Конспект урока грамоты на тему: Буква ь




Грамота. 1 класс.
Тема: Буква «ь» «Лось»
Цель: Формировать понятие букве ь.
Задачи: - познакомить с буквой «Ь»;
- продолжить обучение работе с текстом,
- формировать навыки чтения слов с Ь – показателем мягкости согласных звуков,
- добиться осознания того, что Ь не обозначает звука;
- развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз, у нас какой?
Все что надо под рукой. (вместе )
2. Артикуляционная гимнастика
3 Постановка цели урока
- Мы продолжаем наше путешествие по стране волшебных букв. Живёт в Букваре известный фокусник.
Как его зовут? Догадайтесь.
Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:
Мягкий голос,Мягкий шаг,Это буква… (мягкий знак)
- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».
- Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:
познакомиться с новой буквой;
учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;
учиться писать буквосочетания, слова с новой буквой.
4. Изучение нового материала
Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».
- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.
[м] - [м,]
[п,] - [п]
[з] - [з,][т] - [т,]- Молодцы. А какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? (Мягкий знак)
Знакомство с новой буквой.
- Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.
- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.
Букву Р перевернули
И уселись как на стуле.
А назвали букву так:
«Мягкий знак».
Чтение с доски.
- Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.
На доске буквосочетания.
Задание 1: прочитать буквосочетания тихо.
Задание 2: прочитать буквосочетания громко.
- Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)
Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.
Слого- звуковой анализ слов «мел» - «мель».
- Но это ещё не все фокусы мягкого знака. Внимание на доску.
- На доске схемы двух слов.
- На доске схемы двух слов.

- Чем отличаются эти схемы? (Последними звуками: один твёрдый, другой мягкий).
- Послушайте загадку и догадайтесь, какое слово спряталось в первой схеме.
Белый камешек растаялНа доске следы оставил. (мел)
(На доске над схемой учитель выставляет буквы.)

- Какую букву надо поставить во втором слове, чтобы последний звук произносился мягко?
(Поставить букву мягкий знак).

- Какие фокусы и превращения вы заметили?
(Заменили твёрдый на мягкий изменилось звучание слова и смысл).- Что обозначает слово «мел»?
Мел - мягкий белый известняк (осадочная горная порода), употребляется в промышленности, для окраски, писания.
Придумайте предложение. Я пишу мелом на доске.
Что обозначает слово «мель»?
Мель – мелководное место в реке, водоёме.
Придумайте предложение. Мы плыли по реке на лодке и попали на мель.
- Что ещё заметили? Обратите внимание на количество букв и звуков в слове «мель». (Мягкий знак не обозначает звука).
5. Физминутка.
6.Работа в прописи.
- Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи. Откройте прописи на странице 10. Проговорим стихотворение.
Я тетрадь свою открою,И наклонно положу,Я друзья скрывать не стану,Ручку я вот так держу.Сяду ровно, не согнусь,За работу я возьмусь.
а) Сравнение написания буквы ь с буквой ы: общие элементы, разные.
б) Учитель показывает на доске, дети в воздухе прописывают:
Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так…
- Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал прямой.
7. Работа по учебнику с.72
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Письмо в тетради.
Конь, гусь, огонь, окунь, лебедь, медведь.
10. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке? Чем интересна буква Ь?
Дополнительно.
г)Кроссворд.
ньньньньньнь1.Часть суток (день)
2.Летний месяц (июнь)
3.Домашнее животное (конь)
4.Дикое животное (олень)
5.Рыба (окунь)
6.Время года (осень)
д)Сколько букв и сколько звуков?
ноль гусь
бить рысь
лить боль
пить моль
е)Измените слово с помощью Ь.
угол – угольбыл – быль
брат – братьбанка – банька