Формирование гражданско-патриотической компетентности через организацию деятельности детского объединения «Юный журналист»


Формирование гражданско-патриотической компетентности через организацию деятельности детского объединения «Юный журналист»
Выступление учителя высшей категории МБОУ Ленинской СОШ, педагога дополнительного образования РЦДОД г.Аксая Цуриковой Елены Викторовны на областной Ярмарке социально-педагогических инноваций-2014 в г. Таганроге
26 марта 2014 годСлайд 2. Какие они, современные подростки?
Слайд 3. Какая она, современная молодёжь?
Образ современной молодежи, сложившийся у россиян, весьма далек от благоприятного. Так, подавляющее большинство высказываний респондентов на вопрос, чем нынешняя молодежь отличается от поколения их родителей, когда те были молодыми (62% по выборке в целом, или 78% от ответивших на данный вопрос), содержит негативные оценки. 
Слайд 4. Каковы же базовые ценности и нравственные ориентации современной молодежи?
Деньги – 31,70%
Патриотизм – 22,30%
Справедливость – 16,90%
Насилие – 15.50%
Семейные ценности – 9,70%
Вера в бога – 8,30%
Как мы видим, на первое место молодые люди ставят деньги. Утеряны нравственные ценности, как выражаются люди старшего поколения, «нет ничего святого». Именно поэтому современное общественное развитие России остро поставило задачу духовно - патриотического возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере нравственного воспитания школьников и молодёжи. Перед нашим обществом стоит важная цель – формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Основным содержанием патриотического, духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Слайды 5, 6, 7, 8.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности.
Слайд 9. Итак, целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников образовательного процесса: педагогов-предметников, психолога, организаторов детского творчества, педагогов дополнительного образования, родителей обучающихся, представителей общественности.
Я на протяжении ряда лет работаю педагогом дополнительного образования и хочу поделиться своим опытом внеурочной деятельности
Слайд 10. Так как я учитель русского языка и литературы у меня возникло желание поработать с письменным словом. Именно поэтому появилось детское объединение «Юный журналист». Сначала это была проектная работа на научно-практическую конференцию «Мир и мы», а затем составлена программа, и вот уже третий год я работаю с детьми, которые захотели попробовать свои силы в области журналистики. Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Слайд 11.
Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся
Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики.
Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право).
Умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Творческого мышления, познавательной активности.
Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля.
Коммуникативных навыков.
Слайд 12.
Виды деятельности обучающихся:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
экскурсии;
творческие командировки;
встречи с журналистами;
участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на занятиях кружка «Юный журналист».
Слайд 13. Основными направлениями деятельности являются следующие:
Участие в литературных конкурсах различного уровня.
Сотрудничество с районной газетой «Диалог», «Победа», с журналом «Аксайчик».
Выпуск местной газеты «В каждый дом»
Обычно, записаться в юнкоровское объединение приходят ребята по сути своей любознательные, активные, интересующиеся событиями в классе, в школе, в хуторе, в стране. Совершенно нормально, что такой ребенок и сам оказывается в гуще этих событий. Он может с легкостью найти тему для своей будущей статьи или небольшого материала для новостей или зарисовки на определенную тему. Такому ребенку мало самому быть в гуще событий, ему мало рассказать о том, что узнал сам друзьям и близким. Самым оптимальным для него является возможность реализовать свои способности в средствах массовой информации.
Слайд 14, 15.
Хочу рассказать о некоторых видах деятельности учащихся.
Так, например, прежде чем приступать к выпуску газеты, кружковцы узнали, что такое газета, какова история печатного слова, кто такой журналист и какими качествами должен обладать человек данной профессии.
Слайд 16.
Прежде чем заниматься основами журналистики, нужно изучить язык людей этой профессии. Работа со словарями и справочной литературой является необходимой составляющей работы нашего объединения.
Слайд 17.
Интересны оказались для ребят встречи с людьми, которые тесно связаны с издательской деятельностью. Так, например, надолго запомнилась встреча с редактором детского журнала «Аксайчик» Тарасенко Ольгой Николаевной, которая не только рассказала о своём журнале, но и приоткрыла секреты полиграфического искусства.
Слайд 18.
В сентябре 2011 года представители детского объединения Удовенко Игорь и Нечаева Полина стали участниками 19 Межрегионального молодёжного медиа-форума «Фокус». Ребята многому научились, приобрели хороших знакомых, познакомились с интересными людьми, профессиональными журналистами и фотографами.
Слайд 19.
В 2012 году Елизавета Бех стала участницей областного форума Ростов 2012. А в 2013 году она же познакомилась с работой международного форума «Селигер», Алёна Бех в этом же году стала участницей молодёжного форума «Молодая волна – фактор роста».
Слайд 20.
Непременным условием деятельности объединения является участие в литературных конкурсах:
«Если бы депутатом был я»
«Разговор о главном»
«Я выбираю профессию»
«Люблю тебя, мой край Донской»
«Новогодняя сказка»
«Молоды – не зелены»
Именно такие темы позволяют ребёнку выразить свою гражданскую позицию.
В 2013 году детское объединение приняло участие в Международном фестивале «Детство без границ» и в номинации «Молоды – не зелены» Анастасия Качинская заняла первое место.
Слайд 21.
Сотрудничество с районной газетой «Победа», газетой «Аксайский диалог» и журналом «Аксайчик»
«Простые истины» (Бех А.)
«Эльф и Ёлкины» (Белогурова А.)
«Мир человеческой души» (Саркисян С.)
«Скажем наркотикам «НЕТ!» (Задиракина А.)
«Чтобы достойно жить» (Удовенко И.)
«Об умении прощать» (Бех Е.)
«На рыбалке» (Демченко М.)
«Когда я был на море» (Нечаев Е.)
«Сельская учительница» (Епифановская А., Шарова А.)
Слайд 22.
Выпуск информационно-просветительской газеты «В каждый дом».
На областном фестивале юных журналистов «Start-line» в РГЭУ в 2013 году детское объединение заняло 1 место в номинации «Электронная газета» и получило грамоту за оригинальность жанра. Номер, созданный на фестивале, был напечатан и его тоже прочитали хуторяне.
Слайд 23, 24.
В центре внимания газеты достижения и проблемы хутора.
Слайд 25.
Эти ребята стали первыми корреспондентами газеты «В каждый дом».
Слайд 26.
Разработав проект на научно-практическую конференцию «Мы делаем газету», ребята продолжили эту работу. И вот сейчас готовится к выпуску 32-й номер газеты.
Слайд 27.
Рождение газеты началось с социологического опроса жителей: «Нужна ли нашему хутору газета?» (Развитие коммуникативных навыков).
Слайд 28.
Социологический опрос дал ответы на многие вопросы, которые волновали проектную группу.
Слайд 29.
Хотелось сделать газету интересной для людей разных поколений. Что нужно для того чтобы этого добиться? – Встречи с односельчанами, беседы, экскурсии, интервью, знакомство с документами разного времени.
Выйдя за границы школьной жизни, газета приобрела краеведческий характер: это и история хутора, и жизнь замечательных хуторян, и статьи-зарисовки о малой родине, и связь поколений…
Слайд 30, 31.
Творческие командировки и как результат – рождение новых рубрик…
Слайд 32, 33,34.
Творческие командировки - знакомство с профессией полиграфиста…
Слайд 35.
Встречи в неформальной обстановке – создание макета газеты…
Слайд 36.
В детском объединении занимаются ребята разных возрастов. Для кого-то работа юного журналиста – просто развлечение, а для кого-то серьёзный и кропотливый труд. В любом случае происходит очень важный процесс социализации личности, формирования гражданина. Именно ребята из детского объединения стали первыми волонтёрами в хуторе, вошли в молодёжный парламент.
Зарождается патриот, гражданин в своей семье с формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
И то, что местная газета «В каждый дом» способствует формированию гражданско-патриотической компетентности, доказывает разнообразие рубрик.
Слайды 37,38,39, 40, 41, 42, 43.
Судите сами:
«Никто не забыт»
«Страницы истории»
«Люди села»
«Актуально»
«Семейный очаг»
«Связь поколений»
Слайд 44. Нашу газету ждут и читают с интересом… Это самый главный показатель того, что мы делаем нужное дело.
Слайд 45.
Быть журналистом – это интересно, но не это главное.
В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле. Подросток с активной жизненной позицией – это и есть итог всей деятельности и учителя, и педагога дополнительного образования.
Слайд 46.
Одно из главных правил нашего объединения – «Дорогу осилит идущий».
Слайд 47.
Мы растим личность – гуманную, толерантную, деятельную, способную достичь успеха, мы растим гражданина, патриота своей Родины.
Почему это важно?
« Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность - это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, т. е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека, и весь наш разговор по существу об этом». (проф. В.Ю.Троицкий)