Рабочая программа по музыке УМК Перспективная начальная школа по ФГОС 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наумовская основная общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Рассмотрено на заседании ШМС и рекомендовано к утверждению:
Руководитель ШМС
____________/Соколова Н.Ф../
Протокол №1 от «27» августа 2015 г. Рассмотрено на заседании педагогического совета и рекомендовано к утверждению:
Протокол №1 от «29» августа 2015г.
Утверждаю:
Директор МБОУ Наумовская ООШ
_____________/Бибиков В.В./
Приказ № от «30» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «Музыка».
4 класс
Базовый уровень
на 2015- 2016 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Шашкина Ольга Григорьевна
Пояснительная записка
Тип программы: программа по музыке
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ Наумовской ООШ программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации образования;
для администрации МБОУ Наумовской ООШ программа является основанием для определения качества реализации образования.
Категория обучающихся: учащиеся 4 класса МБОУ Наумовской ООШ
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы контроля: текущий контроль.
Рабочая программа по музыке составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании» N 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. № 7)
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы Челышева Т.В., Кузнецова В.В.
Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Наумовской ООШ.
Учебного плана МБОУ Наумовской ООШ на 2015-2016 учебный год.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
формировать целостную художественную картину мира;
воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные задачи:
формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных.так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Регулятивные УУД:
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариацииТребования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка»к концу четвертого года обучения
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34часа в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание программы
4 класс (34ч)
№ Содержание Количество часов
1. Россия – Родина моя 5 час.
2. «О России петь - что стремиться в храм...» 4 час
3. День, полный событий 6 час.
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 час.
5. В концертном зале 4 час.
6. В музыкальном театре 6 час.
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 час.
Учебно – методическое обеспечение учебного предмета
«Музыка»
Для учащихся Для учителя
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 4 класс Учебник /Академкнига, 2011 год
2. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 4 класс Методическое пособие для учителя / Академкнига, 2011 год

Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Музыка»
Для учащихся Для учителя
1)Классная доска
1)Классная доска.
2)Интерактивная доска.
3)Компьютер.
4)Мультимедийный проектор.
5)Диски в соответствии с тематикой.
Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся
применительно к различным формам контроля
по музыке
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «5» ставится, если:
-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный.
Оценка «4» ставится, если:
- ответ правильный, но неполный:
- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.
Оценка «3» ставится, если:
-ответ правильный, но неполный, средства музыкальнойвыразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» ставится, если:
- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику
исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Оценка «5» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «4» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» ставится, если:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмические неточности;
- пение не выразительное.
Оценка «2» ставится, если:
-исполнение не уверенное, фальшивое.
Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:
Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;
Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;
Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;
Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий
 

№ п/п,
дата Тема урока
Виды деятельности
Планируемые результаты
Дата Дата пофакту
Предметные Метапредметные и личностные (УУД) 1 четверть 1 Мелодия Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С. В. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского.Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия.
Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки Личностные:
-научатся петь в хоре в унисон с остальными учащимися,
-на уроках музыки обучающиеся получат возможность оценить правилаповедения в школе,
Регулятивные:
-научатся управлять своей деятельностью на уроке,
-научатся использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (в ответах на вопросы бесед, при заучивании песен)
-научаться составлять план изучения новой песни.Познавательные:
-научатся различать контрасты в музыке,
-познакомятся с новыми музыкальными произведениями
-научатся правильному дыханию при исполнении. Коммуникативные:
-научатся работать в парах, готовя ответы на вопросы учителя,
-на уроках музыки учащиеся научатся слушать других, работая в парах. 03.09 2 «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе. Слушание «Вокализа» С.В. Рахманинова. Интонационно- образный анализ. Хоровое пение Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка 10.09 3 Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности Как складываются народные песни. Жанрынародных песен, ихособенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? Ответы на вопросы.Хоровое пение. Речевая импровизация Знать жанры народныхпесен и их особенности.
Уметь отвечать на проблемный вопрос 17.09 4 «Я пойду по полю белому...» Патриотическая темав кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано.
Уметь проводить интонационно- образный анализ прослушанной музыки 24.09 5 «На великий
праздник собралася Русь!» Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева Слушание музыки.Фронтальный опрос. Хоровое пение Знать понятия: народная и композиторскаямузыка, кантата, опера, кант Личностные:
- у обучающихся сформируется интерес к школьной жизни, к предмету при прослушивании занимательных фактов по содержанию изучаемых тем,
научатся признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, при формировании музыкального вкуса .Регулятивные:
сформируется способность к волевому усилию, при обсуждении разновидностей жанров музыки, видов народной музыки,
-научатся ставить учебную задачу с помощью учителя, используя свой жизненный опыт .Познавательные:
-научатся искать и выделять необходимую информацию во время бесед, при слушании песен,
-научаться осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы.
Коммуникативные:
-научатся взаимодействовать с соседом по парте в поиске и сборе информации при ответах на вопросы бесед,
- научатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,
-научатся слушать собеседника и вести диалог, при сочинении текста и мелодии на заданную рифму.
01.10 6 Святые земли Русской Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Знать:
-имена святых, их житие, подвиги русских святых;
- понятия: стихира, величание.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки 08.10 7 «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...» Образ осени в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение Знать понятие лад
(мажор, минор). Уметьсопоставлять поэтические и музыкальные произведения 15.10 8 «Что за прелесть эти сказки...»
/Урок-сказка/ Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина и опера Н. А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать понятия: опера, регистр, тембр. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки 22.10 9 Музыка ярмарочных гуляний
/Урок-праздник/ Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально- ритмические движения Знать жанры народной музыки Личностные:
-научатся петь в хоре в унисон с остальными учащимися,
-на уроках музыки обучающиеся получат возможность оценить правилаповедения в школе,
Регулятивные:
-научатся управлять своей деятельностью на уроке,
-научатся использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (в ответах на вопросы бесед, при заучивании песен)
-научаться составлять план изучения новой песни.Познавательные:
-научатся различать контрасты в музыке,
-познакомятся с новыми музыкальными произведениями
-научатся правильному дыханию при исполнении. Коммуникативные:
-научатся работать в парах, готовя ответы на вопросы учителя,
-на уроках музыки учащиеся научатся слушать других, работая в парах. 29.10 10 Святогорскиймонастырь/Урок-экскурсия/ Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М. П. Мусорского «Борис Годунов» Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать понятие опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки 12.11 11 «Приют, сияньем муз одетый...» Музыка Тригорского(Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М. И. Глинки Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки 19.11 12 Композитор -
имя ему народ
/Урок-праздник/ Народная песня – летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле. Слушание музыки. Хоровое пение Знать понятия: народная музыка, музыка в народном стиле 26.11 13 Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов
/Урок-заочное путешествие/ Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.Слушание музыки. Хоровое пение Знать:
-названия и тембры народных инструментов;
-состав и ведущие инструменты оркестра.Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов Личностные:
-научатся соотносить результат своей деятельности с целью урока и уметьоценивать его .Регулятивные:
-научатся находить ирешать проблемы, возникающиев ходе игр. Познавательные:
-научатся находить ответы на вопросы учителя,-научатся играть в народные игры.
Коммуникативные:
-получат возможность развивать навык сотрудничества в музыкальных играх.
03.12 14 О музыке и музыкантах Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах. Литературное чтение. Образный анализ. Слушание музыки. Хоровое пение Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах 10.12 15 Музыкальные инструменты Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации.Слушание музыки. Вокальное и пластическое интонирование Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.
Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели Личностные:
-научатся соотносить результат своей деятельности с целью урока и уметьоценивать его .Регулятивные:
-научатся находить ирешать проблемы, возникающиев ходе игр. Познавательные:
-научатся находить ответы на вопросы учителя,-научатся играть в народные игры.
Коммуникативные:
-получат возможность развивать навык сотрудничества в музыкальных играх. 17.12 16 Старый замок. «Счастье в сирени живет...» Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы.Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно- образный и сравнительный анализ Знать понятия: сюита, романс.
Уметь проводить интонационно- образныйи сравнительный анализ музыки 24.12 17 «Не молкнет сердце чуткое Шопена...»
/Урок-праздник/ Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Знать многообразие танцевальных жанров.
Уметь на слух определять трехчастную музыкальную форму Личностные:
- у обучающихся сформируется интерес к школьной жизни, к предмету при прослушивании занимательных фактов по содержанию изучаемых тем,
научатся признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, при формировании музыкального вкуса .Регулятивные:
сформируется способность к волевому усилию, при обсуждении разновидностей жанров музыки, видов народной музыки,
-научатся ставить учебную задачу с помощью учителя, используя свой жизненный опыт .Познавательные:
-научатся искать и выделять необходимую информацию во время бесед, при слушании песен,
-научаться осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы.
Коммуникативные:
-научатся взаимодействовать с соседом по парте в поиске и сборе информации при ответах на вопросы бесед,
- научатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,
-научатся слушать собеседника и вести диалог, при сочинении текста и мелодии на заданную рифму.
14.01 18 «Патетическая» соната Л. Ван Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...» Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Пластическое интонирование Знать понятия:
-музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра;
-оркестр, дирижер 21.01 19 Зимнее утро. Зимний вечер Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А. С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки Слушание музыки, стихов. Интонационно- образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад.
Уметьпроводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки 28.01 20 Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (II-Ш действия) Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны - польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. ОтветСусанина Слушание сцен из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Интонационно-образный анализ Знать:
-процесс воплощенияхудожественного замысла произведения в музыке;
-содержание оперы.Уметьпроводить интонационно- образный анализ музыки
04.02 21 Опера
М. И. Глинки
«Иван Сусанин»(IV действие) Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – арияСусанина11.02 22 «Исходила младшенька...» Характеристика главной героини оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька. ..» со вступлением к опере Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки Личностные:
-научатся соотносить результат своей деятельности с целью урока и уметьоценивать его .Регулятивные:
-научатся находить ирешать проблемы, возникающиев ходе игр. Познавательные:
-научатся находить ответы на вопросы учителя,-научатся играть в народные игры.
Коммуникативные:
-получат возможность развивать навык сотрудничества в музыкальных играх.
18.02 23 Русский Восток. Восточные мотивы Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А. И. Хачатуряна Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Уметь:
-определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;
-проводить интонационно-образный анализ 25.02 24 Балет И. Стравинского «Петрушка» Персонаж народного кукольного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры Слушание I картины балета (фрагменты). Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать:
-процесс воплощения художественного замысла в музыке;
-значение народного праздника - Масленицы.Уметь определять оркестровые тембры 03.03 25 Театр музыкальной комедии Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов. Хоровое пение Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития Личностные:
- у обучающихся сформируется интерес к школьной жизни, к предмету при прослушивании занимательных фактов по содержанию изучаемых тем,
научатся признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, при формировании музыкального вкуса .Регулятивные:
сформируется способность к волевому усилию, при обсуждении разновидностей жанров музыки, видов народной музыки,
-научатся ставить учебную задачу с помощью учителя, используя свой жизненный опыт .Познавательные:
-научатся искать и выделять необходимую информацию во время бесед, при слушании песен,
-научаться осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы.
Коммуникативные:
-научатся взаимодействовать с соседом по парте в поиске и сборе информации при ответах на вопросы бесед,
- научатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,
-научатся слушать собеседника и вести диалог, при сочинении текста и мелодии на заданную рифму.
10.03 26 Исповедь души Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать понятия: прелюдия и этюд.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки 17.03 27 Мастерство исполнителя Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии) Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.
Уметь «сочинять» -импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до,фа, соль, ля) с передачей разного настроения 31.03 28 «Праздников
праздник, торжество из торжеств»
/Урок-праздник/ Светлый праздник - Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни Слушание музыки.Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Знать понятия: тропарь, волочебники.
Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки 07.04 29 Светлый праздник
/Урок-праздник/ Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник» Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать понятия: сюита, трезвон.
Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки 14.04 30 Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий«Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник -День славянской письменности Слушание музыки. Сравнительный анализ гимна и величания. Хоровое пение Знать:
-«житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;
-понятия: гимн, величание 21.04 31 Праздники русского народа:Троицын день
/Урок-праздник/ Народные праздники:Троицын день. Обычаии обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева Слушание музыки.Хоровое пение. Вокальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов Знать содержание
и значение народногопраздника.
Уметьсочинять мелодию на заданный текст Личностные:
- у обучающихся сформируется интерес к школьной жизни, к предмету при прослушивании занимательных фактов по содержанию изучаемых тем,
научатся признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, при формировании музыкального вкуса .Регулятивные:
сформируется способность к волевому усилию, при обсуждении разновидностей жанров музыки, видов народной музыки,
-научатся ставить учебную задачу с помощью учителя, используя свой жизненный опыт .Познавательные:
-научатся искать и выделять необходимую информацию во время бесед, при слушании песен,
-научаться осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при ответах на вопросы.
Коммуникативные:
-научатся взаимодействовать с соседом по парте в поиске и сборе информации при ответах на вопросы бесед,
- научатся осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,
-научатся слушать собеседника и вести диалог, при сочинении текста и мелодии на заданную рифму.
28.04 32 Музыкальные инструменты Музыкальный инструмент - гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня Слушание музыки. Хоровое пение Знать:
-историю инструмента гитара;
-понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня.
Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки) 05.05 33 Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков - величайший музыкант- сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение Знать художественное единство музыки и живописи.
Уметьпроводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки 12.0534 Рассвет на Москве-реке Симфоническая картина М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение Знать понятие изобразительность в музыке.
Уметьпроводить интонационно- образный анализ музыки 19.05 Литература и средства обучения
Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. М. «Музыка» 1987.
Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движения. – М.: Просвещение, 1983.
Кончаловская Н. Нотная азбука. М. «ОЛМА - ПРЕСС», 1997.
Кабалевский Д.Б. Воспитание музыкой, - М.: Просвещение, 1989.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение 1989.
Критская Е.Д. Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1980.
Музыка и ты: Альманах. – М.: Советский композитор, 1989. № 6,8,9.
Методическое пособие Музыка 1-4 классы. Е.Д. Критская. М. «Просвещение» 2006.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
®  Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
®   Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
®   Интернет – ресурсы:    http://festival.1september.ru/subjects/14/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". Разработки уроков по музыке
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10001575 - Сетевое объединение методистов – это сайт, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по искусству
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.
http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты"Искусство" приложение к "1 сентября"