку кожа. Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Живые мишени» Урок здоровья. « Если кожа повреждена». Игры на свежем воздухе: «Не ходи на гору» «Живые мишени» Урок здоровья. «Как сохранить улыбку красивой». Конкурс рисунков. «За здоровый образ жизни!» Игры на свежем воздухе: «На снежной горке», «Быстрые и меткие» Беседа «Лекарственные растения». Урок здоровья.
«Советы доктора Здоровая пища» Игры на свежем воздухе: «Живые мишени», «Защитим снеговиков» Урок здоровья. «Вредные привычки» Игры на свежем воздухе: «Пятнашки», «Прятки» Урок здоровья.
«Осанка - стройная спина» Веселые старты Урок здоровья.
«Если хочешь быть здоровым» Игры на свежем воздухе: «У медведя во бору», «Хитрая лиса» Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь» Игры на свежем воздухе: «Плетень», «С места на место» Праздник-игра «Сабантуй» Список литературы
1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Детские болезни, Сост.М.Г. Петрова.- Волгоград, Изд.”Учитель”, 1997.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.