Конспект литературного досуга в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского с Бармалеем»

Конспект литературного досуга в старшей группе

Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского с Бармалеем»
Образовательная область: Чтение художественной литературы
Интеграция ОО: «Познание», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура»
Возраст: 5-6 лет
Форма организации: групповая
Цель: Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о творчестве К.И.Чуковского.
2. Развивать слуховое восприятие, внимание помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в инсценировках.
3. Закрепить потребность в чистоте и аккуратности, формировать привычку к здоровому образу жизни.
4. Развивать эмоциональный интерес к творчеству К.И.Чуковского.
5. Формировать уверенность в себе и своих возможностях.
6. Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
7. С помощью различных специально созданных ситуаций способствовать формированию сострадания к героям произведения.
Предварительная работа:
Чтение произведений К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций, организация в группе мини-библиотеки «Книги К.И.Чуковского». Совместное творчество детей и родителей.
Оборудование:
1.Портрет К. И. Чуковского
2.Карта Бармалея «Сокровища»
3. Два тазика с водой (в одном вода с пеной, в другом чистая вода)
4. Полотенца для посудки
5. Детская посудка, кухонная утварь
6. Градусник для доктора Айболита
7. «Грязня» посуда для Федоры
8. Бинокль для Бармалея
9. Спички («Краденое солнце»)
10. Для «Мойдодыра»: мыло, мочалка, полотенце, зубная щетка, расческа
11. Фонарик
12. Сундук с золотыми дукатами, книжками К.И.Чуковского и подарки для гостей и детей
13. Разноцветные метки-подсказки. (магнитики)
Действующие лица: 1. Бармалей ведущий 2. Федора 3. Доктор Айболит 4. Мойдодыр
Ход занятия Вступительное слово воспитателя.
Звучит музыка. В зал врывается Бармалей.
Бармалей : Куда это я попал? Что мне делать, как мне быть, как сокровища открыть? Обращает внимание на детей.
Бармалей: Здравствуйте дети!
- Я известный Бармалей «Гроза морей», отправляюсь в кругосветное путешествие за сокровищами и набираю отважных путешественников, которые не боятся трудностей и приключений! Есть здесь такие?
Дети Да!
Бармалей: Но не всё так просто! Надо преодолеть много препятствий. Вы готовы?
Дети: Да! Мы сильные сильные, умелые!
Бармале: Ну это мы ещё проверим! Обращает внимание на портрет К.И.Чуковского
Бармалей: А кто это на фотографии?
Дети: Это известный детский писатель К.И.Чуковский. Он написал много интересных сказок для детей.
Бармалей: А какие сказки К.И.Чуковского вы знаете?
Игра «Чудо - дерево»
Героев сказок нашли, но они оказались немного рассеянными и потеряли предметы из своих сказок. Но что это за чудо-дерево мы видим? И что на нём растет? Точно как в стихотворении Чуковского:
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет
Не листочки на нём, не цветочки на нём
А чулки да башмаки, словно яблоки
Да здесь не только чулки да башмаки, а много разных предметов. Давайте найдем предметы из сказок нашего писателя и вернем их в свою сказку: можно вспомнить строчку из сказки с предметом, который вы найдёте.
Подушка «И подушка, как лягушка ускакала от меня» (мальчику из «Мойдодыра»)
Мыло «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса» (мальчику из «Мойдодыра»)
Блюдце «А за ними блюдца, вдоль по улице несутся» (убегают от Федоры)
Монетка «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» (мухе из сказки «Муха – цокотуха»)
Телефон «У меня зазвонил телефон» (дяденьке из сказки «Телефон»)
Перчатки «А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? (зайчаткам из сказки «Телефон»)
Мочалка (И мочалку словно галку проглотил) крокодил проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»
Банка варенья. «Бабочка – красавица, кушайте варенье! Или вам не нравится наше угощенье?» Муха-цокотуха угощала Бабочку вареньем.
Калоша - Пришли мне дюжину новых калош«Телефон»
Чайник - Вот и чайник за кофейником бежит «Федорино горе»
Сито - Скачет сито по полям «Федорино горе»
Самовар – Пошла муха на базар и купила. « Муха-цокотуха»
Бармалей Ух, каие умные дети, молодцы! С первым заданием справились. Я приглашаю вас в путешествие! Пауза
Бармалей: Мои отважные моряки, вам не кажется, что кто-то плачет. Фу, не люблю нытиков. Раздаётся звон посуды
Входит Федора, плачет, от неё «убегает посуда» (кастрюля, поворешка, кружка связаны поочередно тонкой леской. За миску тайком тянут связку посуды перед Федорой). Федора плачет (неопрятная)
Бармалей Ты чего ревёшь, сырость разводишь?
Федора: Ох, беда, беда,
Неприятности средь бела дня,
От меня ушла подушка
Ускакала простыня, и посуда
Убежала от меня.
Бармалей: Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали?
Дети: Так это же Федора из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»!
Федора: Правильно . . .
Ох я бедная Федора у меня случилось горе
Что мне делать, как мне быть как посуду возвратить?
Бармалей: Ох ты и грязнуля, я помогать тебе не буду!
Спрашивает у детей: А вы будете? Вам её жалко?
Дети: Жалко бедную Федору, ведь у неё случилось горе!
Бармалей: Но я бы её не взял с собой в путешествие. А знаете почему?
Дети: Почему?
Бармалей: А вы бы стали кушать из грязной посуды? Конечно же нет! Давайте, так и быть поможем Федоре.
Проводится игра: «Помоги Федоре помыть посуду»
Федора: Спасибо вам друзья! Уж не буду я посуду обижать.
Буду, буду я посуду и любить и уважать.
За вашу помощь за доброту я вам юнные мореплаватели, дам метку подсказку. Федора уходит.
Бармалей: Ура, ура, ура! Мы добыли еще одну подсказку. Теперь мы знаем, куда идти. Вперед, за мной, за сокровищами!
Звучит музыка. Входит доктор Айболит.
Доктор Айболит: Здравствуйте, дети! А вы знаете, из какой я сказки?
Дети: Да это же доктор Айболит!
Доктор Айболит: Я то самый Айболит, что всех излечит, исцелит!
Но вас я встретил не затем чтоб ставить градусники всем: Тани, Кати, Пети, Вовы - здесь, надеюсь, все здоровы
Дети: Здоровы!
Доктор Айболит: Куда же вы пойдете, друзья мои? Дети объясняют цель похода.
Доктор Айболит: Очень жаль, но я не могу вас отпустить.
Бармалей: Это ещё почему?
Доктор Айболит: Мне необходимо убедиться, что все дети здоровы и сильны. Как вы кушаете? Делаете ли вы зарядку? Дети отвечают на вопросы доктора Айболита.
Бармалей: А мы тебе сейчас покажем и расскажем.
Проводится двигательно-речевая игра «Робин-Бобин-Барабек» («Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек. Скушал сорок человек. Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией. И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом. И быка. Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык». И кривого мясника. Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо - «кривой мясник». И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге». И дугу. Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга». И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла». И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи». Скушал церковь. Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви». Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома». Скушал кузню с кузнецом. Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову. 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений. А потом и говорит: Разводят руки в стороны. - У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.
Игра - викторина по сказке Айболит (К.И.Чуковский)
1. Зачем к Айболиту пришла лиса?
а) она съела ядовитую ягоду б) она попала в капкан в) ее укусила оса
2. Что случилось с зайчонком?
а) он упал с велосипеда и разбил коленку б) он упал с высокого пня и сломал ножку в) он попал под трамвай и ему перерезало ножки
3. Что написал в телеграмме для Айболита гиппопотам?
а) что все малыши в Африке заболели б) что малыши приглашают доктора Айболита на праздник здоровья в) что он приглашает Айболита совершить путешествие по реке Лимпопо
4. Кто перевез Айболита через море?
а) дельфины б) кит в) морская черепаха
5. Кто помог Айболиту преодолеть высокие горы?
а) коршуны б) орлы в) беркут
6. Каким волшебным лекарством лечил Айболит тигрят и верблюжат?
а) манго-манго б) гоголем-моголем в) чупа-чупсами
Доктор Айболит: Молодцы! Вот вам следующая подсказка, я бы с удовольствием продолжил путешествие, но не могу. Мне пришла телеграмма (читает):
«На острове Чунга-Чанга началась страшная ветрянка». Мне нужно срочно туда! До свидания! Доктор Айболит уходит.
Бармалей берёт подсказку-метку, можем продолжить наше путешествие, для этого нам мы должны отгадать из каких сказок Чуковского эти вещи?
Бармалей: Ну ладно, отдохнули и в путь, на поиски сокровищ.
Звучит музыка. Входит Мойдодыр.
Мойдодыр: Я великий умывальник знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник и мочалок командир
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам стыд и срам!
Здравствуйте, а куда вы путь держите?
Бармалей: Здравствуйте Мойдодыр!
Среди нас нет ни грязнуль, ни трубочистов. Вся моя команда любит умываться, чистить зубы. А ищем мы сокровища. Нет ли у тебя для нас подсказки?
Мойдодыр: Есть, но сначала отгадайте мои загадки, Бармалей помоги мне.
Игра «Загадки от Мойдодыра»
Бармалей загадывает загадки, а Мойдодыр показывает отгадки.
1. Костянная спинка
Жесткая щетинка
С пастой мятной дружит
Нам усердно служит (зубная щетка)
2. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
А зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей (расческа)
3. Ускользает, как живое
Но не выпущу его я
Дело ясное вполне
Пусть отмоет руки мне (мыло)
4. Вафельное, полосатое
Гладкое и мохнатое
Всегда под рукою,
Что это такое (полотенце)
5. Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит
На себя я труд беру -
Пятки, локти с мылом тру (мочалка)
Мойдодыр: Молодцы! А теперь я предлагаю поиграть в игру «Чистюля».
Игра с Мододыром Чистюля
(Играет музыка, дети бегут по кругу, в центре которого находятся разные предметы, в том числе и предметы гигиены. По окончанию музыки дети должны выбрать только те предметы, которые нужны для гигиены).
Мойдодыр: Молодцы! Порадовали вы меня. Получайте свою подсказку!
Бармалей: Мои юнные мореходы, что-то мы еще забыли, ведь К.И.Чуковский писал не только сказки, стихи а еще что?
Дети: Загадки!
Бармалей: А теперь давайте проверим наших гостей и загадаем им загадки, которые написал К.И. Чуковский.
Загадки зрителям
Дети загадывают гостям загадки К.И.Чуковского.
Мудрец в нем видит мудреца
Глупец глупца,
Баран барана,
Овцу видит в нем овца,
И обезьяну обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя увидел неряху лохматого. (зеркало)

На малину налетели,
Поклевать ее хотели
Но увидели урода -
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки (чучело огородное)

Вот иголки и булавки
Выползают из под лавки.
На меня они глядят
Молока они хотят ( ёж)

Паровоз без колёс!
Что за чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл -
Прямо по морю пошёл! (пароход)

Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое (яйцо и цыпленок)

Алые двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей
И мясо и хлеб - всю добычу мою
Я я радостью этим зверям отдаю (рот и зубы)
Конкурс 3 героев
Бармалей: Спасибо, уважаемые гости, Вы нам очень помогли. (В сухом бассейне зажигают фонарик)
Бармалей: А что это там за огонек, вперед за мной!
Дети вместе с Бармалеем подходят к маячку. Бармалей предлагает поискать сокровища. Дети находят сундук.
Бармалей: Сокровища, как я люблю сокровища!
Открывает сундук, достает «золотые дукаты» (конфеты в форме монеток), радуется.
- Люблю золото!
- Но я понял, пока с вами путешествовал, что не все сокровище что блестит. А есть еще получше золота и сокровищ.
Достает из сундука книги К.И.Чуковского и дарит их детям.
Бармалей: А давайте отблагодарим за помощь наших гостей и подарим им вот эти эмблемы.
Дети дарят гостям эмблемы детского сада.
Бармалей: Спасибо мои маленькие путешественники. Вы мне очень помогли преодолеть все препятствия в поисках сокровищ. До новых встреч, до новых путешествий! Любите книгу, ведь она самый лучший друг!
Бармалей уходит.
































15