Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Искусство сцены


Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение Калачеевская гимназия №1
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________ В.И. МаренковаПротокол № от«___»_________г. «Согласовано»
Заместитель директора гимназии по УВР
__________ Л.А. Лещенко«___»________________г. «Утверждено»
Директор гимназии
__________ В.Т. МартыненкоПриказ_№____ от
«___ »_________г.
Рабочая программа (неаудиторная занятость)
Театральная студия
«Искусство сцены».
1класс
Учителя начальных классов 1КК
Курловой Светланы Николаевны
Принято на заседании
Педагогического совета гимназии
Протокол №___ от « » _____г.
20__-20__ учебный год

Пояснительная записка
Направленность программы
Курс «Искусство сцены» введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности.
Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде.
Новизна программы
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Содержание программы реализуется в предметно- деятельностной форме, что соответствует идеям ФГОС. Предлагаемая программа соответствует современным целям общего образования, основным положениям Концепции модернизации Российского образования, перспективным целям начального образования в школе. Программа ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.
Актуальность программы
Актуальность программы «Искусство сцены» обусловлена тем, что в настоящее время развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу. Данная программа направлена на:
создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
Цель программы
Развитие творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности
Задачи программы
Обучающие
формировать необходимые представления о театральном искусстве;
формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
формировать практические навыки пластической выразительности с учётом индивидуальных физических возможностей ребенка;
отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя, работать над ролью.
Развивающие
развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в области сценического искусства;
развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные
ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей (жизнь, природа, человек, здоровье, гармония, красота);
способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях художественной деятельности;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность, исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.), для социальной адаптации обучающегося.
Место программы курса в образовательном процессе.
Программа «Искусство сцены» предназначена для детей младшего школьного возраста.
Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы занятий
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступления перед зрителями в школе и детских садах
участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов
Общая характеристика курса
Данный курс соответствует Государственному образовательному стандарту и дополняет его.
 В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о:
1) специфике сценического искусства;
2) формах и приемах владения голосом;
3) формах и приемах постановки дыхания;
4) формах и приемах владения телом;
будет уметь:
5) передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания;
6) входить в образ;
7) импровизировать на заданную тему;
8) создавать творческие работы, декламировать;
9) управлять зрительским вниманием;
овладеет:
10) навыками выразительного чтения;
11) основами сценического движения;
12) элементарными приёмами сценического мастерства;
13) навыками слушания как активного действия.
 В соответствии с этим, целью прохождения данного курса является эмоционально-творческое развитие личности ребенка.
В ходе её достижения решаются задачи:
1) формировать систему знаний, умений и навыков по курсу сценического искусства;
2) совершенствовать данные умения в ходе теоретических и практических занятий;
3) развивать креативное мышление
4) создать основу для понимания творческого процесса и специфики сценического искусства.
 В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:
1. Развитие речи.
2. Вхождение в образ.
3. Становление и развитие сценических навыков и умений.
4. Творческие отчёты. Участие в постановке спектаклей.
 Программа предусматривает знакомство с теорией и терминологией, проведение практических занятий по развитию сценических навыков и умений, постановку сценок, спектаклей.
 Особое место в овладении актерским мастерством и навыками правильной речи отводится практической работе, знакомству с аудио и видео образцами.

.
Результаты изучения курса.
В результате реализации дополнительной образовательной программы «Искусство сцены» учащиеся смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям жизни, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности, приобретут навыки коллективной творческой деятельности.
Планируемые результаты освоения программы «Искусство сцены» отслеживаются по трём компонентам: личностный, метапредметный и предметный, что позволяет определить динамическую картину формирования духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала обучающегося, его способности эмоционального оценивания объектов и явлений окружающей действительности.
Личностные результаты:
познавательный интерес к театральной деятельности
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелател0ьности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
социализация обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в интересах устойчивого развития;
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Искусство сцены».
Метапредметные результаты:
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха в процессе ее выполнения;
самооценка результата собственного труда и умение находить возможности и способы их улучшения;
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
умение осмысливать учебный материал, формулировать выводы, применять полученные знания на практике;
самостоятельно выполнять индивидуальный маршрут;
выступать на публике;
Универсальными компетенциями учащихся являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Предметные результаты:
По завершении обучения воспитанники должны знать:
особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;
народные истоки театрального искусства;
художественное чтение как вид исполнительского искусства;
об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
активизировать свою фантазию;
«превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
коллективно выполнять задания;
культуру суждений о себе и о других;
выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Содержание курса
Введение.
1.Вводное занятие «Разрешите представиться»
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями.
Форма проведения занятия – презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
История театра. Театр как вид искусства.
2.1.Первоначальные представления о театре как виде искусства.
Теория: Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о театре как виде искусства. Просмотр театральных постановок. Игры «Театр в твоей жизни («Что такое театр?», «Театр в твоем доме. Театр на улице», «Школьный театр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с записями спектаклей.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Театр как одно из древнейших искусств.
Теория: Народные истоки театрального искусства («обряд инициации», песни, пляски, посвящённые Яриле, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе.
Практическая работа: проигрывание игр, обрядов, праздники «Масленица», «Сретенье», «Покрова», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д. «Игры в скоморохов» - на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты.
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD – диски с народными песнями, танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
2.3. Театр – искусство коллективное
Теория: Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
Практическая работа: творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов.
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по театральным цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD – диски.
Форма подведения итогов: творческое задание на тему: «Путешествие по театральной программке».
Актерская грамота.
3.1. Многообразие выразительных средств в театре
Теория: Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера.
Практическая работа: тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в актерском искусстве.
Теория: возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация.
3.3. Бессловесные и словесные действия
Теория: Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Словесные действия. Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий.
Практическая работа: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов, упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.Формы проведения занятий: беседы, игровые формы
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
Художественное чтение.
Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
Практическая работа: отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь», Антенна», «Разноцветный фонтан». Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речевым аппаратом.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, упражнения на развитие и управление речеголосовым аппаратом.
Логика речи.
Теория: Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах.
Практическая работа: Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: упражнения по дыханию, исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
Словесные воздействия.
Теория: Классификация словесных воздействий. Текст и подтекст литературного произведения Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Практическая работа: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником); упражнения для голоса: «Прыжок в воду», «Колокола», «Прыгун», «Аквалангист».
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
Сценическое движение.
5.1.Основы акробатики.
Теория: Школы и методики движенческой подготовки актера. Развитие психофизического аппарата. Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практическая работа: Разминка плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор». Тренинг: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину.
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: этюды.
5.2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Беседы: «В поисках собственного стиля», «Танец сегодня», «Бальные» танцы: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт», «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Практическая работа: Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание основных элементов народного танца: простой шаг, переменный шаг, шаг с притопом, веревочка, ковырялочка.
Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс».
Формы проведения занятий: групповые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: маты или акробатические дорожки
Форма подведения итогов: танцевальная композиция на заданную тему.
Работа над пьесой.
6.1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля.
Практическая работа: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: анализ пьесы.
6.2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практическая работа: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям
Формы проведения занятий: практические
Приёмы и методы: эвристический, проблемный
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: составление таблицы «История про…, который…».
6.3. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомыФорма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима.
Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: творческая работа на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.5. Репетиционный период.
Практическая работа: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
Итоговое занятие.
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: экзамен-выступление: упражнения на коллективную согласованность; превращение и оправдание предмета, позы, ситуации, мизансцены; этюды на оправдание заданных бессловесных элементов действий разными предлагаемыми обстоятельствами; упражнения по курсу «Художественное слово».
Форма проведения занятия: блицтурнир
Приёмы и методы: дизайн-анализ, создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал: текст викторины.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного. Оформление газеты «В мире театра».
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, показы инсценировок. Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению. Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:
игрового самочувствия;
от простого к сложному;
от элементарного фантазирования к созданию образа.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.
В репертуар театра включены:
инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;
адаптированные к условиям школьного театра готовые пьесы;
При выборе репертуара театра должны учитываться интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.
Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников. Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;
иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография».
таблицы, схемы «Изготовление декораций»;
раздаточный материал:
карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;
карточки с заданиями к разделу «История театра»;
вспомогательные таблицы;
материалы для проверки освоения программы:
карточки с заданиями для занятий-зачётов,
творческие задания;
тесты по разделу «История театра»;
кроссворды, викторины
Материально-техническое обеспечение
компьютерная установка и проекционный экран для слайд - шоу презентаций;
музыкальный центр;
ширма;
декорации, костюмы.
Тематическое планирование.
№ Модули и темы Кол-во часов УУД Форма проведения Дата
всего
теория
практика
План Факт
1 Введение 1 1.1 Презентация творческого объединения 0,5 0,5 Личностные. Развитие
готовности ксотрудничеству и
дружбе.
Коммуникативные.
Умение вступать в диалог. анкетирование, беседа 2 История театра. Театр как вид искусства 6 2
Эволюция театра. Современная драматургия. Литературное наследие.
4
Упражнения, игры-импровизации, творческие задания Познавательные
Умение договариваться, находить общее решение.
Регулятивные
Моделирование
различных
ситуаций
поведения вшколе и других
общественных
местах. групповые занятия 3 Актерская грамота.
6 2
Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий» и т.д. 4
Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды. Познавательные
Формирование умения
формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
беседы, игровые формы 4 Художественное чтение
6 2
«Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры». «Основы практической работы над голосом» и т. д4
Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса
Личностные.
Умение осознанно
и произвольно
строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам).
Познавательные
Умение
контролировать
действия партнёра
по деятельности.
Умение задавать
вопросы,
необходимые для
организации
собственной
деятельности и
сотрудничества с партнёром. групповые, игровые 5 Сценическое движение. 6 2
Пластическая выразительность актера
4
Сценическая акробатика Коммуникативные Умение
адекватно принимать
оценку учителя.
групповые.
6 Работа над пьесой
7 2
Анализ пьесы, чтение и обсуждение. Образы героев.
5
Выразительное чтение по ролям.
Определение сквозного действия роли.
Репетиции. Показ спектакля. Регулятивные
Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Личностные
Формирование адекватной дифференцированной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Коммуникативные
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. практические
7 Итоговое занятие 1 0,5 0,5 Регулятивные
Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Личностные
Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. блицтурнир Материально-техническое обеспечение курса
Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.
Безымянная О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2005г.-270 с.
Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2005 г.
Театр, где играют дети: Учебно - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - Ростов н./Д: Феникс, 2005. – 320 с.
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель , 2004г
http://uskazki.mviivepage.ru/b1og/index/ - журнал для детей
http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm - Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».
http://gnomidom.ucoz.ru/index/besedv о teatre/0-25 - Гном и Дом. Беседы о театре
http://www.solnet.ee/parents/log 49.html - артикуляционные упражнения
http://www.vseodetishkax.ru/ - сайт «Всё о детях».
http://festival.lseptember.ru/articles/532182/ - фестиваль педагогических идей