Конспект занятия по экспериментированию с использованием технологий ОТСМ — Триз в старшей группе. «Детская лаборатория дружбы»


Конспект занятия по экспериментированию с использованием технологий ОТСМ - Триз в старшей группе.
«Детская лаборатория дружбы»
Воспитатель: Курчатова Н. В.
Программное содержание: Познакомить детей с явлением смачивания через моделирование маленькими человечками
Провести опыты с водой и узнать с кем дружат МЧ воды.
Развивать любознательность, исследовательские навыки.
Материалы и оборудование: Магнитные доски с портретами МЧ, вода, масло, свечи, бумажные самолетики, краски.
НОД
Восп. Посмотрите ребята у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. А сейчас обратите внимание на доски, там нам кто-то оставили свои портреты. Чьи это портреты? Портреты маленьких человечков.
А сейчас ребята мы с вами отправимся, в детскую лабораторию дружбы и я возьму с собой того, кто назовёт какие маленькие человечки изображены на портретах.
Дети по очереди называют портреты маленьких человечков и садятся на стулья.
Ребята скажите мне как нужно вести себя в лаборатории? (ответы детей)
А давайте вспомним как ведут себя маленькие человечки.
Поиграем в игру: «Мы не скажем, но покажем»
Дети встают со стульчиков, воспитатель называет маленьких человечков, а дети встают так как молекулы расположены в веществах.
(Человечки твёрдых веществ, человечки жидкого состояния, человечки газообразного состояния, вода, дерево, туман и т. д.)
Восп: Молодцы ребята! Все человечки живут в разных веществах, в разных домиках. Но вот беда у нас в лаборатории все домики перепутались. Давайте каждому человечку найдем свой домик.
Дети берут карточки с картинками и вешают их на против портретов МЧ
А сейчас давайте сыграем в игру «Молекулы». А молекулы у нас что делаю? правильно двигаются.
Подвижная игра «Молекулы»
Дети свободно бегают по игровому полю. Когда преподаватель крикнет: «Четыре!» –игроки должны образовать группы по 4 человека «Молекулы». Последнее число воспитатель называет два.
Ну, вот ребята мы с вами и поделились на пары. Каждая пара подходит к своему лабораторному столу.
Дети подходят к столам.
Ребята, а вы умеете дружить (ответы детей)
А как вы думаете маленькие человечки в разных веществах умеют дружить? (ответы детей)
А вот это мы с вами сейчас и узнаем.
Опыты:
Вода + бумага.
Берем самолетик, из какого материала сделан? Правильно из бумаги. Помещаем его в воду, что происходит с ним – он становится мокрым – значит человечки бумаги подружились с человечками воды.
Вода + свечка.
Наливаем на свечу немного воды, вода впиталась в свечку? – нет, она наоборот свернулась в капельки – значит человечки свечки не подружились с человечками воды.
Вода + краска.
Кисточку опускаем в краску и опускаем в стакан с водой. Краска растворяется в воде, значит человечки краски подружились с человечками воды.
Вода + масло (подсолнечное)
Смешиваем пол стакана воды и пол стакана масла. Масло растворилось в воде – нет – значит человечки масла не подружились с человечками воды.
Ребята, а что нужно сделать чтоб человечки масла подружились с человечками воды? Нужно позвать помощника, жидкое мыло.
Морфологическая таблица.
После каждого опыта дети подходят к морф таблице и ставят карточки с МЧ в соответствии с картинкой опыта.