Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР, НОДА на лексическом материале Транспорт


Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с НОДА по развитию речи на лексическом материале «Транспорт»
Программное содержание:
I. Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о транспорте. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.
II. Развивающие задачи: уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: воздушный, водный, наземный. Закреплять употребление приставочных глаголов. Учить работать в паре с использованием психогимнастики, через упражнение « Насос и мяч».
III. Воспитательные задачи: воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме; беседы, рассматривание иллюстраций, проведение пальчиковых гимнастик.
Ход занятия:
1. Организационный момент
– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку:
Дом по улице идёт,На работу всех везёт.Не на курьих тонких ножках,А в резиновых сапожках. (Автобус)
2. Артикуляционная гимнастика
Чтобы транспортное средство поехало, его нужно завести, а чтобы завести, его нужно подготовить. Так и наш рот. Чтобы хорошо говорить, а дальше нам нужно будет рассказывать, нужно сделать зарядку для язычка.
– «Дверь». Водитель открывает дверь (широко открыть рот), закрывает (закрыть). Повторить 3 раза.
– «Лопатка». Сел водитель – язычок в машину и смотрит вперед (открыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу, подержать).
– «Часики». Решил водитель протереть стекло и включил дворники (открыть рот и водить кончиком языка из одного уголка рта в другой).
– «Дятел». Повернул водитель ключ, а мотор еще холодный и не заводится, а только «говорит» ддддддд (приоткрыть рот и четко произнести ддддд).
– «Моторчик». Наконец-то мотор прогрелся и завелся ррррррррр (порычать).
3.Показ презентации [ http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/06/16/prezentatsiya-transport ]
Наш автобус отправляется в путь и следующая остановка «Называй-ка»:
Транспорт: воздушный, наземный, водный. Для чего нужен транспорт? (Чтобы перевозить людей и грузы) Профессии людей, которые водят: Машины – водитель, шофёр; Поезда, электрички – машинист. Наземный транспорт: Что там мчится и шипит; И колёсами стучит:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я по рельсам лечу. (Поезд)Где встречается такое, Что земля над головою? (Метро)Пьёт бензин, как молоко, Может бегать далеко,
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма
– По прямым стальным дорожкам; Ходят разные дома. (Трамвай)По асфальту едет дом, Ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи – Он без них не может. (Троллейбус)Воздушный транспорт: Кто управляет самолётом? Где приземляются самолёты? Крыльев нет, Но эта птица; Полетит и прилунится.(Ракета) Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет. Что такое? (Самолёт)Трещит, а не кузнечик, Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь. (Вертолёт)Водный транспорт:Кто управляет кораблём? Куда приплывают корабли? На море, в реках и озёрах Я плаваю, проворный, скорый .
Среди военный кораблей известен лёгкостью своей.(Катер) Сначала дерево свалили, Потом нутро ему долбили ,
Потом лопатками снабдили И по реке гулять пустили. (Лодка)Маленькая лошадка. Сто человек перевозит. (Пароход)От ветра он не прячется, А грудь подставив, катится. (Корабль)Под водою дом плывёт, Смелый в нём народ живёт,
Даже под полярным льдом Может плавать этот дом. (Подводная лодка)Плывёт белый гусь – Брюхо деревянное, Крыло полотняное. (Яхта)
4. Разрезные картинки
Мы продолжаем путешествие и прямо на нашем пути остановка «Собирай-ка». - Посмотрите у вас в  конвертах разные части транспорта, вырезанные из картона. Ваша задача, прикладывая разные элементы, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. (Например, это машина, у неё есть кабина, колеса, фары).

5. Остановка «Употребляй-ка » (работа с макетом города)
Машина из гаража …(выезжает). Машина вокруг гаража … (объезжает). Машина к мосту … (подъезжает). Машина с моста …(съезжает). Машина перекресток …(переезжает). Машина со стоянки … (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).
На улице нашей
Машины, машины. 
Машины-малютки, 
Машины большие. 
Спешат грузовые, 
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
— Эй, машины, полный ход!
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю. Дети двигаются из одного конца группы в другой, 
держа в руках воображаемый руль.
Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.
Маршируют
6. Физкультминутка «Машины».

7. Игра «Насос, мяч » (психогимнастика М.Чистяковой )
Веселое путешествие продолжается, на пути остановка «Отдыхай-ка».
- Ребята выходите из автобуса пора поиграть на полянке
Играем парами. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище после третьего мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются ролями
9. Остановка «Подбирай-ка». (работа с карточками)
- Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит.
   Машина                                                    аэропорт
Корабль                                                    гараж
Самолёт                                                    вокзал
Поезд                                                    порт
                                           
10. Итог занятия.
Остановка «Улыбнись-ка»
– Вот и подошло наше путешествие к концу, скажем друг другу добрые и ласковые слова. – Вы сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за занятие!