Конспект урока по математике Проверка деления с остатком (3 класс)

Учебный предмет: Математика.
Класс: 3 класс.
Автор УМК: М. И. Моро (УМК «Школа России»).
Тема урока: «Проверка деления с остатком».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
Научить выполнять проверку примеров на деление с остатком.

Развивающие:
Развивать логическое мышление при выполнении заданий в учебнике.
Развивать внимание, наблюдательность, при выполнении заданий.
Развивать мыслительные операции сравнения, анализа, при выполнении заданий.
Развивать речь, при ответе на вопросы учителя и при проверки выполнения заданий.

Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, при работе с рабочей тетрадью, с учебником.












Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:
- Учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Выделять необходимую информацию, при работе с учебником.
- Осознанно строить речевые высказывания.
- Овладение навыком ориентироваться в учебнике.

Личностные:
- Самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
- Уметь оценивать свою работу и работу одноклассников.

III. Регулятивные:
- Контроль способа выполнения действия.
- Внесение необходимых дополнений и коррективов в план выполнения действия (в случае необходимости).
- Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

IV. Коммуникативные:
- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной формах.
- Планирование, сотрудничество с учителем и сверстниками.
- Построение простого речевого высказывания.
- Умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.

Оборудование:
Для учителя: учебник М.И. Моро, наглядное пособие.
Для учащихся: учебник М.И. Моро, тетрадь, рабочая тетрадь по математике на печатной основе, пенал.



Ход урока.

I. Организационный момент. (1 – 2 мин.)
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приветствую вас на уроке математики. Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь на печатной основе, пенал.
- Все готовы? (Да.)
- Хорошо, молодцы. Тогда начинаем наш урок.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Математика сейчас.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!

II. Актуализация опорных знаний, создание проблемной ситуации. (5 – 7 мин.)
- Начнем урок с устного счета. Охарактеризуйте число 457. (Это число нечетное, трехзначное.)
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. (457=400+50+7)
- Сколько всего единиц в этом числе? Десятков? Сотен? (7, 5, 4)
- Молодцы, ребята. А как называются числа при делении? (Делимое, делитель, частное.)
- Как найти неизвестное делимое? (Нужно делитель умножить на частное.)
- А что вы знаете про остаток? (Остаток всегда меньше, чем делитель.)
Создание проблемной ситуации. На доске записаны примеры: 25:3=8 (ост.2), 25:3=7 (ост.2), 25:3=8 (ост.1) - Посмотрите на доску. Вчера, проверяя ваши тетради, я обнаружила такое решение примеров. Устно решите примеры и найдите ошибки.
- Какой совет вы хотели бы дать своему однокласснику, который допустил подобные ошибки? (Нужно быть внимательным, не торопиться.)
- Ребята, а что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения? (Нужно выполнить проверку.)
- Проверку какого вида примеров? (На деление с остатком.) - Чему же мы научимся сегодня на уроке? (Ответы детей.)
- Правильно, сегодня мы научимся проверять решение примеров на деление с остатком.
III. Объяснение нового материала, разрешение проблемной ситуации. (12 – 15 мин.)
- Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. Не забывайте, что в тетрадях нужно писать красиво и аккуратно. Тетради положите правильно, спинки прямые.
- Запишите пример 25:3 и решите его. Кто же догадался, как выполнить проверку? (Ответы детей.)
- В чем нужно сначала убедиться? (Что остаток меньше делителя.) Это и будет первым шагом.
Шаги алгоритма появляются на доске.
- Как найти делимое? (Нужно делитель умножить на частное.) Это второй наш шаг.
- Что у нас еще осталось? (Остаток.) Что будем с ним делать? (Прибавим.) Хорошо, это третий шаг.
- Если мы получаем в ответе наше делимое, то какой вывод можем сделать? (Что пример решен верно.)
- Запишите, как выполнить проверку нашего примера. (3*8+1=25)
- Ребята, алгоритм проверки вам нужно будет запомнить. На следующем уроке я проверю ваши знания.
- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише-тише-тише,
А деревцо все выше-выше!



IV. Первичное закрепление. (5 – 7 мин.)
- В тетради подпишите №1. По цепочке будем решать около доски. Первый пример 50:15. (Подбираем частное. 50:15=3 (ост.5) Делаем проверку. Для этого сравним остаток и делитель. Остаток меньше, значит умножаем делить на частное, получается 3*15=45. К 45 прибавляем остаток 5, получается 50. Делаем вывод, что пример решен верно.)
Ребята по очереди комментируют примеры у доски, остальные ребята работают в тетради. Аналогичное решение примеров.
- Прочитайте задачу №2. За сколько минут мальчик прошел половину пути от дома до школы? (За 15 минут.)
- А известно, сколько он затратил на остальной путь? ( Нет.)
- Но что нам сказано в задаче? (Что мальчик затратил на 6 минут больше.)
- Прочитай вопрос задачи снова. Что надо найти? (Нужно узнать, сколько времени мальчик затратил на весь путь.)
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
- Что найдем сначала? (Сначала найдем, сколько времени мальчик затратил на вторую половину пути.)
- Какое первое действие запишем? (15+6=21 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на вторую половину пути.) Запишите.
- Что найдём вторым действием? (Сколько времени затратил мальчик на весь путь.)
- Как узнаем? (15+21=36 (мин.)) Какое пояснение? (Затратил на весь путь.) Запишите.
- Самостоятельно запишите ответ.

V. Подведение итогов урока, домашнее задание. (2 – 3 мин.)
- Чему новому научились на уроке?
- Что было трудно?
- Что больше всего понравилось делать?
- Что нового узнали?
Домашнее задание.
- Составить 10 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 – 3 мин.)
- Понравилось ли вам на уроке?
- Что показалось самым интересным на уроке?
- Можем ли мы выполнять проверку, если остаток больше делителя? (Нет, так как остаток всегда должен быть меньше делителя.)
- Молодцы, ребята! Закрываем тетради, урок окончен!
- Спасибо за урок!

15