Художественная гимнастика: ритм и пластика

Василий ЛЕОНТЬЕВ,
Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Алексей МАШКОВЦЕВ,
г. Москва.

Художественная гимнастика: ритм и пластика

История

Художественная гимнастика – спорт, созданный на основе эстетической гимнастики Франсуа Дельсарта, ритмической гимнастики Эмиля Жака Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демини и свободного танца Айседоры Дункан

Франсуа Дельсартр (1811–1871) – французский певец, вокальный педагог, теоретик сценического искусства. Он занимался разработкой основ воспитания эмоциональной выразительности движений человеческого тела, показал связь между эмоциональным состоянием человека и движениями его тела.

Эмиль Жак Далькроз (1865–1950) – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Женевской консерватории, создатель ритмической гимнастики – направления, в котором основной акцент делался на необходимости слияния музыки и движений. В 1912 году открыл Институт движений.

Жорж Демени (1850–1917) – французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания. Он первый показал целесообразность упражнений на растягивание и расслабление мышц, установил важность постепенного перехода от общего физического развития к овладению прикладными движениями для мужчин и сложными танцевальными движениями – для женщин. Разработанная им система включала в себя танцевальные шаги и упражнения с предметами. Важнейшими целями физического воспитания Демени считал укрепление здоровья, достижение красоты тела и движений, выработку способности работать с наименьшей тратой энергии и воспитание мужества.

Айседора Дункан (1878–1927) – одна из самых знаменитых балерин мира. Она отстаивала идею всеобщего художественного воспитания, выдвинула принцип общедоступности танцевального искусства, была глашатаем свободного танца, разработала серию из 500 упражнений, которые приводят учеников от простейших движений к самым сложным. Ее часто называют «прабабушкой» современных мастеров художественной гимнастики.

1920 год – в Петрограде открывается Институт ритма.


1931 год – при Ленинградском областном совете физической культуры создается первая секция художественной гимнастики.

Ленинградский институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта
1934 год – открылась Высшая школа художественного движения (ВШХД). Там на основе всего предыдущего опыта попытались создать единую систему гимнастических танцевальных упражнений с предметами под музыку. Однако для решения задач физического воспитания эта система оказалась несовершенной, потому что была направлена на овладение танцевальным мастерством и искусством хореографии.
1936 год – ВШХД была преобразована в отделение 3-го курса спортивно-педагогического факультета Института им. П.Ф. Лесгафта. Преподаватели открывшейся кафедры – бывшие студентки ВШХД – исключили из ранее существовавшей системы художественного движения всё, что шло вразрез с задачами физического воспитания, сохранив средства и методические принципы, и создали новый специфический вид гимнастики для женщин, получивший название художественная гимнастика.
1938 год – состоялся первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим образованием.


1963 год – в Будапеште прошел первый чемпионат мира по художественной гимнастике.

1984 год (Лос-Анджелес, США) – художественная гимнастика (личное многоборье) включена в программу Олимпийских игр.

1996 год – в программу Олимпийских игр по художественной гимнастике включено групповое многоборье.

Снаряды

Художественная гимнастика – это выполнение комбинаций из танцевальных, акробатических и хореографических движений, которые образуют слитные связки, визуальные образы которых формируют законченную художественную композицию. Упражнения выполняются на ковре размером 13Ч13 м под музыкальное сопровождение.
В отличие от спортивной, гимнастки соревнуются не на снарядах, а со снарядами (предметами): скакалкой, обручем, мячом, лентой, булавами. Важное значение имеет цвет. Спортсменкам запрещается использовать снаряды золотого, серебряного или бронзового цвета.

Булавы изготавливаются из древесины твердых пород в форме бутылки с головкой в форме шарика диаметром 3 см на конце. Длина булавы – 52 см, а вес – 150 г.

Обручи для художественной гимнастики изготовляют из пластмассовых труб диаметром 14 мм. Диаметр обруча – 900 мм.

Скакалки гимнастические состоят из резинового шнура или пеньковой веревки длиной 293 см с ручками или без них. Длина скакалки – 293 см.

Мячи изготовляют из резины различных цветов, кроме золотого, серебряного и бронзового. Спортсмены высокой квалификации пользуются мячами диаметром 200 мм и массой не менее 400 г.

Лента может быть из атласа или другого материала длиной 6 м и шириной 40–60 мм. Палочка, к которой крепятся ленты, должна быть деревянной или пластмассовой, длиной 50–60 см и диаметром 1 см. Ленту прикрепляют к палочке шнуром длиной 7 см. Цвет лент может быть любым, кроме золотого, серебряного и бронзового.

Программа соревнований

На чемпионатах мира в индивидуальных упражнениях спортсменки соревнуются в многоборье, а также в выполнении упражнений с предметами. Выбор снарядов (четыре из пяти) определяется Федерацией художественной гимнастики на несколько лет вперед.
В групповых упражнениях гимнастки соревнуются в многоборье и упражнениях с предметами. На ковре выступают по 5 спортсменок, а заявочный состав – 6 человек. В программе многоборья всего два вида, в которых команды могут менять состав. Выбор видов программы также определяется заблаговременно. Один из них включает в себя состязания с одинаковыми предметами (например, 5 мячей, 10 булав и т.д.), а другой – состязания с разными снарядами. Например, 3 обруча и 2 скакалки или 3 мяча и 2 ленты на команду. Первенство в отдельных видах групповых упражнений проводится с теми же предметами.

Правила
Гимнастки должны использовать всю площадь ковра. В работе со снарядами должны участвовать обе руки. Предметы должны постоянно находиться в движении, в противном случае начисляются штрафные очки. Продолжительность композиции – 57–90 сек. Спортсменка должна закончить упражнение так, чтобы касаться снаряда какой-либо частью тела одновременно с окончанием музыки.

Судейство
Выступления гимнасток оцениваются по 20-балльной шкале двумя бригами судей (исключительно женщинами). Бригады судей обозначают буквами D и E.
Первая бригада оценивает трудность упражнения (от английского Difficulty). Бригада D (4 человека) делится на две подбригады D1 и D2. Судьи D1 оценивают «трудность тела» – техническую ценность обязательных элементов, а также присутствующих в упражнении элементов других групп. Их максимальная оценка – 10 баллов. Судьи D2 оценивают «трудность предмета» – определяют ценность элементов с предметом. Их максимальная оценка – 10 баллов.
Окончательная оценка бригады D определяется как среднее арифметическое оценок D1 и D2.
Бригада Е оценивает собственно исполнение (Execution). Эта бригада также состоит из четырех человек. Главная задача этой бригады – поиск ошибок в выступлении гимнастки и определение сбавок за них. Итоговая оценка бригады Е определяется как среднее арифметическое двух оценок, оставшихся после отбрасывания низшей и высшей. Максимальная оценка – 10 баллов.

Мужчины
Художественная гимнастика – единственный вид спорта, который официально считается исключительно женским. На самом деле мужчины давно пришли в художественную гимнастику и отчаянно добиваются признания.

За право считаться родоначальником мужской художественной гимнастики борются Испания и Япония. Их варианты принципиально разнятся.

Испанский вариант является точной копией женской художественной гимнастики: те же правила, те же предметы, те же критерии оценивания.
С 2005 года на национальных чемпионатах Испании юноши допускались к участию вместе с девушками. Когда в 2009 году Международная федерация гимнастики официально заявила, что художественная гимнастика – женский вид спорта, где не прописаны правила для участия мужчин, испанские гимнасты начали борьбу за равноправие и восстановление справедливости. Результатом стало решение Федерации гимнастики Испании провести первый национальный чемпионат по художественной гимнастике среди мужчин.
На международных соревнованиях, проводимых не под эгидой ФИЖ, гимнасты соревнуются в одной категории с девушками. Так, в 2011 году на турнире в Париже испанский гимнаст Рубен Ориуэла обыграл соперниц из Украины, Болгарии, России
По его инициативе в 2009 году гимнасты добились проведения первого чемпионата среди мужчин.

Японский вариант принято называть не художественной гимнастикой, а ритмической. Задолго до возникновения спорта в этой стране особой популярностью пользовались упражнения со всевозможными предметами, помогающими мужчине совершенствовать тело и дух.

Первый Кубок мира по ритмической гимнастике среди мужчин был проведен в Токио в 1985 году. Первый крупный международный старт показал, что в выступлениях мужчин акробатика преобладает над хореографией и пластикой.

В настоящее время чемпионат мира по художественной гимнастике среди мужчин проводится отдельно от женского.

Предметы, используемые мужчинами в ходе выступлений, отличаются от женских. Они выступают с тростью (палка), кольцами (двумя тяжелыми обручами меньшего чем у женщин диаметра), более тяжелыми булавами и скакалкой. Выбор предметов не случаен. Здесь можно усмотреть японскую традицию: трость – это шест, который использовался в древних единоборствах; кольцо и булава – щит и меч. Скакалка, пожалуй, единственный предмет, связывающий мужскую и женскую художественную гимнастику, так как зрительно это два совершенно разных соревнования: женский вид спорта пластичен, легок и элегантен; мужской – атлетичен и воинственен, но в то же время хореографически целостен.

Первый в мире танец с лентой исполнил мужчина. Это было еще до официального утверждения художественной гимнастики как вида спорта. В 1947 году солист Большого театра Асаф Мессерер танцевал с лентой в балете «Красный мак».

Самые титулованные

Лишь три спортсменки в мире побеждали на Олимпийских играх дважды: Елена Посевина, Наталья Лаврова и Евгения Канаева (все – Россия), причем последняя является единственной в мире гимнасткой, которая дважды выигрывала олимпийские состязания в многоборье.

Особенности
Первые шаги в художественной гимнастике желательно делать в очень юном возрасте – в 3,5–5 лет, так как организм ребенка гораздо восприимчивее к развитию гибкости, координации и быстроты движений.
Если сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная – более доступный и безопасный вид спорта.
Заголовок 4 Заголовок 515