Статья Роль спецкурса по русскому языку про подготовке к ГИА

Роль спецкурса при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку в 9 классе.
И.А.Волобуева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9 г.Холмска Сахалинской области.
Каждому выпускнику 9 класса по окончании учебного года предстоит ответственное и серьёзное испытание – сдача экзамена по русскому языку. Отметка будет отражена в аттестате об основном общем образовании, учтена при переходе в 10 класс или при поступлении в другое учебное заведение (колледж, техникум и т.д.). Это и прекрасная тренировка перед более сложным экзаменом - ЕГЭ в 11 классе. Помимо успешной сдачи ГИА, задачей любого педагога-словесника является воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей устной и письменной речью, личности компетентной. К сожалению, на изучение русского языка в 9 классе отводится всего 2 часа в неделю, в результате у учеников остаётся много вопросов, требующих безотлагательного решения.
Один из выходов в данной ситуации – введение спецкурса «Трудности русского языка», рассчитанного на 1 час в неделю. Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
писать изложения и сочинения разных видов;
читать текст и анализировать его содержание;
выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.
Задачи спецкурса:
систематизация, расширение и углубление знаний, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
совершенствование умения излагать учебный текст;
совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Курс состоит из трёх модулей: 1-методика обучения написанию сжатого изложения, 2-методика обучения написанию сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и на тему, связанную с анализом текста, 3-языковые нормы. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии и в первой половине II полугодия. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во вторую половину II полугодия, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Начинать работу спецкурса необходимо с создания методической базы, куда входят печатные издания типовых тестовых заданий, тесты, тренажёры, раздаточный материал, информационные технологии, презентации и т.д. К каждому занятию пересматриваю большой объём литературы: КИМы, справочники, материал из открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Создаю «Папки для подготовки к ГИА». Тесты, таблицы, памятки, словарные статьи – хорошие помощники для ребят. Данная форма работы помогает систематизировать материал и облегчает работу с отдельными учащимися, которые осваивают материал на разном уровне.
Считаю необходимостью информировать родителей о предстоящей работе, определить их роль и объем помощи детям в ходе подготовки к ГИА; ознакомить с моделью экзамена, требованиями к знаниям и умениям по русскому языку, предусмотренными стандартами образования. Поэтому в начале года обязательно прихожу на родительское собрание.
Вводные занятия начинаю с анализа результатов экзамена предыдущих лет, выявления проблем, составления перспективного плана с учетом индивидуальных способностей и подготовленности детей. Обязательно знакомлю с демоверсией текущего года, кодификатором, спецификацией, критериями оценивания заданий 1 и 15.1, 15,2, 15.3.
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть (повторяем правила, изучаем трудные случаи правописания, определяем этапы создания текста, вспоминаем или изучаем лингвистические термины, формулируем этапы создания текста, клише) и практическую (выполняем различные упражнения, помогающие сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, составляем план, таблицы, схемы и т.д.). В ходе работы активно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы и различные приемы и виды работ, элементы разных педагогических технологий, направленных на осуществление личностно-ориентированного подхода. Главное – не превратить подготовку к экзамену в элементарное натаскивание по предмету. Считаю, что важно выбрать оптимальные методические приемы выполнения заданий каждой части экзаменационной работы, которые позволяют учащимся осмысленно выполнить задания, проверить сформированность у них универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется работе со словарями, различными схемами, алгоритмами, моделями, памятками – образцами.
Хорошо проявила себя простая методика, в основе которой алгоритмы рассуждения. В ней можно выделить несколько шагов:
Шаг 1. Вспоминаем теорию Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка.
Шаг 2. Создаем алгоритм решения заданий. Выстраиваем последовательность действий. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику.
Шаг 3. Слушаем друг друга. Решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Школьники, слушая ответы и работы друг друга, должны объективно оценивать свои и чужие знания.
Шаг 4. Работаем самостоятельно. Девятиклассники без чьей-либо помощи после подготовительных этапов пробуют осилить задания с кратким ответом, а также изложения и сочинения.
Девятиклассники ведут отдельные тетради для спецкурса, в которых собирают весь материал, решают тесты, учатся писать изложения и сочинения. Оцениваю творческие работы и по пятибалльной школьной шкале (по общепринятым «Нормам оценок), и по критериям оценивания заданий 1 и 15. Конечно, для учителя это большая нагрузка, тем более что спецкурс оценивается «зачёт» или «незачёт».
Контроль уровня сформированности по освоению знаний осуществляется на разных уровнях: текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии); промежуточный (проводится после каждого модуля); итоговый (в конце курса).
Работы детей анализирую после каждого тестирования, создания собственного текста, составляю индивидуальную картотеку ошибок Каждый ученик отслеживает уровень своей личной подготовки к сдаче экзамена. Технология мониторинга, где отражается динамика индивидуальных результатов и общего результата класса, дает возможность учителю осмыслить эти результаты, скорректировать работу, составить индивидуальный план по подготовке девятиклассников к итоговой аттестации.
Таким образом, наряду с обычными уроками русского языка, самостоятельной подготовкой учеников, интернет-ресурсами, спецкурс в 9 классе помогает создать развивающую среду, направленную на выполнение всех актуальных учебных задач. Учитель обеспечивает условия для взаимовыгодного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Один из результатов изучения данного курса – системная подготовка к ГИА. Как сказал А.Дюрер:
«Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него».
15