Нравственное воспитание студентов через элементы фольклора в художественной литературе. Воспитательные функции малой прозы Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»)


Нравственное воспитание студентов через элементы фольклора в художественной литературе.
Воспитательные функции малой прозы Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»)
Собирайте наш фольклор,
учитесь на нем, обрабатывайте его.
Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем глубоко и радостно поймем
великое значение творимого нами настоящего.
А.М.Горький
Неоспоримым фактом является то, что главную роль в духовно-нравственном воспитании играет художественная литература в ее лучших образцах, аккумулирующих в себе законы нравственности и воспевших в образной форме ее ценности. Литература- это своеобразный щит, который на протяжении веков своими гениями создавало человечество для защиты от
всего негативного, им же творимого. Но этим щитом надо уметь воспользоваться. Главное из этих умений – эмоциональная реакция читателя, называемая сопереживанием. Обращение к духовным истокам русской культуры, духовное просвещение своих воспитанников - одна из главных задач словесника. На уроках литературы происходит знакомство студентов створческим наследием великих подвижников России, разговор о смысле жизни, о незыблимых нравственных устоях. В свою очередь факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли,
закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.
Действенным средством формирования у студентов осознанного отношения к моральным нормам является художественная литература. Цель художественных произведений — не формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются лишь «знаемыми», но не «действенными», а воздействие на чувства детей (жалость, сопереживание, негодование, радость и др.), побуждение к нравственным поступкам.
Специфической особенностью, отличающей художественную литературу от других искусств — музыки, живописи, скульптуры — является то, что средством для выражения духовно-нравственного содержания служит язык.
Язык художественной литературы обладает особыми качествами — образностью, выразительностью, живостью.
Вряд ли кто-то станет спорить что Горький – романтик и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике – в них отражены, правда жизни, внимания и любовь к человеку. Наиболее известны его ранние рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». Писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных идей.
Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя благо народу. Огромное воспитательное значение имеет рассказ «Старуха Изергиль».
За несколько месяцев до создания рассказа Горький писал: «Мечтать – не значит жить! Нужны подвиги! Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили все , и сотрясая, толкали вперед». Так понимал высший смысл жизни и искусства писатель, и сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы заставить человека изменить жизнь, совершить подвиг.
Рассказ «Старуха Изергиль», , написанный в 1894 году, главной темой которого является назначение человека, его нравственные принципы мне кажется и есть такое слово, особенно легенда о Данко, утверждающая героический подвиг во имя свободы и счастья людей.
Данное произведение в изучается и в колледжах, когда в студентах, уже подростках, формируется чувство ответственности, благородства, уважения к старшим. В этом возрасте они уже учатся аргументировать все сказанное, анализировать происходящее и высказывать свое мнение.
Легенда – это один из самых значительных жанров письменности, на протяжении всего европейского средневековья, начиная с 6 века
В этом рассказе очень много средств художественной выразительности, которые проявляются через образы народного творчества и еще больше увлекают читателя в мир романтических рассказов Горького: метафоры – ужас родили женщины; олицетворения – великаны деревья, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, деревья простирали корявые длинные руки; гипербола – кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим.
Манера повествования, характер пейзажа и его подача дают нам представление о рассказчике, человеке, который восхищен, взволнован богатством и красотой природы, мятежностью и свободолюбием людей.
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль, о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В одной легенде говорится о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше чем себя,-беззаветно и всем сердцем. Данко-настоящий герой,во имя благородной цели он способен на подвиг. В его глазах светились энергия и живой огонь, и народ, обессиленный долгим странствием, поверил в него и пошел за ним, но упав духом, они перестали верить в него. Когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.
Образ Данко воплощает в себе высокий идеал гуманиста, личность большой духовной красоты. Этот герой несмотря на свою мучительную смерть не вызывает чувство зависти, а наоборот, часто становится излюбленным героем первокурсников. Ведь его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение – вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащий в руке сердце, искрящееся любовью.
Воспитательное значение несет всегда выражение ставшее крылатыми такие, например как:
«В жизни… всегда есть место подвигам»
«Когда человек любит подвиги он всегда умеет их сделать, и найдет где это можно»
«Свобода от всего – это наказание»
«За все, что человек берет он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»
Эти выражения можно истолковать по разному . Под подвигом понимаются не только поступки, которые имеют значение мирового масщтаба. Подвиги можно совершать каждый день. Провести бабушку через дорогу, спустить котенка с дерева, оберегать детей. Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, то мир наверняка изменится к лучшему.
Если каждый из нас будет совершать каждый день такие маленькие подвиги, то они будут уже не маленькими, а подвигами мирового масштаба. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл!
Именно это и нужно воспитывать в студентах-подростках. Они поступают в колледж в том возрасте, когда находятся на распутье по какому пути им следовать. В этом плане литература и призвана воспитать в студентах доброту, отзывчивость, чувство взаимовыручки и поддержки товарищам и окружающим.
Полная противоположность Данко-Ларра: холодные глаза, готовность унизить и убить, желание власти -вот что движет им, а если однажды он в порыве отчаяния и вырвет сердце из груди, оно отпугнет людей ледяным холодом. Ларра считает себя избранным и на окружающих и его людей смотрит как на жалких рабов. Гордость, по мнению автора,- чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость по мнению автора, чудеснейшая черта характера . Она делает раба свободным, слабого -сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего «общепринятого». Именно эта мысль Горького является ключевой будучи именно таким - абсолютно свободным, умирает духовно для всех,оставаясь жить вечно в своей физической оболочке Герой обрел в бессмертии смерть. Обреченный на одиночество, Ларра истинным счастьем считает для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко. На примере Ларры можно показать студентам, какими не нужно быть. Показать что эгоизм, презрение к людям могут привести к одиночеству. И крылатое выражение «Наказание человека- в нем самом» можно адресовать именно ему.
«Рожденный ползать -летать не может!»
Человек достоин полета. Мечта у Горького одна - звать на подвиг! Это реальность образа. Данко вполне реален. Он погиб, чтобы жить. Жить благородно в душах людей.
Обсуждая со студентами подобные рассказы, удается сформировать у них представление об относительной значимости моральных норм, развить самостоятельную поисковую деятельность.
Так , преподаватель имеет огромную возможность через произведения Горького воспитать в студентах такие качества как самопожертвование, отвага ,бескорыстие, добродетельность и любовь к людям.
Таким образом, художественная литература играет важную роль в ду-ховно-нравственном воспитании студентов. Именно она помогает воспитать в человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии, способность и стремление к дружбе, верности, честности, расширяет духовно-нравственный и интеллектуальный кругозор студента. В зависимости от того, какой литературе отдается предпочтение, что выделяется как главное в характере любимых героев, и складываются кирпичики основ духовной нравственности и нравственно осознанного поведения, ведущие к выработке манер и способов отношения к людям, представлений о добре и зле. Художественные произведения дают воз-можность представить нормы морали в разных формах, что помогает студентам первых курсов глубже осознать их смысл и научиться применять в конкретных ситуациях реальной жизни.