Конспект урока русской грамоты по теме Звуки [Т], [Т]и буква Тт. Чтение рассказа В.А.Осеевой


Русская грамота 1 класс
Тема: Звуки [Т'], [Т]и буква Тт. Чтение рассказа В.А.Осеевой
«Три товарища»
Цель: закрепить знания учащихся об изученных буквах.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания о согласных звуках [Т'], [Т] и букве Тт, познакомить учащихся с творчеством В. Осеевой; научить вдумываться в текст, при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею; привлекать детей к целеполаганию.
Развивающие: развивать умение анализировать изучаемое произведение, обобщать, делать выводы;сопоставлять опыт автора и собственный жизненный опыт; определять положительные и отрицательные черты характера главных героев; навык слитно слогового чтения и чтения словами целыми; формировать умение работать в паре.
Воспитательные: способствовать воспитанию положительного эмоционального отношения к процессу познания, культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества.
Учебные материалы: учебник «Спутник букваря»; набор кружков различного цвета, рисунок солнышка, презентация, сердечки.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слайд №1
2. Психологический настрой. Слайд №2
- Ребята, подарите друг другу улыбки. Улыбка – это радость и добро. Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, которое несёт всем свет, тепло, радость и добро.
- Откройте глазки. Всё ваше хорошее настроение я обозначу солнышком.
Желаю вам хорошей и интересной работы на уроке. Слайд №3
3. Формулирование учащимися темы и цели урока
- Сегодня к нам на урок пришли два друга: Том и Тим. Слайд №4
Сравните между собой первые звуки их имён и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Мы уже с ними знакомились на прошлом уроке. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цель урока. Слайд №5
Повторить….
Учиться читать…
4. Повторение
Слайд №6
- Произнесите слово «Том», выделите первый звук и дайте ему характеристику.
- Произнесите слово «Тим», выделите первый звук и дайте ему характеристику.
- Какой буквой обозначаются звуки [Т'], [Т]?
- А почему два звука обозначаются одной буквой?
- Том и Тим решили построить жилище. Что они построят дом, избу или теремок? Слайд №7
- Когда теремок был готов, в нём поселились животные. Я буду перечислять названия разных животных, а вы с помощью хлопка в ладоши покажите, какие из них стали обитателями теремка. Слон, тигр, волк, тетерев, таракан, лиса, стрижи ,аист, летучие мыши.
Звери решили сделать территорию красивой. Они посадили разные растения, а какие вы определите сами. Что росло на клумбе: тюльпаны или розы, душистый табак или резеда?
Они сделали живую изгородь из можжевельника или терновника?
За оградой терем окружали осины, тополя или лиственницы? Что росло у пруда: Тростник или осина?
Подведем итог первой части нашего урока. Скажите, о каких звуках мы говорили? Какой буквой обозначаются эти звуки? Найдите её и обведите в кружок.
5. Физминутка.
6. Закрепление знаний
Давайте узнаем какие предметы окружали животных в самом теремке. Если названный мной предмет есть в теремке, вы делаете наклон вперёд, а если нет, то разводите руки в стороны.
Стол, диван, тахта, стулья, картины, тарелки, кресла, кровати, ковры, телевизор.
- Тим и Том продолжали заботиться о животных теремка и даже учили их читать. С чего они начали? Прочтите и вы эти слоги.
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ
ТАМ ТОМ АТ ИТ ТИМ
ТУТ УТ ОТ
ТМ А
У
О
Ы
И
Т
А Т
У О Ы И Жители теремка с удовольствием принимали у себя гостей. Давайте узнаем, кто приходил в качестве гостей (читают цепочкой)
Крот дятел трясогузка
7. Подготовка к чтению
- Тим и Том друзья. Подумайте, с какими словами у вас ассоциируется слово «дружба». Давайте посмотрим в словаре настроения (слайд № 8) и выберем подходящие слова.
Радость
Печаль
Злоба
Добро
Отзывчивость
Тоска
Жестокость
Тревога
Чуткость
Теплота
Гнев
Щедрость
- Тим и Том хотят познакомить нас с их любимой писательницей . Прочитайте по этим буквам фамилию автора. Слайд №9
О е а

с е
в
Слайд №10
- Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в семье инженера.
В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет. 16 лет она отдала воспитанию детей – беспризорников и малолетних правонарушителей. Сегодня мы познакомимся с её произведением «Три товарища» Слайд №11
-Как вы понимаете слово «товарищ»?( друг, приятель)
- Предположите, о ком и о чем будет это произведение.
Посмотрите внимательно сценку и подумайте какие чувства она у вас рождает , как бы вы поступили на месте героев.
Инсценирование рассказа подготовленными детьми
- Какие чувства вы испытали при просмотре инсценировки? Почему? Слайд №12
Шутливое
Грустное
Озорное
Тревожное
Беспокойное
Радостное
Печальное
Весёлое
Сердитое
- О ком произведение?
- Сколько было друзей?
8. Знакомство с текстом произведения
- Сейчас, когда мы будем читать это произведение, я хочу что бы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения. Подумайте, каким должен быть настоящий друг.
8.1 Первичное чтение учителем. Откройте спутник букваря стр. 27
- К какому жанру относится это произведение?
-Назовите героев рассказа
-Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям?
8.2. Физминутка
Слайд №13, 14
8.3 Чтение детьми (по цепочке).
Стараемся читать целыми словами, а если встретится сложное слово по слогам.
9. Анализ произведения.
- Что случилось с Витей?
- Какой совет дал Коля?
- Какой совет дал Миша?
- А как поступил Володя?
- Какими были Коля и Миша? Слайд№16
- Выберите из словаря те слова , которые передают их черты характера. Слайд№17
- Если бы вас попросили представить характер этих мальчиков в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали? Подумайте в парах. Выберите на парте кружки нужного цвета.
- Верно, краски холодные, потому что мальчики были сами холодные и безразличные к чужой беде.( свои кружки прикрепляю к доске)
- Каким был Володя? Выберите из словаря настроений те слова, которые передают черты характера этого мальчика. Слайд№18
- правильно. Слайд№19
- Если бы вас попросили представить характер Володи в цвете, какие бы вы краски для этого выбрали?
- Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом.
- Кто оказался настоящим другом? Слайд №20
- С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться?
- Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.
Каким должен быть настоящий друг?
10. Обобщение изученного.
(Работа с пословицами).
- Какие пословицы можно соотнести с рассказом?
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
Друзья познаются в беде.
Без друга в жизни туго.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить
- Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше. Два мальчика хорошо говорили, а один –хорошо поступил. Если друг остался без завтрака- тут не до разговоров, нужно поддержать.
11. Итог урока.
Какой рассказ мы прочитали на уроке?
-Что в отношениях героев осуждает в. Осеева?
- Мне интересно, как вы думаете, почему Осеева написала этот рассказ?
-Невозможно научиться дружить на одном уроке. Я надеюсь, что произведение поможет вам
Тим и Том благодарят вас за урок и дарят вам « Волшебные сердечки» Напишите на них своё имя и подарите тому, с кем бы вам хотелось подружиться.
Слайд№22
Посмотрите все на нас
Обещаем мы сейчас
Это будет самый лучший
Самый дружный в школе класс
12. Рефлексия
-Был ли наш урок полезным для каждого из вас?
-О чем заставил вас задуматься?