Развитие одаренных детей в рамках деятельности детского объединения «Юный журналист»


Развитие одаренных детей в рамках деятельности
ДО «Юный журналист».
Из опыта работы педагога дополнительного образования
Цуриковой Е.В.
Декабрь 2015 года
Выявление, обучение и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи в настоящее время является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования. В связи этим возникает проблема создания в образовательных учреждениях условий для развития одаренных учащихся. Как показывает практика, это длительный процесс, охватывающий как учебную, так и воспитательную деятельность с обучающимися. В моем выступлении я представляю один из возможных путей развития одаренности детей через деятельность объединения дополнительного образования «Юный журналист».
Вовлечение учащихся в журналистскую деятельность, по моему мнению, действительно способствует решению одной из главных задач образования и воспитания – развития одаренных детей. Деятельность объединения осуществляется в соответствии с разработанной мною программой «Юный журналист», целью которой является формирование и развитие
интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики;
интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право);
умения самостоятельно приобретать и применять знания;
творческого мышления, познавательной активности;
способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля;
коммуникативных навыков.
Кроме того формирование нравственных качеств личности, социальной активности школьника, развитие гуманистического, демократического, диалогического мышления. Программа учит ребенка оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Программа ДО рассчитана на учащихся 5-11 классов, на 5 лет реализации, 2 часа в неделю. Содержание ее базируется на следующих важных принципах работы:
принцип развивающего и воспитывающего обучения;
принцип научности и интегративности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип учета возрастных возможностей.
Реализации указанной программы нацеливает педагога на овладение современными педагогическими технологиями (технологии и формы организации занятий приведены в Приложении 1).
На каждом занятии ведется работа по двум направлениям учебной деятельности.
Во-первых, на теоретической части занятия обучающиеся изучают основы журналистского мастерства, получают первоначальное представление о журналистской профессии, усваивают основы профессиональной культуры журналиста, осваивают навыки поиска информации в различных источниках, учатся не только собирать материал, но и систематизировать его, обрабатывать, редактировать. Такие занятия помогают подготовить обучающихся, грамотных в широком смысле слова, вооруженных навыками пользования устной и письменной речью. Умение изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания, приобретение необходимых практических навыков помогут им не только в годы обучения, но и в будущем.
Одним из достоинств организации работы в ДО с одаренными детьми можно считать также наличие преемственности между основным школьным и дополнительным образованием, отсутствие серьезного содержательного разрыва между ними. Связь между такими дисциплинами, как русский язык, культура речи, литература и основы журналистики, очевидна. Знания, полученные на уроках, расширяются, углубляются, практически совершенствуются на занятиях в ДО, в частности при создании текстов разных публицистических жанров. Помимо этого, в основе содержания программы лежат темы, которые не изучаются детьми ни на одном школьном уроке (например, «Верстка газеты», «Создание фоторепортажа»), но при этом представляют для них интерес, требуют активной работы с дополнительными источниками информации, самостоятельной практической работы. Все вышеперечисленное способствует развитию одаренных детей.
Во-вторых, в рамках программы во время практической части занятий дети имеют возможность закрепить свои навыки: они готовят публикации для школьного издания «Переменка», которая освещает все стороны школьной жизни. Кроме того, члены детского объединения выпускают местную информационно-просветительскую газету «В каждый дом», в которой можно прочитать и о школьной жизни, и об увлечениях взрослых и детей, и о судьбах ветеранов и старожилов хутора Ленина. Юные журналисты часть времени посвящают поиску и сбору информации: они берут интервью у учителей, учащихся школы, жителей поселения; ведут беседы, позволяющие узнать об интересных фактах жизни школы, отдельных классов и учеников; выполняют задания главного редактора, делают фоторепортажи, посещают мероприятия, о которых потом рассказывают в газете.
Взаимоотношения в ДО строятся на принципах демократизма, сочетания личного и общественного, управления успехом, коллективной ответственности, сочетания традиций и инноваций, перспективных целей, личностного и коллективного роста, взаимодействия взрослых и молодежи, толерантности.
Результатами обучения и развития учащихся в ДО, по моему мнению, являются следующие:
развитие академических, творческих, лидерских способностей школьников;
творческое самовыражение учащихся в выпусках газеты;
публикации статей в печатных изданиях;
качественное участие в конкурсах творческих работ.
Хотела бы остановиться на том, как работает образовательная программа на развитие одарённости ребят в детском объединении.
Календарно-тематический план образовательной программы построен так, что с каждым годом дети получают более углублённые знания. Так, например, в содержание первого года обучения включена тема «Формирование жанров журналистики». Даются первоначальные сведения о жанрах. Хочу показать, как эта тема интерпретируется в последующие годы обучения.
Второй год обучения: понятие о жанрах журналистики расширяются и углубляются. Вводятся понятия «Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон».
Третий год – «Журналистский текст». Ребята создают тексты различных жанров, развивают практические навыки, готовя материал для выпусков газеты – берут интервью, пишут репортажи, тренируются в создании заметок, обращают внимание на особенности отзывов, очерков и эссе.
Четвёртый год – жанры рассматриваются с точки зрения стилистики, даётся углублённое понятие стилей речи. Кроме того в центре внимания типы речи, их отличительные особенности. Проводится лингвистический эксперимент. Все эти сведения необходимы, так как на данном этапе дети начинают знакомиться с литературным редактированием, изучают виды правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Далее идёт детальное изучение жанров по принципу «от теории к практике». Например,
19 Репортаж 6 т пРепортаж как жанр. Метод наблюдения. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Признаки жанра. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж. 2 Практическая работа
Анализ расширенной заметки и репортажа;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему. 4

Пяты год – проектная деятельность, содержание разбито на два модуля.
Модуль № 2. Журналистский текст. Основные качества текста, ориентированного на читателя. Специфика текста для печатных СМИ. Текст на радио и на телевидении. Редактирование текста. Цель и форма журналистского высказывания. Общие представления о жанрах журналистики (комментарий, портретная зарисовка, журналистское расследование, пресс-конференция, брифинг, ток-шоу, телемост). По итогам двух модулей предусмотрена защита итогового проекта.
48.
49.
50.
51.
Жанры журналистики.
(Теория)
Моя публицистическая работа. Цель и жанр. (Практика)
Работа над проектом – создание газеты
(вёрстка газеты) (Практика)
Работа с конкурсными материалами. (Практика) Занятие обобщения и систематизации знаний
__________
Проблемная беседа, работа в группах, индивидуальная работа с текстом, рефлексия - Формирование способностей построения обобщенных деятельностных схем в области создания публицистического текста (смысловая цепочка: цель – средства - форма (жанр) ).
- Осмысление в контексте целеполагания понятий: жанр, репортаж, информация, портретная зарисовка, интервью, методы сбора информации.
Конкурс 2
2
4
2
2 - электронная презентация,
- образцы публицистических текстов в различных жанрах (Приложения № 1, № 2),
- два видеофрагмента (прямой репортаж).
53.
54.
Жанры журналистики: старое и новое. (Теория)
Журналистское расследование. (Теория)
Комбинирован-ное занятие
__________
Проблемная беседа, практическая работа с использованием компьютера, рефлексия - Формирование представлений о жанровой структуре журналистики не как о застывшей раз и навсегда схеме, а как о динамическом явлении, которое постоянно находится в состоянии изменения и развития.
.
- Формирование понятий: жанр, комментарий, журналистское расследование, интервью, пресс-конференция, брифинг, ток-шоу, телемост.2
2
2
2
- электронная презентация,
- рекомендации по подготовке выступлений учащихся (Приложение № 1),
- видеозаписи фрагментов телепередач (8 видеофрагментов),
- видеозапись ток-шоу Фила Донахью.
К выступлению прилагаются разработки двух занятий по данной теме программы
5-го года обучения.
Эффективность работы ДО «Юный журналист» прослеживается на разных уровнях деятельности. Так, работая над проектом «Мы делаем газету», ребята на практике показывают приобретённые знания и умения. Активными корреспондентами являются Вершинина Юлия, Шарова Анна, Епифановская Ангелина, Степаненко Анна, Устинова Алина (Портфолио девочек) Члены ДО «Юный журналист» - участники и победители Областного фестиваля юнкоров Ростовской области (РГЭУ), районных слётов юных журналистов, призёры и победители различных литературных конкурсов и конкурсов юных журналистов; участники медиа-проектов Всероссийского уровня «Фокус», «Крутой вираж».
Занятие в детском объединении повлияло на профессиональную ориентацию некоторых ребят. Так Шарова Анна выбрала профессию журналиста и уже с 6-го класса готовится к поступлению в вуз.
Таким образом, обучение и развитие одаренных детей в объединении, на мой взгляд, является эффективным. Это происходит, прежде всего, потому, что обучающиеся получают удовольствие от того, что они делают. Каждый раз они имеют возможность выполнять задания по своему выбору, то есть в ДО действительно создаются максимально благоприятные условия для деятельности одаренных детей, для поддержки и развития их таланта.
Приложение 1
Технологии, методы, приемы и формы обучения, используемые
на занятиях в ОДО «Юный журналист».
Проблемный метод обучения.
Исследовательский метод.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Информационно-коммуникативные технологии.
Метод проектов.
Коллективно-творческие мероприятия.
Самостоятельная работа школьников.
Беседа.
Дискуссия.
Пресс-конференция.
Экскурсия.
Ролевая игра.
Конкурсы.
Творческие задания.
Работа в группах.