Программа внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление) «Поиграй-ка»


Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа (далее – программа) Подвижные игры «Поиграй-ка». Предназначена для учащихся начальных классов в возрасте с 9 до 10 лет, по 1 часу в неделю.
Программа направлена на:
Создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей.
Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложности.
Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств.
Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что она, в отличие от других подобных программ, предусматривает более обширное изучение подвижных и народных в учебно-тренировочных группах.
В основе программы - подготовка, включающая в себя разнообразные специально подобранных подвижных и спортивных игр, эстафет.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Стратегия тренировочных нагрузок предполагает определённое соотношение средств общей и специальной физической подготовки. Данные многих научных исследований свидетельствуют о том, что путь замены средств общей физической подготовки специальными упражнениями не является достаточно эффективным (В.П. Филин, С.М. Войцеховский, Ю.Н. Вавилов, В.К.Науменко, М.Я. Набатникова). Так, олимпийский чемпион Ю.Власов писал: «…нельзя замыкаться в узкоспециализированных тренировках. Мы, например, с моим тренером много работали на гимнастических снарядах; пожалуй, первые ввели кроссы. И вот эта общефизическая выносливость дала мне специальную выносливость».
Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создаётся возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая связь между общей и специальной подготовкой.
При раннем занятии ребенок быстро достигает определённого результата, но из-за одностороннего развития и недостаточности базовой общефизической подготовки дальнейший рост результатов прекращается и необходимы максимальные и сверхмаксимальные нагрузки для их повышения.
При разносторонней подготовке результаты растут несколько медленнее, но зато в дальнейшем у детей имеется фундамент для их улучшения, есть возможность варьирования нагрузки в избранном.
В программе делается упор именно на развитие двигательной активности детей. Подготовка способствует гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, спортивному долголетию.
Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармонического развития детей воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении правилами игр развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Целью программы является создание условий для достижения учащимися высоких спортивных результатов посредством педагогически целесообразного применения многообразной подготовки в учебно-тренировочном процессе.
Основными задачами реализации поставленной цели являются:
укрепление здоровья учащихся, содействие их разносторонней физической подготовленности;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость
развитие морально-волевых качеств учащихся;
привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья.
создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями;
развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;
стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности;
наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
формирование навыков самоорганизации культурного досуга
После окончания этапа начальной подготовки учащиеся должны:
знать:
-об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида.
-упрощенные правила спортивных игр (футбол, регби, баскетбол, лапта) и подвижных игр для развития физических качеств;
-гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
Уметь:
-выполнять общеразвивающие упражнения на развитие координации движений, ловкости, гибкости, силы мышц ног, рук, спины, брюшного пресса;
-играть по упрощенным правилам в спортивные (футбол, регби, баскетбол, лапта) и подвижные игры для развития физических качеств;
-соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий подвижными и спортивными играми:
сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.
трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих качеств.
выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.
решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно проводить его к исполнению.
мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело и решительно бороться за достижение благородной цели.
уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского характера.
дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого человека.
самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.
воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества.
Тематическое планирование занятий кружка «Поиграй-ка»

п/п Содержание занятий Дата
план факт
1. Техника безопасности при занятиях подвижными играми.
Разучивание игры «Карлики и великаны». 2. Разучивание игры «К своим флажкам». 3. Разучивание игры «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». 4. Разучивание игры «Фигуры», «Флюгер». 5. Разучивание игры «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики». 6. Беседа личная гигиена. «Летает - не летает», «Статуя». 7. «Кот идет», «Товарищ командир» 8. «Не ошибись», «Беги и собирай». 9. «Берегись, Буратино», «Жмурки». 10. «Дети и медведь», «Гуси - лебеди». 11. «Зима - лето», «Космонавты». 12. Беседа. Твой организм. «Кот проснулся» 13. « Пчелки», «красная шапочка». 14. Веселые эстафеты с предметами. 15. «Пустое место, «Кот идет». 16. «Птица без гнезда», «Быстро по местам». 17. «Ловишки», «Карлики и великаны». 18. «Пятнашки», «Зима- лето». 19. «Зайцы, сторож и жучка», веселые старты. 20. «Колдунчики», Пчелки». 21. «Через ручеек», «У ребят порядок строгий». 22. «Стая», «Быстро по местам». 23. «Летучие рыбки», «Жмурки». 24. «Пчелы и медвежата», «Зима – лето». 25. «Проведи», «Пчелки». 26. «Светофор», «Гуси – лебеди». 27. «Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». 28. «Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». 29. «Волк во рву», «Пустое место». 30. Беседа. Закаливание организма. «Кошки - мышки». 31. «Воробушки», «Берегись, Буратино». 32. «Зима - лето», «Космонавты». 33. «Через ручеек», «У ребят порядок строгий». 34. «Летает - не летает», «Статуя».
Перечень учебно-методической литературы:
1.Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., Просвещение, 1986.
2.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. — М., Просвещение, 1983.
3.Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор. — М., Молодая гвардия, 1989.
4.Гигиена детей и подростков / Под ред. Кардашенко В. Н. — М., 1988.
5.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила СаНПиН 2.4.2.-1178-02. — М., 2002.
6.Зайцева В. В. Зачем учиться физкультуре. — М., Вентана Граф, 2002.
7.Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., Просвещение, 1996.
8.Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
9.Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. — М., Педагогика, 1989.
10.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.
11.Физическая культура шестилеток/Под ред. профессора Лебедевой Н. Т. — Минск, Народная АСВЕТА, 1987.
12.Чупаха И. В., Пужаева Е. 3., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии. — М., 2003.