Конспект по обучению грамоте. Изучение буквы р и звука [р] 1 класс


Урок чтения. Тип урока: изучение нового знания.
Тема: Звуки [р] и буквы их обозначающие Р,р.
Цель: познакомить детей со звуками [р], [р,]; выучить букву Р,р, которая обозначает эти звуки.
Оборудование: Учебник «Русская азбука» (стр. 68); цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов; компьютер, проектор, экран, цветные флажки, карточка с буквой Р (для ленты букв).
Планируемые результаты:
Личностные результаты: интерес к родной литературе, к духовно-нравственной культуре своей страны; гражданская идентификация, патриотизм.
Предметные результаты: выделять звук [р], [р,]в словах, устанавливать, что звук [р] согласный; распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в слове. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять) количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным количеством слогов
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебного задания; контролировать свои действия в процессе его выполнения; оценивать правильность выполнения; обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные: отличать новое от уже изученного; читать слоги-слияния; поиск нужных слов; читать слова с изученной буквой; читать тексты и выполнять задания к ним. Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных букв. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Отработка пространственного воображения.
Коммуникативные: определять и обосновывать место слушать и понимать речь других; уметь отстаивать свой ответ; умение чётко артикулировать и поизносить звук [р], [р,]; произносить слово с интонационным выделением заданного звука без опоры на образец произнесения учителя. Пропедевтика выразительного чтения.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
Организационный момент.
Цель: организовать детей, настроить их на учебный процесс. - Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок? Дети проверяют подготовленность к работе на уроке.
Изучение новых знаний с опорой на ранее изученное.
Цель: актуализация знаний, сформировать умение производить фонетический анализ в соответствии с правилами, познакомить детей с новым звуком и буквой, его обозначающей.
1.1 Постановка проблемной ситуации. -Ребята, сегодня у нас в гостях старичок, который словил золотую рыбку, которая исполняет желания. Но рыбка хитрая, загадала нашему старичку слово. В этом слове последний звук не знакомый старику, давайте изучим этот звук и поможем нашему герою.
-А теперь давайте посмотрим на это слово! Откройте азбуку на странице 69.
-Какое это слово?
-Правильно! -Да, мы поможем.
-Дверь. 1.2 Фонетический анализ. -Ребята, а вы знаете, что такое дверь?
-Для чего она нужна?
-Верно.
-Дверь, куда падает ударение в данном слове?
-А мы знакомы с этим звуком? Какие звуки в этом слове мы знаем?
-Давайте охарактеризуем их! Сделаем фонетический анализ слова.
-Нарисуем схему.
-Чтобы изучить новый звук, мы должны отгадать загадку:
-Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
-Правильно! Сколько слогов в слове рыбка?
-Давайте тоже проанализируем это слово!
-Нарисуйте схему к этому слову!
-Да.
-Чтоб закрывать дом, комнату и тд.
-На звук [йэ].
-Да. Звуки [д], [в,].
-Дддверь- первый звук [д], он согласный твердый, звонкий;
-Дввверь-второй звук [в,], он согласный, мягкий, звонкий;
Двееерь-третий звук [йэ], гласный ударный;
Дверррь- неизвестный звук.
-Рыбка.
-Два.
Рррыбка-неизвестный звук;
Рыыыбка-гласный ударный;
Рыбббка-согласный, звонкий, твердый;
Рыбккка-согласный, твердый, глухой;
Рыбкааа-гласный, безударный. 1.3 Сравнение выделенных звуков [р] и [р,]. -Ребята, что общего в словах «дверь» и «рыбка»?
-Верно, но почему в первой схеме он обозначен зеленым цветом, а во втором синим?
-Молодцы! Сегодня у нас в гостях звук [р]. Это звонкий согласный, он может быть как твердым, так и мягким.
Произнося этот звук, мы как будто рычим. Давайте попробуем прорычать этот звук! -Новый звук [р].
-В слове дверь звук [р,] мягкий, а в слове рыбка-твердый [р].
-Рррррррррррррррррр.1.4 Артикуляционная гимнастика. -А сейчас разомнем наши губки и язычок! Давайте выполним несколько упражнений.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот.
Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.
«Орешки»
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
на щеках образуются твёрдые шарики – «орешки»
Дети разминают щёки, язык, губы (разогревают мышцы, для хорошего произношения, речедвигательного аппарата ).
1.5 Чистоговорки, скороговорки. -Ребята, с помощью чистоговорок мы потренируемся произносить наш звук. Например:
Букву «р» мы учим дружно,
Букву «р» знать очень нужно,
Чтобы правильно, на пять
Имя родины сказать:
РОССИЯ!
-И скороговорки помогут нам правильно произносить звук (только вначале произносим их медленно, потом всё быстрее и быстрее)
1)Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели
Ели карамель на мели.
2)Ехал грека через реку,
Видит грека - в реке рак,
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап. Дети повторяют, чётко проговаривая.
Дети повторяют, чётко проговаривая. Медленно, затем ускоряя темп.
1.6 Обозначение [р] звука буквой Р,р. Со звуком [р] мы познакомились. А что же нам делать, если слово надо написать или прочитать?
-Можно записать звук? Нет?
А как же тогда быть?
- Правильно, надо познакомиться с буквой Р, р (эр) А на что она похожа?
- Нет! Звук писать нельзя, мы его только слышим.
- Нам нужна буква, этот звук обозначающий.
(Предлагают свои варианты на что похожа буква Р)
1.7 Формулирование темы и цели урока. -Ребята, так кто же догадался, какая тема нашего урока?
-Правильно. Чему мы должны научиться на этом уроке?
-Верно. -Звук [р] и буква, его обозначающая Р,р.
-Научиться произносить звук [р], находить в словах, читать слоги и предложения с буквой Р,р. 1.8 Физкультминутка. 2)Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Дети выполняют движения: топают, в руки хлопают, надувают щечки, скачут на носочках, дружно прыгают, показывают язык, строют гримасы, замирают.Первичное закрепление.
Цель: научить читать новую букву в слогослиянии (плавно), работать со столбиками слов, предложениями, развивать пространственное воображение.
2.1 Работа со слоговыми таблицами. -Давайте прочитаем первый столбик слогов сверху вниз.
- Прочитайте второй столбик сверху вниз.
- Прочитайте каждый столбик снизу вверх.
- Прочитайте слоги слева на право.
- Прочитайте все слоги вопросительно (учитель указывает слоги указкой).
- Прочитайте с радостью.
- Прочитайте все слоги, где звук [р] твёрдый.
- Теперь те, где звук [р’] мягкий.
-Молодцы, справились! -ра ро ры
-ру ри-ры ро ра и ри ру-ра ро ру ры ри-ра? Ро? Ры? Ру? Ри?
-Ра! Ро! Ры! Ру! Ри!
- ра ро ру ры-ри2.2 Работа со столбиками слов. -Так для чего нам слоги, как вы думаете?
-Правильно. А теперь прочитаем столбик слов сверху вниз.
-А теперь то же самое, но снизу вверх.
-Сколько слогов в каждом слове?
-В каком слове больше всего слогов? А больше всего букв?
-Теперь назовите те слова, где звук [р] находится в ударном слоге.
-В каком слове нет буквы р?
-Во всех словах звук [р] твердый или мягкий?
-Как вы понимаете слово «рана»? Чем «рана» отличается от «ранки»?
-Верно. -Чтобы составлять слова.
-Рана, ранка, тронул, уколол.
-Уколол, тронул, ранка, рана.
-Рана 2 слога, ранка 2 слога, тронул 2 слога, уколол 3 слога.
-Уколол.
-Рана, ранка, тронул.
-Уколол.
-Твердый.
-Рана- это порез. Ранка это небольшая рана. 2.3 Физкультминутка. 1)Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-к
Полетит!
2) Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернитесь,
Семь-восемь – улыбнитесь,
Девять-десять – не зевайте,
Своё место занимайте.
1)Вертят головой в стороны.
Руки поднимают вверх.
2)Встают, приседают, поворачиваются, улыбаются, занимают свое место.
2.4 Работа над предложениями и текстом. -Ребята, а давайте вспомним, что такое предложение?
-Из чего состоят предложения?
-Верно, давайте прочтем предложения про кактус.
-Что было у Иры?
-Как у Иры появилась ранка?
-Назовите все слова, где встречается буква «р».
-Правильно. Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Варианты детей.
-Из слов.
Читают предложения.
-У Иры был кактус.
-Она уколола руку об кактус.
-Ира, рука, растет, ранка, тронула.
-Да, можем. В тексте наблюдается одна основная мысль. Эти предложения связаны между собой логически. 2.5 Рефлексия. Подведение итогов. -Ребята, мы изучили звук р и букву Р, тем самым помогли дедушке. Теперь золотая рыбка исполнит его заветное желание. Молодцы!
-Вам понравился наш урок?
-Оцените вашу активность на уроке, закончив предложения:
-Урок мне очень понравился, я получил новые знания.
- Мне было на уроке хорошо.
- Мне было на уроке плохо, я ничего не понял.
-Да (ответы детей).
-Заканчивают предложения.