М.М. Пришвин «За волшебным колобком». Урок с применением технологии «Сказкотворчество». 8 класс

Текстоцентрический подход к развитию и совершенствованию способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации учащихся
М.М. Пришвин «За волшебным колобком». Урок с применением технологии «Сказкотворчество». 8 класс
Н.В.Королева, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №20 г.Кирова

В условиях действительности, стремительно меняющейся на глазах школьников, в процессе становления капитализированных отношений в обществе воспитание самостоятельной, творческой, конкурентноспособной личности признается одним из ведущих приоритетов модернизации российского образования. В этой связи вопросы социальной адаптации учащихся, формирования коммуникативной компетентности школьников становятся все более актуальными. Роль уроков русского языка и литературы в процессе социализации личности неоспоримо высока и определяется спецификой этих предметов. Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку и литературе способствует успешной социализации личности, т.е. социальной адаптации.
С помощью языка ребенок познает окружающий мир, перенимает, присваивает опыт поколений, вбирает в себя человеческую культуру, познает самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения, иными словами, социально адаптируется (социализируется).
Целью процесса развития и совершенствования речевого взаимодействия является не просто усвоение фонетических или лексических особенностей родного языка либо проблематики повестей или романов, изучаемых на уроках литературы, но расширение и усложнение интеллектуальных ресурсов личности, развитие ее неповторимой субъективности средствами языка и литературы.
Поскольку в современном уроке русского языка и литературы текст выступает основной единицей общения, уроки призваны стимулировать речевое развитие личности и умение этой личности определять коммуникативные намерения автора того или иного текста, в том числе текста художественной литературы.
Очень действенным, эффективным в решении поставленных задач является применение технологии сказкотворчества. Сказку в этом случае рассматриваем как средство формирования социального опыта. Особую значимость приобретает эта технология при изучении классических произведений литературы. Прием помещения классических литературных героев в сказочные рамки позволяет развивать креативное мышление школьников 5-7 классов, критическое мышление 8-9-тикласников, позволяет создавать авторские интерпретации текстов учащимся 10-11 классов.
Урок фантазии и творчества по произведению М.М.Пришвина «За волшебным колобком» ( Из записок на крайнем севере и Норвегии) актуален как в свете уже обозначенных проблем, так и в рамках объявленного Года молодежи, антиалкогольного воспитания учащихся. Как показывает опыт, сильнейшее впечатление на учеников производит очерк о лопарях, малом народе, бесконечно талантливом, но вымирающем по причине пьянства.
Классная доска оформляется цитатами из произведения, статей критиков о творчестве М.М.Пришвина, высказываниями самого писателя .
Каждый под влиянием искусства поднимает голову повыше, разделяя с автором чувство победителя: в этом и состоит мораль искусства и его полезность.(1824)
Сказка – это связь приходящих с уходящими.(1937)
И нет ничего в природе такого прекрасного, чего бы не было в человеке самом – это поле битвы добра и зла, и человек только тем и человек, что борется со злом и через борьбу становится победителем. (1941)
Добро, любовь, красота венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. (1938)
Душа писателя «мирская чаша», в которой есть пища для всех вокруг. (1938)
Мое занятие – этнография, изучение жизни людей. Почему бы не понимать его как изучение души человека вообще? Все эти сказки и былины говорят об общечеловеческой душе. Нет, я имею перед собой не национальную душу, а всемирную.
Пришвин – патриот своего Отечества, он любит свой народ. Но это не мешает ему критически изображать недостатки русского национального характера. (В.Солоухин)
Александр Блок отозвался об очерках: «Это, конечно, поэзия, но и еще что-то. Поиск ПРАВДЫ-ИСТИНЫ»
Также доска оформляется фотографиями, сделанными М.М Пришвиным во время путешествия по северному краю: «Клюквенные бабы», быт лопарей.
Спланировать данный урок можно по нижеприведенной схеме.

Название этапа
Работа с текстом
Формы организации деятельности учащихся.

«Благоприятное начало»
Корзина с булочками-колобками, корзиночки с клюквой.
Сообщение ученика о Пришвине-путешественнике, Пришвине-учителе
Класс делится на группы.
Задание: каждая группа придумывает и дарит другой группе «добрый знак»: предмет, помогающий в пути.

«Вхождение в сказку»
«Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей Каурки».
Наша задача – отправиться вслед за колобком по строкам произведения, собрать воедино все сказочные мотивы, а в конце пути добраться до ИСТИНЫ
Выполнение заданий в сигнальных картах.
Разработка проекта выступления группы.
«Словесная дуэль» - защита своего проекта.

Сказочная интерпретация текста очерков
Поиск Истины.
Какое Зло пустило корни на северной земле?
Мифическое или реальное?
Учащиеся отвечают на проблемный вопрос, адаптируя героев в современном мире.

Формирование нравственной позиции.
Почему душа писателя «мирская чаша»?
Дискутирование на заданную тему.
Доказательства – цитаты из очерков.

Мотивация выбора. Обобщение.
Как победить Зло, как помочь обрекающим себя на вымирание лопарям, как помочь русским, живущим в северном крае?
Нужна ли сказочная помощь нам, современным русским?
Можем ли мы одолеть Зло все вместе?
Групповая работа – создание мини-проекта. Чтение своего авторского окончания одного из очерков сборника.

Вывод.
Очерк «Кильдинский король» Способ победы человека над своими пороками и недостатками.
Вот она страна «без названия и адреса», страна счастья
Совместная работа групп под руководством учителя над интерпретацией текста.
Завершение работы в сигнальных картах.
Презентация проектов окончаний сказок.

Итог
Вечность разговора об Истине.
Созвучие проблем, обозначенных автором, современным трудностям.
Задание. Доработать и проиллюстрировать свои сказки газетными статьями.



Сигнальная карта раздается всем ученикам, содержит вопросы и предусматривает ответы на них.
Например, к данному уроку сигнальная карта может быть составлена следующим образом.
1. Запишите коротко, с какой целью М.М.Пришвин отправился на север страны?___________________________________________________________________
2. Вспомните какую-нибудь цитату из сказки, которая была бы напутствием в нашем путешествии__________________________________________________________
3.Выберите из 1 части примеры сказочных мотивов. К каждому очерку сборника подберите подходящую цитату с доски. (На доске записаны цитаты из очерков сборника)
________________________________________________________________
4.Что подчеркивает обилие сказочных мотивов?
________________________________________________________________

5. Очерк «Марья-Моревна». Чем героиня похожа на сказочную девушку?
_______________________________________________________________

6. Очерк «Река Нива и озеро Имандра». Выпишите тропы, использованные в очерке. __________________________________________________________________
7. Очерк «Олений остров». Можно ли сказать, что «королевство» лопарей чем-то напоминает сказочное? Чем именно, запишите.
_________________________________________________________________

8.Борьба Добра со Злом. Что беспокоит писателя в укладе жизни северных народов? Какое зло пустило корни? Мифическое или реальное?
_________________________________________________________________

9.Представьте,что автор попал в наши дни. Какие вопросы возникли бы у него к современному молодому поколению?
__________________________________________________________________
10. Придумайте окончание сказки.
___________________________________________________________________
Сегодня, когда размываются и теряют очертания прежде ясные характеристики русского народа, возможно, именно великая русская литература, одна только она, и является действительным паспортом нации (Л.И.Бородин)

Литература
Бердникова Л.М. Русский язык в системе развивающего обучения. Оренбург,1997.
Русских Г.А. Дидактические основы современного урока.- Москва Ладога-100,2001.
Эхина О.П. Использование приемов развивающего обучения на уроках литературы. Русский язык.-2001.-№18.-с.13-14.

Заголовок 115