Технологическая карта урока по обучению грамоте Буквы П,п, обозначающие согласные звуки [п], [п’]

Конспект урока по обучению грамоте.

Тема: Буквы П,п, обозначающие согласные звуки [п], [п’]
Цели: познакомить со звуками [п], [п’], буквами П,п; формировать навыки правильного слогового, сознательного, выразительного чтения, развивать речь, внимание, фонематический слух; способствовать продуктивному формированию навыка чтения; продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать фонетическую и устную речь, воспитывать культуру поведения на уроке; воспитывать мотивацию к учению, расширять кругозор, воспитывать интерес к истории России, воспитывать любознательность, интерес к чтению.
Оборудование: конверт с приглашением и заданиями, мягкая игрушка Пятачок, Винни – Пух, портреты Петра
·, А.С.Пушкина, ребус, шары, фонограмма спокойной музыки, магнитные доски, касса букв, лента букв, кусочки торта, схемы слов, слайды с изображением Санкт – Петербурга, книга А.Милна «Винни-Пух и все- все- все », таблица слогов-слияний с изученными буквами, карточка с буквами П,п, рисунок со словами на букву П.
Ход урока

1.Организационный момент
Начинается урок чтения. А для чего нужен этот урок? Для чего нужно уметь читать?
Начинается урок,
Путешествие нас с вами ждёт.
Прошу, ребята, не зевать,
А дружно, правильно отвечать.
- Сегодня утром, в почтовом ящике, я обнаружила странный конверт.
- Кому: Ребятам 1 В класса, школы №20 г. Самара
- Откроем? Да здесь приглашение на День Рождение. Здорово!
- От кого:
Чок, чок, Пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это ..(поросёнок).


- Но наш поросёнок необычный, он является героем книги А.Милна «Винни-Пух и все-все-все».
- Правильно, это Пятачок! (Показываю книгу.) Такая книга есть у нас в библиотеке. Кто-то прочитает ее сам, а кто-то вместе с родителями.
- Проводит нас в гости к Пятачку его друг Винни-Пух.
- Ребята! А в письме дано множество различных заданий, выполнив которые, мы доберёмся на день рождение к Пятачку!
- Итак, в путь!
2.Повторение
-По дороге расскажем Винни-Пуху всё, чему научились.
Какая бывает речь?
Из чего она состоит?
Правила написания предложения.
Из чего состоит предложение?
Как определить количество слогов в слове?
Какие бывают звуки?
Как отличить гласные звуки от согласных?
Где в ленте букв живут буквы, обозначающие гласные звуки? Согласные?
Какие звуки называются звонкими? Глухими? Место в ленте букв.
Какие гласные живут на 1 этаже в ленте букв. А на 2 этаже?
В чём секрет гласных букв Е и И?
Чтение слогов-слияний с изученными буквами.
- Молодцы! Справились! За каждое выполненное задание, на доске будут появляться кусочки торта. Как только мы соберем весь торт, мы окажемся в гостях у Пятачка.
Прикрепляю первый кусочек торта.
3. Знакомство со звуками [п] и [п`]
Артикуляционная гимнастика.
-Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).
- Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п]. Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе.
Характеристика звука [п] (согласный, глухой, твёрдый).
- Какой чудесный получился салют из воздушных шариков. Они поднимаются всё выше и выше, а там гнездо с птенцами.
- Как пищат птенчики? (пи-пи-пи)
Характеристика звука [п`] (согласный, глухой, мягкий).
Игра «Твёрдый-мягкий». (твёрдый – топнуть, мягкий – хлопнуть).
Пылесос, петух, петрушка, пингвин, пять, повар, пирог, поросёнок, персик, пчёлка, птицы, папа, полка, пилка.
-Какие-то непонятные слова услышали?
- Придумайте слова со звуками [п] и [п`].
Физминутка от Винни-Пуха.
Медвежата в чаще жили,
Головой они кружили,
Вот так, вот так головой они кружили.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата в чаще жили,
Вперевалочку ходили,
Вот так, вот так вперевалочку ходили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали,
Вот так, вот так дружно лапы поднимали.



- К кому мы идём сегодня в гости?
-Произнесите это слово по слогам. Сколько слогов в слове Пятачок? Почему? 1 ряд произнесите первый слог. 2 ряд – второй слог. 3 ряд – третий слог. Что представляет собой 1 слог? Положите карточку со схемой. (1 ученик работает у доски)
- Что можете сказать про 2 слог ? Положите карточку со схемой. Расскажите про 3 слог? Положите карточки со схемой.
- Посмотрите на доску. Проверьте.
- А к какому слову составлена вторая схема, вы узнаете, отгадав ребус.

___А____
РОК
-Произнесите слово подарок. Разделим его на слоги. Сколько слогов в этом слове? 3 ряд произнесите 1слог. 2 ряд – 2 слог. 1 ряд – 3 слог. Расскажите про эти слоги.
- Произнесите первый звук в слове Пятачок и первый звук в слове подарок.
Прикрепляю второй кусочек торта.
4. Знакомство с буквой П, п
- Звуков два, а буква одна и зовут её буква «пэ» (показ буквы).
На что похожа? (ответы детей).
Подходящие ворота.
Проходи, кому охота! (рисунок)
Построить букву П с помощью пальчиков; парами, взявшись за руки .
Печатаем П, п в половинке тетради.
- Когда будем писать большую П?
- Умницы!
Прикрепляю третий кусочек торта.
5. Чтение слогов, слов, предложений с буквой п
Скороговорка: От топота копыт пыль по полю летит .
Чтение слогов – слияний с буквой п.
пе па пи пы пу по
Работа по «Азбуке» с. 82 -83
Беседа по иллюстрации:
-Вы видите иллюстрацию фрагмента истории Российского государства трехсотлетней давности. Кто знает, как звали этого русского царя?
-Что вы знаете о русском царе Петре
·? На иллюстрации он изображен еще молодым.
(Заранее подготовленный рассказ о царе читает хорошо читающий ученик)
    Это был необычный царь. Он жил более 300 лет назад. Много путешествовал по разным странам. Всю свою жизнь учился. Знал много ремёсел. Он основал русский военный флот, одержал много военных побед. При Петре1 начали строить северную столицу России, которую назвали в честь царя Петербургом (городом Петра).
-А кто еще изображен на картинке?
Знакомство со словами: вельможи, бояре, простолюдины.
(показ слайдов)
-Чем занят царь Петр?
Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина.(с.82 в азбуке)
Показ слайдов с изображением Санкт-Петербурга.
Чтение слов на с.83 вверху. Сначала читаем по одному, потом хором.
-Какие из прочитанных слов обозначают названия профессий людей? Какие еще профессии знаете?
-Царя звали Петр, а какие имена на букву п вы еще знаете?
-Разделите на слоги Павел, Полина. Напечатаем эти слова на досках. (1 ученик у доски составляет из кассы букв).
-Еще раз посмотрите на рисунок. Какой инструмент видите в руках царя Петра? Какую профессию осваивает Петр 1?
-О профессии плотника есть много пословиц. Мы их сейчас прочитаем. Постарайтесь запомнить одну из них. (читаем по одной пословице один ученик)
-Какая из пословиц вам понравилась больше всего? Почему?
Хором читаем одну пословицу. Разбор прочитанной пословицы.
Офтальмопауза.
Прикрепляю четвертый кусочек торта.
-Так как мы отправляемся в гости, нам необходим подарок. Винни-Пух объявляет конкурс. Что такое конкурс? В конкурсе обязательно должен быть победитель.
Чтение текста «Скоро конкурс» с.84. До чтения посчитать, сколько предложений в тексте.
- Сколько предложений в тексте? Почему вы так думаете?
-Сейчас вы прочтете текст и постарайтесь запомнить, кто, какой рисунок нарисовал. (Читаем по одному предложению, потом 1 ученик).
- Какие рисунки нарисовали ребята на конкурс? Закончите предложения.
Прикрепляю пятый кусочек торта.
6. Итог урока
- Осталось последнее задание и наш торт будет готов.
Игра с мячом. (Задаю вопросы и бросаю мяч.)
-С какой буквой познакомились? (показываю карточку с буквами П,п)
-Какие звуки она обозначает?
-Охарактеризуйте их.
-Какие новые слова узнали на уроке?
-Кто такой Петр
· ?
-Какой город он построил?
-Какую пословицу о профессии плотника вы запомнили?
Прикрепляю последний кусочек торта.

Самооценка.
-Вот мы и подошли к домику Пятачка. Но, ребята, у нас нет подарка. Пятачок очень любит воздушные шары. Давайте мы их ему подарим. У вас на парте рисунок шарика. Закрасьте его: если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим.
Шары прикрепляются на доску.
-Каких шаров больше? Молодцы.
-Почему у нас в классе так много шаров? Правильно, у нас сегодня праздник. Мы на дне рождения у Пятачка. А на праздник принято дарить подарки. Поэтому вы все сегодня получаете в подарок – шары.
(Взять в руки книгу А.Милна)
-Ребята! Мы попали на праздник, который очень интересно описал в своей книге А.Милн. Постарайтесь прочитать ее сами или вместе с родителями. А потом расскажете в классе.