Конспект мастер-класса Учимся петь играя


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Уинская детская школа искусств»

Муниципальный конкурс «Учитель года – 2017»
Методическая разработка мастер-класса
по теме: «Учимся петь играя»
Преподаватель первой кв. категории
Ольга Владимировна Митрофанова
стаж работы 14 лет

2017 год
с. Уинское
Тема мастер-класса: «Учимся петь играя»
Цель: знакомство с азами вокальной техники на примере музыкальных игр и упражнений.
Задачи:  - создать условия для профессионального общения;
- развить гармонический слух, чувство ритма;
- воспитать активность и эмоциональную отзывчивость;
- повысить профессиональное мастерство музыкального руководителя;
- распространить педагогический опыт.
Оснащение: - фортепиано, ноутбук, проектор, экран, презентация.
План
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Анализ проведённого мероприятия.
4. Список использованной литературы.
Введение
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Владимировна, и я приглашаю вас на свой вокальный мастер – класс! А начать его мне хотелось бы со слов выдающегося педагога, хормейстера, композитора Георгия Александровича Струве: «Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».
Пение — природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Дети, которые поют в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические, танцевальные движения, образная эмоциональность, умственная работа.
Данный комплекс предлагаемых мною упражнений, связанный с постановкой певческого дыхания, певческого голоса на уроках сольного и хорового пения, не только могут способствовать развитию вокальных трудностей, но и развивают в учащихся выносливость, силу воли, уверенность в своих способностях умение обдуманно пользоваться своим голосом.
Основная часть
А вы любите петь?
(Ответ).
Вы хотите петь слажено, свободно?
(Ответ).
Тогда, прошу вашего дружеского участия и внимания.
Я мастер – класс сегодня покажу, и много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения, увлекут они и вас, вне всякого сомнения!
Итак, уважаемые коллеги, начнем с правильной певческой осанки, выполним с вами двигательные упражнения.
Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)
1. упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.
2. упражнение «Пиджочок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем его.
3. упражнение «Рынок»  наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз и поднять его с усилием, затем резко бросить и расслабиться.
Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги. Молодцы! А теперь перейдем к упражнениям на разогрев певческого аппарата: упражнение «Уколы», «Лошадка», «Сердитый язычок» и.т.д. Далее мы переходим к дыхательным упражнениям. Хорошо! С дыхательными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.
Проговорим с Вами скороговорки, четко произнося каждое слово.
1. скороговорка «От топыта копыт пыль по полю летит»
2. скороговорка «Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»
А теперь распоёмся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием.
Упражнение «Серый кот у ворот, мур-мур-мур он поет». Мелодия распевки плавная, протяжная. И мы должны спеть её с вами легко, полетным красивым голосом.
Следующее упражнение «Весна, весна к нам в гости пришла».
Старайтесь, чтобы во время пения рот открывался в высоту, а не в ширину. Когда рот открывается в высоту, образуется купол и становится больше места для звука, звук приобретает красивое, полётное звучание. Очень хорошо!
Упражнение «Музыкальное эхо».
Уважаемые коллеги, как вы, наверное, поняли, вам предстоит максимально точно (музыкально и ритмически) повторить за мной услышанные музыкальные фразы. Я не сомневаюсь, что у вас это отлично получится, итак, попробуем!!!
Таким образом, пение попевок улучшают память, развивают артикуляционный аппарат, выправляют логопедические недостатки.
Наш голосовой аппарат готов к исполнению музыкального произведения. Далее нам следует разделиться на две группы, чтобы на примере р.н.п. «Во поле береза стояла» проиллюстрировать простейший способ двухголосия. (Работа над двухголосием).
Анализ проведенного мероприятия.
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Разнообразные музыкальные игры и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Игровые ситуации на уроке способствуют живому восприятию учебного материала. Игра превращает урок пения в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний.  Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – одну из главных составляющих музыкальности. Большое значение имеет обучение с голоса.
Правильный показ того, как нужно петь, развивает у детей соответствующие певческие навыки: чистоту интонирования, распределения дыхания, пение естественным голосом без надрыва и т.д.
Я надеюсь, что потраченное время не прошло для вас даром, и вы получили полезную информацию, которую в дальнейшем сможете использовать в своей педагогической деятельности. Мелодии попевок просты и доступны всем! Главное не стесняться и петь с удовольствием! Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями. Всем огромное творческое спасибо за работу!!!
Список использованной литературы
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта». – М.: «Владос», г. Москва, 2000 год.
Бугаева З. Н. «Веселые уроки музыки». – М.: ООО «Издательство АСТ», г. Донецк, 2002 год.
Виноградов К. «Работа над дикцией в хоре». – М.: «Музыка», г. Москва, 1967 год.
Дмитриев Л. «Основы вокальной методики». – М.: «Музыка», г. Москва, 2000 год.
Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь». – М.: «Музыка», г. Москва, 1988 год.
Козляков В. В. «Использование дыхательной гимнастики на занятиях хорового класса». – М.:, г. Тамбов, 2003 год.