Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление Кружок «Город мастеров»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю:
Директор МБОУ «ТСОШ №1»
_______________________________________
«___»____________________________2016 г.
МП
Рабочая программа по внеурочной деятельности
общекультурное направление
Кружок «Город мастеров»
2 «А» класс
Составитель программы:
Алиева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
2016 – 2017 уч. г.
Пояснительная записка.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду, получению первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
1. интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
2. формирование информационной грамотности современного школьника;
3. развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.Программа рассчитана на 1 год обучения.Общее количество часов: 68Из расчёта 2 часа в неделю (34 учебные недели).
Цели программы:- воспитывать творческую личность, - формировать навыки ее самореализации, - развивать творческое воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно – прикладного искусства.
Задачи программы: Обучающие: закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения,  декоративно  –  прикладного   искусства ;раскрыть истоки народного творчества; формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;приобретение навыков учебно-исследовательской работы. Развивающие: пробуждать любознательность в области народного,  декоративно-прикладного   искусства , технической эстетики;развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;формирование творческих способностей, духовной культуры;развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Воспитывающие: осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству; добиться максимальной самостоятельности детского творчества. Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Структура программы
Программа курса основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей линии», т, е темы в каждом разделе выстроены по принципу «последующая- на более высоком и сложном уровне, чем предыдущая». Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы предполагает изготовление изделий, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, со старшими детьми, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Содержание Программы
1 Вводное занятие (1 час)
Содержание, задачи, организация  кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно -  прикладное   искусство и человек».
Инструктаж по технике безопасности.
2.Азбука лепки (22часа).
I. Забавные животные (5ч) Теория - Сведения о пластилине как художественном материале. Инструменты и приспособления. Основные правила и приемы лепки. Правила уборки рабочего места. Беседа «История возникновения лепки из пластилина. («Веселый пластилин»).
Практика –изготовление животных из пластилина с использованием других материалов. («Разноцветная гусеница», «Бабочка –красавица», «Колючий ежик»)
Творческая работа «В мире животных»
II. Дымковская игрушка (5 ч.) Теория -Беседа: «Народная глиняная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи) Дымковская роспись: волнистые линии – «синее море», круги большие и маленькие – «солнышки» большие и маленькие, клетка.(« Секреты дымковских мастеров»)
Практика: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей; изготовление дымковских игрушек.(« Бусы из элементов украшений дымковских игрушек», «Барашек», «Лошадка»,
Творческая работа: «Стилизованная дымковская игрушка». («Современная игрушка с элементами дымковской росписи»).
III Пластилинография. (12 ч.) Теория – Беседа: «Нетрадиционная техника исполнения – пластилинография». Основные приемы (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Объемные картины из пластилина. («Необычный пластилин»)
Практика – изготовление пластилиновых панно. .Плоскостное, рельефное, объемное изображение («Панно «Осеннее дерево», «Панно «В лесу», «Букет из роз»).
Творческая работа: «Мои фантазии».
3.Волшебная бумага. (22ч) Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления плоских, рельефных и объёмных форм. («Бумажное царство»)
Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм:
- плоская аппликация из цветной бумаги различных структур. Вырезание по шаблону. Составление композиции из готовых элементов. Использование кусочков ваты в аппликации. («Снегурочка», «Дед Мороз»).
- объемная аппликация. Склеивание готовых элементов объемной фигуры. Украшение. («Новогодняя елочка»). Вырезание цветов по шаблонам, склеивание их «Пирамидкой», составление композиции ( «Открытка для папы «Гвоздики»).
- техника аппликации из обрывной бумаги. Наклеивание на заготовку оторванных кусочков бумаги(«Зимний пейзаж»)
- работа с самоклеющейся бумагой. Вырезание по шаблону. Приклеивание. Работа по образцу.( «Рождественская звезда», «Рождественские козульки)
- прием «Складывания гармошкой» «Хоровод елочек»
- прием сминания и скатывания гофрированной бумаги в комочки. Рельефная аппликация. («Панно из бумажных комочков «Узоры», Панно из бумажных комочков «Виноград»).
- техника торцевания. Подготовка материала для торцевания из гофрированной бумаги. Объемная аппликация. («Заготовки для «торцевания». Разноцветные квадратики.», «Садовая гвоздика», «Ветка сирени»).Творческая работа «Бумажные фантазии».
4.Разноцветные нити. (22ч)
I. Куклы из пряжи.(11ч) Теория – первоначальные сведения о материале и оборудование. Технология изготовления. Беседа «Мартинички –народные куклы. История появления» Практика – изготовление поделок: куклы – мартинички из пряжи, композиции из них
II. Картины из пряжи. (11ч)Теория – первоначальные сведения о материале и оборудование. Технология роспуска вязанных вещей, подготовки материала. Технология изготовления. Практика – изготовление элементов картин и картин из пряжи.
5.Итоговое занятие (1ч) Утренник с выставкой поделок кружка «Умелые ручки» с приглашением учителей, родителей и гостей.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления  поделок .Программой предусмотрен творческий проект по теме  декоративно-прикладного   искусства , а также в нее включены посещения музеев, участие в конкурсах и на выставках.
Учебный план занятий по программе «Город мастеров»
Номер раздела Название разделов теория практика всего
1. Введение: правила техники безопасности 1ч 1ч
2. Азбука лепки. 3ч 20ч 22ч
3. Волшебная бумага 1ч 20ч 22ч
4. Разноцветные нити:
-куклы из пряжи;
-картины из пряжи 2ч:

1ч 20ч
10ч
10ч 22ч
11ч
11ч
5. Итоговое занятие 1ч 1ч
Итого 8ч 60ч 68ч
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся получат возможность:
Узнать:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Сочетание холодных, теплых тонов.
Об узорах, орнаменте в полосе.
О сюжетной композиции.
О конструктивном, скульптурном способах лепки.
научиться:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата Корректировка Тема Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Познавательные
УУД Регулятивные
УУД Коммуникативные
УУД Личностные
УУД Личностные
УУД
Азбука лепки (22ч) 1
09 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Составление плана и последовательности действий Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности.
2
3 09
09
Веселый пластилин (теория). Разноцветная гусеница. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог Формирование познавательного мотива.
4
5
6 09
09
09
Бабочка-красавица. Колючий ежик.
В мире животных. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Составление плана и последовательности действий Умение договариваться, находить общее решение. Формирование готовности к равноправному сотрудничеству.
7
8 09
09
Секреты дымковских мастеров (теория). Бусы из элементов украшений дымковских игрушек. Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству Оценка, прогнозирование результатов. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
9
10 09
09
Барашек. Лошадка. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Оценка, прогнозирование результатов. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на один и тот же предмет или вопрос. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности.
11
12
10
10 Современная игрушка с элементами дымковской росписи Пластилинография. Необычный пластилин(теория). Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности. Умение договариваться, формирование социальной компетенции. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
13
14
15
10
10
10
Плоскостное изображение. Панно «Осеннее дерево». Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Составление плана и последовательности действий Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
16
17
18
19
20
21
22
23 10
10
10
11
11
11
11
11 Плоскостное и рельефное изображение. Панно «В лесу».
Объемное изображение «Букет из роз».

Мои фантазии. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Оценка, прогнозирование результатов. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
Волшебная бумага (22ч)
24
25
26 11
12
12
Бумажное царство(теория) Аппликация «Снегурочка» Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Составление плана и последовательности действий Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.
27
28 12
12
Аппликация «Дед Мороз» Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
29
30 12
12
Аппликация из обрывной бумаги «Зимний пейзаж» Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
31
32
12
12
Объемная аппликация «Новогодняя елочка»
Хоровод елочек
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действий в случае расхождения с эталоном. Коррекция деятельности.
33
34
35 01
01
01 Аппликация «Рождественская звезда»
Сминание разноцветной папирусной бумаги в комочки. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.  Проговаривание последовательности действий на уроке. Умение договариваться, формирование социальной компетенции. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
36
37 01
01 Панно из бумажных комочков «Узоры»
Панно из бумажных комочков «Виноград» Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.  Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта). Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Осознание качества и уровня усвоения материала, контроль, оценка.
38
39 01
02
Открытка для папы «Гвоздики» Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата.
40
41
42
02
02
02
Бумажные фантазии.
Заготовки для «торцевания» Разноцветные квадратики.
Торцевание «Садовая гвоздика» Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной. Умение высказывать своё мнение на основе текста и иллюстрации.
43
44
45
02
02
02
Торцевание «Ветка сирени»
Бумажные фантазии Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительногоотношения
к учению Умение договариваться, находить общее решение. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
Разноцветные нити (22ч)
46
47
48 02
03
03 «Мартинички-народные куклы. История появления»(теория)
Плетение косички из пряжи.
Завязывание узелков на пучке. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.  Проговаривание последовательности действий на уроке. Умение слушать и понимать речь других. Проговаривание последовательности действий на уроке.
49
50
51
52
53
54
03
03
03
03
03
03
Мартинички. Кукла-мальчик.
Мартинички. Кукла-девочка.
Кукла из пряжи. Барышня. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.  Умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать. Проговаривание последовательности действий на уроке Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
55
56 04
04
Композиция «В вихре танца»
Украшение. Кукла из ниток – кулон. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
57
58
59 04
04
04
Картины из пряжи. Распускание вязаных вещей.
Нарезание кусочков разной длины распущенной пряжи.
Аппликация «Розочки из волнистой пряжи» Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.  Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
60
61
62
63
64
65
66
67 04
04
04
05
05
05
05
05 Картина из пряжи «Цыпленок»
Картина из пряжи «Утенок»
Картина из пряжи «У озера»
Картина из пряжи «Бабочки» Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.  Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).
68 05 Выставка поделок кружка «Умелые ручки» с приглашением учителей, родителей и гостей. Праздничный концерт. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.  Выделение и осознание того, что уже усвоено учащимися и что подлежит усвоению, предвосхищение результата. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же предмет или вопрос, не совпадающей с собственной Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивированного конфликта).Методическое оснащение учебного процесса
Для реализации курса занятий по внеурочной деятельности «Акварелька» желательно наличие:
Необходимых канцтоваров, класса, оборудованного аудио и видео аппаратурой, ПК, аудио и видео дисков соответствующей тематики, детских энциклопедий.
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
5. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
7. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2007. – 144с.
8. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
9. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
10.Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 2003.
11.Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 2007.
12.Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 2009.
13.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
14.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 2001.
15.Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». Санкт-Петербург «Кристалл» 2003.
16.Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.
17.Хайн Д. «Игрушки-мобиле». Москва «Айрис-пресс» 2007.
18.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 2005.
СОГЛАСОВАНО
Протокол ШМО учителей начальных классов
Председатель
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________________