Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерица


 

1.Пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
  -Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
 -Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.
 Задачи:
 -Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
 -Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
 -Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
 - Приобщать школьников к народному искусству;
 -Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
 -Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
 -Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Сроки организации программы 2011-2015г.
Программа рассчитана на 1 час в неделю.
Класс Кол-во часов
1кл 33ч
2кл 34ч
3кл 34ч
4кл 34ч
Методы и средства - это методы и средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,
упражнение,
поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),
методы игры в различных вариантах,
составление плана  и т.д.
2.  Учебно-тематический план:


Название разделов Количество часов 1к 2кл 3кл 4кл
I. Введение: правила техники безопасности В течении занятий II. Пластилинография29 8 7 7 7
III. Бумагопластика30 8 8 7 7
IV. Бисероплетение38 10 12 8 8
V. Изготовление кукол 38 7 7 12 12
Итого 135 33 34 34 34
3.Содержание программы
          Содержание программы «Мастерица» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. В программу  включены следующие направления  декоративно – прикладного творчества: пластилинография,  бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.  
Правила техники безопасности  Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
 Пластилинография
Полуобъемное изображение на плоскости.
Создание композиции в полуобъеме из пластилина.
Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Примазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.  Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала..  Бумагопластика.
Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.Знакомство с видом вырезания -  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.
  Бисероплетение.
Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.
  Изготовление кукол
Народная кукла. Русские обряды и традиции на Кубани. Их роль и место в кубанских обрядах и традициях.Кукла на счастье, утешница, веснянки.Элементы кубанского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.Традиционные приемы изготовления куклы.
4.Предполагаемые  результаты реализации программы:
Освоение детьми программы  внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство «Маленький мастер» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Учащиеся должны знать:
              - пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
              - жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
             - особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения  и развития бумагопластики,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги,  способы декоративного оформления готовых работ; 
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;
- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера;
 - основные приёмы бисероплетения-  параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;  
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
               - историю возникновения  и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги,  сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;  
            -  виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
            -общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
- историю русского  народного костюма;
    -игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;
   -сувенир, виды и назначение сувениров;
   -Оберег -  как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.      Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.  
Учащиеся должны уметь:
           -передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
            -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
           -воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
         -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
       -в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
        -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
             – называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
5.Формы и виды контроля.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
         Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий.- диспуты,
- выставки,
- экскурсии,
- ярмарки
                             6.Методические рекомендации.
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
7.Материально-техническое обеспечения образовательного процесса:
№п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения количество
1.Библиотечный фонд
1.Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с. 1
1
1
2.Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
3.Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
2.Печатные пособия Репродукции по теме 5
3.Технические средства обучения
Аудиоматериалы и видеотехника
5
4.Экранно-звуковые пособия
Компьютеры
Телевизор
Проектор
Мультимедийная доска
Ноутбук
2
1
1
1
1
5.Игры и игрушки
Мягкие игрушки
Матрешка
Загадки по теме
Отрывки из произведений
Стихотворения 5
2
В течении занятий
В течении занятий
В течении занятий
6.Оборудование класса
наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели.
- обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: бумага разных фор-
матов; пластилин, бисер,пряжа,клей,ножницы, муляжи и т.д. 25
Календарно-тематическое планирование
кружка
« Мастерица»
1 класс
№ Тема занятия Кол-во часов Дата
Проведения
Пластилинография 7ч 1,2 Рельефное изображение «Кубанская ферма» 2ч 3 «Школьный музей»-экскурсия. 1ч 4,5 «Осенний натюрморт»(овощи кубанской земли) 2ч 6,7 Оформление народной игрушки «Матрешка»
Экскурсия в музей ст.Полтавской 1ч
1ч Бумагопластика 8ч 8,9 «Цветы из бумаги» 2ч 10,11 Чудо-дерево из фруктов(технология мятой бумаги) 2ч 12,13 Проект «Казачья хата»
Выставка-музей Фелицина2ч 14,15 Новогодняя открытка 2ч Бисероплетение 12ч 16,17,18 «Стрекоза» 3ч 19,20,21 «Бабочка»
Экскурсия в храм Святого Георгия ст.Новомышастовская 3ч 22,23,24 «Цветок» 3ч 25,26,27 «Божья коровка» 3ч Изготовление кукол(бесшовные куклы) 6ч 28,29,30 «Кукла-ремесленник» 3ч 31,32,33,
« Хозяйка-рукодельница»
Выступление кубанского ансамбля «Троян» 3ч ИТОГО: 33ч

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
ст.Новомышастовской Красноармейского района
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № _______
От ___________ 2014г.
Председатель педсовета
_______________ Р.П.Быкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(казачьей направленности)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОНКРЕТНЫМ ВИДАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-16573510160Возраст детей , участвующих в реализации данной программы- 6-9 лет.

Кириченко Л.А.
2011-2015 учебный год
3 класс
План. Фактич. 1 Экскурсия по школе. Знакомство с содержанием работы..Природный материал: листья, ветки, шишки, мох,клей,ножницы2 Экскурсия в осенний лес. Сбор природного материала для занятий. 3 Беседа «Декоративно-прикладное искусство» 4 Поделки из природного материала: «Осень в лесу». Природный материал: листья, ветки, шишки, мох,клей,ножницы5 Поделки из природного материала: «Осень в лесу». 6 Поделки из природного материала: «Животные.»7 Поделки из природного материала: «Животные.»8 Работа с перьями птиц.
Аппликация птицы из перьев 9 Работа с перьями птиц.
Аппликация птицы из перьев 10 Свойство бумаги. Аппликация
« Осеннее дерево». Бумага, клей,ножницы
Бумага, клей,ножницыБумага, клей,ножницы11 Аппликация
« Машина». 12 Аппликация «Кораблик». 13 Аппликация «Овощи». 14 Аппликация « В гостях у сказки». 15 Мозаика из бумаги «Морская звезда». 16 Праздничная открытка для мамы. « 8 марта» 17 Аппликация «Снеговик». 18 Ёлочные игрушки из бумаги. 19 Ёлочные игрушки из бумаги 20 Экскурсия в кабинет технологии старшеклассников. Знакомство со швейными машинками. 21 Беседа: «Свойство ткани, виды тканей. Работа с тканью. Ткань, нитки,иголка22 Изготовление салфетки. Шитьё, вышивка.
Ткань, нитки,иголкаПластилин
23 Изготовление салфетки. Шитьё, вышивка. 24 Шитьё. Фартук для куклы. 25 Шитьё. Фартук для куклы. 26 Беседа: « Пластилин – волшебник». 27 Беседа: «Дымковская игрушка»
28 Лепка игрушки «Звери в лесу». Тесто
29 Лепка игрушки «Звери в лесу». 30 Знакомство с тестопластикой.
«Весенний букет». 31 Знакомство тестопластикой.
« Весенний букет». 32,33 « Весенняя картина». 34 Экскурсия в весенний лес. Итого: 34час.