Урок-викторина на тему: Путешествие по сказкам Пушкина.

25.11.16
Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина

Цели:
Отработать навык анализа произведений, навык работы в группе.
Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, выявить, насколько усвоена сказка.
Сформировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказки.
Инсценировать эпизоды, развивать артистические способности.
Воспитать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.

Сценарий мероприятия
«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Фадли
1.Облетела вокруг света
Слава русского поэта.
Пусть уходят вглубь года,
Пушкин с нами навсегда!
Марина
2.Да здравствует Пушкин –
Наш русский поэт!
Стихи его знают
С младенческих лет.
Антон
3.Гордится им наша
Родная держава
Великому Пушкину
Крикнем мы: «Слава!»

Вступительное слово учителя.
А.С. Пушкин
Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не знал бы замечательные произведения русского поэта. Прошло много лет, как погиб А.С., а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее.
Звучит музыка «Если вы не очень боитесь Кощея»
Света
4.Здравствуй, добрая сказка,
Полная разных чудес!
Манишь загадками нас ты
В свой удивительный лес.
Мы приготовили ушки,
Чтобы послушать опять.
Сказки, что выдумал Пушкин
Можно и взрослым читать.
Катя
5.Мы их читаем с улыбкой,
Нравится всей детворе
Сказка о маленькой рыбке
И о Салтане-царе.
Ждет впереди Лукоморье,
Леший, Русалка и Кот.
Синее плещется море,
Сказка к нам в гости идет.
Слово учителя: Скажите, ребята, о чем пойдет речь на уроке?.......... Для нас А.С. Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Сегодня нам предстоит выяснить, насколько вы хорошо знаете творчество А.С. Пушкина? А сейчас мы это проверим.

Играет музыкальная композиция «В мире много сказок»

Ведущий 1: Добрый день! Итак, друзья, начнём программу. Затей у нас большой запас! А для кого они? Для Вас!

Ведущий 2: Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.

Ведущий 1: Сказку нередко наполняют разные чудеса. То молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Всё это интересно!

Ведущий 2: Сейчас мы вспомним с вами сказки и пригласим в гости героев сказок. А ваши старания будут оценивать уважаемое жюри.
Ведущий 1: Члены жюри:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущий 2: Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто к нам пришёл. Но для этого необходимо произнести волшебные слова.
Отрывок «У лукоморья дуб зелёный»
(читает Усенко Жасмин)
Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки»(1 куплет)
Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяумякнулся... Если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье не собрать бы мне косточек! Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава Коту Ученому Мурр! (Обращаясь к детям.) А вы, почему меня не хвалите? Думаете, легко попасть из Лукоморья да прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому что я самый ученый Кот на свете!.. Здравствуйте! Мяу-мурр!
Баба Яга: Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок! Да какие чистенькие, да какие нарядные! Ох, как долго я к вам добиралась, сколько препятствий преодолела! Да, видно, не зря? Ох, чую, чую носом своим приключения!
А, и ты здесь, Кот Ученый! Видно, рассказываешь ребятам свои лукоморные сказки?
Кот: Да я уже давно здесь! Хочу пригласить девчонок и мальчишек в путешествие по сказкам Пушкина. Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо они знают эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда ли это.
Баба Яга: Ну, что же, давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморье. Для этого нужно пройти через сказочные ворота.

ДУБ С ЖЕЛУДЯМИ, НА КОТОРЫХ ВОПРОСЫ (жёлуди с вопросами)

Баба Яга: Сейчас узнаем, в какой команде самые умные и находчивые ребята, кто из них лучше знает сказки Пушкина. (Обращается к Коту.) Кот, ты ведь у нас ученый. Объясни-ка нам, что за жёлуди на дубе висят.
Кот: Это жёлуди не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для ребят.
Баба Яга: Ну что, ребята, готовы? Команды в сборе?

Кот срывает жёлуди с дуба и читает первое задание.
Кот: Чтобы в сказку нам попасть нужно очень много знать. А ваши знания оценит справедливое жюри. При каждом правильном ответе команда заработает 1 балл.
А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
Сколько жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)
Как звали царя, подслушавшего мечты трёх сестриц? (Салтан)
Кто совершал чудеса на острове Буяне? (царевна Лебедь)
Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездочёт)
Что «так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь» (яблоко)
Предмет, который доставил на остров царицу с сыном? (бочка)
Какую работу выполнял Балда на подворье попа? (повар, плотник, конюх)
Кого спрашивал Елисей о том, где его невеста? (солнце, месяц, ветер)

Баба Яга: Ну, вижу, вижу, что умные! Но это легкое задание было, вот вы и победили! А теперь попробуйте угадать, что в моём волшебном мешке?
Я буду показывать вам сказочные предметы, а вы назовите из какой они сказки?

(зеркало, орех, невод, веретено, рыбка, петушок, яблоко, верёвка)

Баба Яга: Подумаешь, сказки назвали! Давай-ка, Кот, готовь следующее задание.
Кот: Я им сложнее задание припас. Мне нужно 3 человека для участия в конкурсе. Перед вами слова. Составьте, полное название сказки о царе Салтане. (сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре)
А пока проведем конкурс болельщиков. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать. Готовы? Поехали

Конкурс болельщиков
(проводит Новикова С., Байрагдарова Х.)

1. В "Сказке о попе и работнике его Балде", Балда говорил:
"Ты бесенок еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было бы лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата..."
Кто этот брат?
Ответ: Зайка.

2. Какую плату назначил Балла за свою работу у попа?
Ответ "...в год за три щелчка полбу..."

3. Как звали сына царя Салтана?
Ответ: Гвидон.

4. "...белочка при всех
Золотой! грызет орех.
Изумрудец вынимает.
А скорлупку собирает,
Кучки разные кладет
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе..."
Что пела белочка?
Ответ: "Во саду ли, в огороде"

5. Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала?
Ответ: "Хочу быть владычицей морскою
Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая..."
6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?
Ответ: "Что тебе надобно старче?" -
"Смилуйся государыня рыбка!.."

7. Кто в "Сказке о мертвой царевне..." подсказал Елисею, где ему искать невесту?
Ответ: Ветер.

8. Как звали пса, который жил у семи богатырей?
Ответ: Соколко.

Кот: Ну, что ж, а мы проверим, как ребята справились с заданием.
Баба Яга: Молодцы, мне кажется, что кто-то к нам спешит.
Входит Печкин
Играет музыкальная композиция « Простоквашино »
Баба Яга: Товарищ, вы случайно сказкой не ошиблись?
Печкин: Гражданочка, я еле добрался! Велосипед по дороге сломался, а на сказочный поезд я чудом успел. Так по адресу всё сходится? Куда: Школа №3, кому: ученикам 5-х классов, любителям пушкинских сказок.
Кот: И что же вы здесь забыли, Печкин?
Печкин: Да чего только тут для вас нет!? Например, газета «Волшебные известия» выпуск 1. Сказочные объявления. Я их сейчас зачитаю, а команды пусть угадывают кто автор объявлений.

Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей. (Балда)
Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя – 10 тыс. руб., черно-бурые лисы – 5 тыс. руб., донские жеребцы – 20 тыс. руб., чистое серебро – 15 тыс. руб., злато – 30 тыс. руб. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! (Сказка о Салтане)
Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето свою горницу в аренду. В горнице имеется: кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. (О мёртвой царевне)
Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы, излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий (О Салтане)

Печкин: Ай, да молодцы! А у меня ещё для вас телеграммы есть. А вы угадайте, кто их прислал.

"Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна"
Ответ: Вторая сестрица. ("Сказка о царе Салтане".)
2. "Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна".
Ответ: Корабельщики (О Салтане).

3. "Не могу прибыть к нам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!"
Ответ: Балда ("Сказка о попе и работнике его Балде".)

4. "Очень жаль, приехать не могу: 'Горе мне! Попались в сети oбa наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!'
Ответ: Царь Дадон ("Сказка о золотом петушке".)

5. "Приехать никак не могу: "Пуще прежнего старуха вздурилась".
Ответ: Старик ("Сказка о рыбаке и рыбке".)

6. "Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне
обидно!"
Ответ: Молодая царевна ("Сказка о мертвой царевне".)

Печкин: Хорошо с вами! Да надо мне спешить в другие сказки почту доставить.
Баба Яга: Не торопись, Печкин! Успеешь.
Кот: Ты лучше посмотри, какой мы командам кроссворд приготовили!

Кроссворд «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (Апакина Инесса, Малыгин Артем)
1. Любимый собеседник мачехи (зеркало)
2. Что царевна вынесла Чернавке? (хлеб)
3. Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? (семь)
4. Как звали пса? (Соколко)
5. Жених царевны (Елисей)
6. Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? (сосна)
7. Что видела в окно царица, ожидая мужа? (снег)
8. Что было в яблоке? (яд)
9. Кто помог Елисею разыскать невесту? (ветер)
Слово учителя: Вы так замечательно знаете сказку, а можете рассказать, как была написана сказка?
Яненко Маша (историческая справка)
За вольнолюбивые стихи, призывающие к свободе, молодого Пушкина отправили в ссылку. Два с лишним года прожил Пушкин в Михайловском. Выезжать оттуда ему было запрещено. Всё это время вместе с ним была только старушка – няня. Долгими зимними вечерами под завывание бурь и шум снежных вихрей Арина Родионовна, пытаясь отвлечь любимого Сашеньку от тоски да грустных мыслей, как в детстве, пела ему русские песни да рассказывала сказки. А Пушкин принялся записывать их со слов няни. Так появились эти прекрасные сказки.
Итог урока.
Заключительное слово.
Николаенко Кристина:
1.В сказках все бывает, В сказках чудеса: Спящая царевна, Девица – краса, Золушки и принцы, Ведьмы, короли. Чудо совершится, если Веришь ты.
Юрченко Анастасия: 2.Мертвая царевна Проснулась не спроста, Ей людская верность Счастье принесла, Потому что миром Правит доброта, Людям помогает Светлая мечта.
Постников Константин: 3.Сказка нас научит, Зло как победить, Как с врагами сладить, Счастье как добыть, Нам всегда помогут Добрые друзья. Будут рядом биться Верные сердца.
Понравился урок? Какую оценку вы бы себе сегодня поставили?

Рисунок 115