Краткосрочное планирование урока грамоты для 1 класса. Тема: Звук (ш) Буквы Шш « У Маши шары», «Саша и Маша» (2 часа)

Наименование занятия
Звук (ш) Буквы Шш « У Маши шары», «Саша и Маша» (2 часа)

Общая цель


Создать условия для изучения согласного звука [ш], формировать умение выделять звук [ш] из речи и обозначать его буквами Ш,ш.


Результаты обучения для учителей


Учащиеся умеют выделять звук [ш] из речи и давать ему характеристику, обозначать этот звук соответствующими буквами, читать слоги, слова и предложения с изученными буквами, умеют сотрудничать в паре, группе, слушать и слышать друг друга, участвовать в учебном диалоге.

Основные идеи, отработанные на занятии
[ш] – согласный звук, так как при его произнесении воздух проходит несвободно, встречая преграды, он не «поётся, не тянется», произносится твёрдо, с шумом, не образует слог, обозначается на письме буквами Ш, ш.

Учащиеся заранее разделены на группы со скрытой дифференциацией.


Источники, оснащение и оборудование:
Компьютер - моноблок, учебник «Букварь – 1класс» издательство «Атамура», слоговые таблицы для развития навыка чтения, детские книги для дополнительного чтения; электронная динамическая пауза – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (panda_convert), Пропись № 1, тетрадь для печатания, цветные карандаши, сигнальная карточка «Светофорик», аудиофайл:13 EMBED Package 1415

Используемые модули
ПОВО, НП, ИКТ, ОдО и ОО, УиЛО, ОКМ, ТиО.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I –ый урок Организационный момент (НП, ПОВО, ИКТ)
Позитивный настрой учащихся на урок, создание коллаборативной среды:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
Проверяют готовность рабочего места к уроку. Слушают учителя, готовятся к изучению темы, сознательному восприятию учебного материала.












Актуализация знаний учащихся (ОКМ, ПОВО, НП, УиЛО)
1) Кумулятивная беседа
-Из чего состоят звучащие слова?
-Какие бывают звуки?
-Чем гласные отличаются от согласных?

2) Дифференцированная работа:
А) чтение слоговых таблиц в течение 30 сек. Читающим предлагаются сложные слоговые таблицы, начинающим обучаться чтению – слоговые таблицы с изученными согласными (М, Т, Н, Л, С, Р)


Б) чтение художественных текстов по доп. худож. лит-ре/ работа в тетради по печатанию







Формативное оценивание учителя (похвала, смайлики, ручные жесты)


3) Звучит песня «Кабы не было зимы» 13 EMBED Package 1415
- Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?
-Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:
«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.
Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!
Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».
Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски».
А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::
Ох, хыхечка зелёная,
Боюся, уколюся я.
Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они. Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!
-Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.
-Теперь вы уж точно сможете определить, тему нашего урока и то, чему вы должны будете научиться в процессе него.
Предлагают ответы на поставленные «тонкие и толстые» вопросы. Формативное оценивание.



Читают слоги по слоговым таблицам (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА).


Активно читающие совершенствуют навык чтения, читая дополнительную худ. лит-ру, начинающие читать – печатают в теради слова с изученными буквами, делят на слоги, ставят ударение.







Слушают аудиофайл и рассказ учителя.






Определение
темы, цели и
задач урока (НП)
Предлагает определить, о чём будут говорить на уроке и чему должны научиться дети.
Тема: «Звук (ш). Буквы Ш, ш.

На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.

Изучить звук и букву.
Учиться отличать новые и от других звуков и букв;
Учиться читать
·,
· и
·,
· с новой буквой.

Совместно с учителем определяют тему, цели и задачи урока, опираясь на вокабуляры, записанные на доске:

Изучить новый звук и новую букву.
Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Изучение нового материала (ПОВО, НП, ТиО, ИКТ)

































































































II-ой урок
Усвоение новых знаний и способов действий (ОО и ОдО, НП, ПОВО, ТиО)













































Закрепление и применение знаний и способов действий (ОКМ, ПОВО, ТиО, ОдО и ОО)
Проводит динамическую паузу «panda_convert».



1.Слого-звуковой анализ слов: шары, карандаш.
- Назовите отгадки к загадкам.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные Шары

В снежном поле по дороге13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш.

(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).

Наблюдение
2.Артикуляция при произношении звука[ ш ].
- Подберите слова, в которых встречается звук
[ ш].
- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику.








3.Физминутка с заданием «Поиграй-ка»
- Определение места звука [ ш ] в словах.
- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.


4. Знакомство с буквой.
- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой «ша». Показ картинки с написанием 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной.
- На что похожа буква ш?


-А вот с чем сравнили образ буквы ш поэты:

Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш! (Е. Тарлапан)

Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. ( Г. Виеру)
- Молодцы, ребята!

5.Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш. - А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].

6. Физминутка под музыкальное сопровождение «Если нравится тебе!»
Формативное оценивание – «Ручные жесты»


7 .Работа по учебнику «Букварь» - с. 32- чтение слогов, слов, текста с изученной буквой.
-Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.
- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной?

1. Обучает письму новых букв Ш, ш. Пропись № 1, с. 11. Формативное оценивание.




2. Проводит физминутку «Мы писали.» , гимнастику для пальцев и глаз.

3. Работа по учебнику «Букварь» - с. 33 –
а) чтение текста «Саша и Маша» и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.



- Сколько букв «ша» нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?

б) Сопоставление предложений со схемами – с. 33.







4. Задания для ТиО учащихся.
- Найдите границы слов и запомните, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы? Составьте устно предложения с этими словами.
Формативное оценивание.

На доске:
ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС

- Отгадайте ребус ША .
ТА
Как правильно надо писать это слово, почему?


1.Предлагает игру «Назови слово», формативное взаимооценивание.


2.Организует парную работу по развитию речи. Защита парной работы – «Авторский стул», взаимооценивание, формативное оценивание.


Выполняют движения, глядя на моноблок и повторяя за учителем.


Выполняют звуковой анализ слов шары, карандаш под руководством учителя, составляют схемы слов, выделяют новый звук (ш) – работа в тетрадях для печатания.



















Работа в парах.
Дети называют слова со звуком [ ш ] и делают вывод:
звук [ ш ] согласный, т.к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т.к. произносится без участия голоса, шипящий т.к. слышится свист и шипение.


Определяют на слух место звука [ ш ] в словах.






Групповая работа.
Расматривают образцы букв, анализируют, определяют, на что похожа буква «ша».
Формативное оценивание, «Светофорик»





















Печатают заглавную и строчную печатные бувы Ш в тетрадях для печатания.

Выполняют движения физминутки под музыку, повторяя вслед за учителем.




Работа в парах. Читают слоги, слова, предложения с новой буквой.
Формативное оценивание «Светофорик»

С заглавной буквы пишутся имена людей.


Анализируют составные элементы, учатся писать строчную и заглавную буквы Ш, ш. Вставляют буквы в схемы слов: шишки, шары, мышка.
Пишут сочетания с новой буквой.



Выполняют движения вслед за учителем.


Читают, подчёркивают в тексте букву «ша» и считают, сколько раз она встречается в этом тексте.


Буква «ша» встретилась в тексте 16 раз.
Назвать звук [ ш ].



Работа в парах. Устанавливают взаимосвязь между схемами и предложениями:
У Саши шорты.
Саша шутил?
Маша шутила!









Груша, абрикос, слива, ананас – фрукты.

Наташа, имена людей пишутся с большой буквы.



Называют слова со звуком
[ ш ] по рядам. Оценивают работу каждого ряда, используя «Светофорик».

Работа в парах. Составляют устный рассказ, используя с. 33 «Букваря» и помещённые там иллюстрации.

Подведение итога урока (ОКМ, ПОВО)
Объясняет выполнение методики «Продолжи фразу...»





Рефлексируют свою деятельность в соответствие с указанием учителя
«Я своей работой на уроке..........(доволен, не доволен, не совсем доволен)»
«Я ...........(умею, не умею) выделять звук звук [ ш ]
из слов и обозначать буквой Ш
«На уроке мне понравилось.......»
« В работе меня поддерживали.......»




































Краткосрочное планирование урока грамоты. 1 класс. Букварный период. Дата 12.11. 2015г.



15