ПРОГРАММА внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению Я – исследователь

Управление образования администрации г. Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 города Чебоксары»


Рассмотрено:
На заседании ШМО протокол №1 от 29.08.2014г.
Руководитель МО учителей начальных классов


Лазарева Л.П.
29 августа 2014 г.

Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары




Петрова Л.Л.
30 августа 2014 г.
Приказ №128а от 30 августа 2014



ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению
Я – исследователь
в 3 Г классе на 2014 – 2015 учебный год
учителя начальных классов
Емельяновой Алины Ивановны




Чебоксары 2014 г.


I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности, автором которой является А.И. Савенкова.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы.
Развитие познавательных потребностей младших школьников.
Развитие познавательных способностей младших школьников.
Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

II. Общая характеристика
Данная Программа разработана в соответствие с требованиями современной дидактики начальной школы и предполагает особое содержание, кроме того, она имеет одну важную особенность: она позволяет реализовать педагогическую идею формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
2. Системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
3. Непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектно- исследовательской деятельности;
4. Взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
5. Принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы исследования или проектирования;
При обучении используется работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.
III. Описание места учебной программы в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов, 2 раза в неделю. Программа составлена для 3 класса общеобразовательной школы. Срок реализации программы 1 год.

IV. Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательны и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;

_ оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
- создавать рисунки в графическом редакторе;
- пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.


VI. Содержание учебной программы
Тема 1-2. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -2ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 3-6. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 4ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 7-8. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 2ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 9-12. Какими могут быть проекты? – 4ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 13-16. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 4ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 17-20. Планирование работы – 4ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 21-26. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 6ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
Тема 27-30. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 4ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 31-34. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 4ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 35-40. Анализ прочитанной литературы – 4ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 41-44. Исследование объектов – 4ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 45-48. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 4ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 49-52. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 4ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 53-54. Как сделать сообщение о результатах исследования – 2ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 55-58. Оформление работы – 4ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 59-62. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 4ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 63-66. Мини конференция по итогам собственных исследований – 4ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 67-68. Анализ исследовательской деятельности. Мониторинг учебно-исследовательской деятельности по систематизации информации – 2ч.
Анализ своей проектной деятельности. Проверка полученных знаний.

VII. Тематическое планирование. 3 класс (68 часов)


Темы занятий

Основные виды деятельности.
Кол-во часов
Дата

1-2
Проект? Проект!
Научные исследования и наша жизнь.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

2
1.09
2.09

3-6
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
4
8.09
9.09
15.09
16.09

7-8
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

2
22.09
23.09

9-12
Какими могут быть проекты?
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
4
29.09
30.09
6.10
7.10

13-16
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

4
13.10
14.10
20.10
21.10

17-20
Планирование работы.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

4
27.10
28.10
10.11
11.11

21-26
Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.



6
17.11
18.11
24.11
25.11
1.12
2.12

27-30
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

4
8.12
9.12
15.12
16.12

31-34
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и
составление списка литературы по теме исследования.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.


4
22.12
23.12
29.12
12.01

35-40
Анализ прочитанной литературы.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

6
13.01
19.01
20.01
26.01
27.01
2.02

41-44
Исследование объектов.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

4
3.02
9.02
10.02
16.02

45-48
Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.

4
17.02
24.02
2.03
3.03

49-52
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

4
9.03
10.03
16.03
17.03

53-54
Как сделать сообщение о результатах исследования
Составление плана работы. Требования к сообщению.


2
6.04
7.04

55-58
Оформление работы.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.

4
13.04
14.04
20.04
21.04

59-62
Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
Работа на компьютере – создание презентации.

4
27.04
28.04
4.05
5.05

63-66
Мини конференция по итогам собственных
исследований

Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

4
11.05
12.05
18.05
19.05

67

Анализ исследовательской деятельности.
Анализ своей проектной деятельности.
1
25.05


68
Мониторинг учебно-исследовательской деятельности по систематизации информации
Проверить полученные знания.
1
26.05

Итого 68 часов





























Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

УМК обеспечиваются:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



1 шт.




29шт.



Печатные пособия

Плакаты:
«Формы предоставления результатов проектной деятельности»


Д


Технические средства обучения

Классная доска
1 шт.


Компьютер (тип моноблок с акустической системой)
1 шт.


Проектор (SAMSUNG)
1 шт.


Принтер, сканер




Экранно-звуковые пособия

Презентации:
«Исследовательская деятельность учащихся»
«Организация проектно-исследовательской деятельности»
«Основы исследовательской деятельности»
Д



Оборудование класса

Ученические двухместные столы, стулья.
15/30


Стол учительский с тумбой.
1 шт.


Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.
1 шт.


Магнитная доска.
1 шт.


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) справочник единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (выход в Интернет)






















Приложение
Мониторинг учебно-исследовательской деятельности по систематизации информации

«Живая природа» -объект, область исследования- «Зоология»:
1.Где живет?
2.Чем питается?
3.Основные особенности:
тип животного;
класс;
семейство;
род
вид
4.Поведение.
5.Кто главные враги.
Человек
1.Общая характеристика личности выдающегося человека.
2.Где и когда родился?
3.Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение).
4.Где провел жизнь.
5.Первые серьезные работы.
6.Основные достижения и результаты деятельности.
7.Основные работы о нем.
8.Как к нему относились современники.
9.Как к нему относятся в наше время.
Планеты
1.Перечень планет.
2.Происхождение названия.
3.Общая характеристика каждой:
размеры;
удаленность;
время обращения вокруг Солнца;
удаленность от Солнца;
4.Исследования планеты людьми.
5.Условия на планете.
Озера
1.Название крупнейших озер.
2.Их географическое положение.
3.Климатические условия.
4.Основные характеристики:
размеры;
форма
пресные или соленые.
5.животный и растительный мир этих озер.
6.Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности.
7.Характеристика экологической ситуации

15