Конспект урока по русскому языку Гласные и согласные звуки и буквы


Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока:
Обобщить знания о гласных и согласных, привести их в систему
Цели:
Обучающие:
- обобщить знания учащихся о роли гласных и согласных звуков и букв в языке;
- продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику;
- актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв;
- обеспечить применение учащимися знаний на практике.
Воспитывающие:
- возбудить интерес к изучению русского языка как науки;
- создать условия для заинтересованной работы на уроке;
Развивающие:
- содействовать расширению кругозора;
- развивать речь;
Оборудование к уроку: тетрадь и другие канцелярские принадлежности, компьютер, лента букв.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв , где ты вспомнишь гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради
- заведем мотор машины
(вращение кулаков)
-покажите как работает наше сердце
(сжимание и разжимание рук)
-поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз
(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)
-раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)
и сразу:
все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)
-вдруг проснулись ,потянулись.
Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.
III. Актуализация знаний:
1) Минутка чистописания.
Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Е. Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
Найдите закономерность и продолжите:
Ее / Еее / Еееее /
2) Словарная работа
Лето, легенда, осень, свет.
IV. Подведение к теме урока:
Отгадайте загадки.
Его не видно,
В руки не взять,
Но зато слышно.
(Звук.)
Чёрные, кривые,
От рождения немые.
Станут в ряд –
Враз заговорят.
(Буквы.)
– Какова тема урока? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки и буквы. Буквы обозначаются на письме, а звуки произносятся)
А теперь я открываю ленту букв. Давай внимательно рассмотрим ее.
- Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом -гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь знак. они не имеют звука)
- Что ты знаешь о гласных звуках?(гласные поются)
- Сколько их в русском языке? (6) А сколько гласных букв?(10)
- Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках)
- Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э)
- Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю)
- Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)
- Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками)
- Давай приведём примеры таких слов.
Например, ясно, поёт, льёт, подъезд.
- Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да)
- А без гласных звуков может состоять слог?(нет)
- Давай сделаем вывод, для сего нужные гласные?
(Гласные звуки нужны для образования слога.)
-Попробуй разобрать слова, которые мы приводили ранее, по слогам.(яс-но, по-ёт, подъ-езд -по 2 слога, а в слове льёт -один слог)
Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!
Физкультминутка.
Применение знаний и умений в новой ситуации
а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.
- На экране расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.
Раздели эти буквы на 2 группы . - По какому признаку ты разделила буквы?(гласные и согласные)
Назови буквы каждого ряда. Дополни каждый ряд своими примерами по две буквы.
Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.