Согласные звонкие звуки [в], [в], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в

Обучение грамоте. Урок "Согласные звонкие звуки [в], [в'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы В, в"

Формируемые УУД:
личностные – осознавать значимость чтения; высказывать собственную точку зрения и уважать мнение собеседника; формирование внутренней позиции школьника
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действий
коммуникативные – формировать собственное мнение и позицию; правила работы в группе, в паре.
познавательные – формирование необходимого уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного; осознанное и произвольное построение речевых устных высказываний; структурирование знаний.

Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:
образовательные: дать представлений о букве В (как печатается, где находится, из каких элементов состоит), научить читать слоги, слова с буквой В, знать условные обозначения звонкого, твердого и мягкого согласных звуков; звуковой анализ слов на основе одноуровневых, двухуровневых моделей; учить давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким;
развивающие: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
воспитательные: воспитание аккуратности, культуры общения (умения слушать и слышать других).

Планируемый результат: учащиеся должны уметь выделять в речи согласный звук (в), читать слоги и слова с этим звуком.

Оборудование: учебник “Азбука” УМК “Перспективная начальная школа” с. 67-68, тетрадь по чтению, письменные принадлежности, карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, экран, презентация 19 слайдов.

Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд №1. Презентация

Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.

2. Артикуляционная гимнастика
Слайд №2

Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем.

- Что записано на доске? (Буквы)

- Какие звуки они обозначают? (Гласные)

Давайте их пропоём:
А-а-а-а у-у-у-у
А-а-а-а о-о-о-о
А-а-а-а и-и-и-и
А-о-у-и э-э-э-э
А-о-у-и э-э-э-э

Итак, голоса мы разбудили, теперь можно двигаться дальше.
3. Знакомство со звуками [в], [в,].
Слайд №3
- У нас сейчас урок обучения грамоте. Чему мы учимся на них? (анализируем, сравниваем, моделируем, работаем в тетрадях и с учебником, учимся читать и писать, знакомимся с новыми буквами и звуками)

1.Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте выполним интересное задание. Работать будем в группах, вы это делали уже ни один раз. Давайте вспомним правила работы в группе:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Распределимся на группы. И я объясняю задание: Что записано в каждой строчке?

-Посмотрите на каждую строчку и найдите лишнюю букву в 1 ряду. Лишний слог во 2- ряду. Лишнее слово в 3 ряду. И объясните, почему они лишние?

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

2. Проверка: отвечают представители от каждого ряда

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
(лишняя буква в,В , слоги ва, во, ви, слова волк, вата, Вова)
Почему ваша группа так считает?
3. Определение темы и цели урока:
- Чему будем учиться? Что вы хотите узнать об этой букве?
Сегодня мы будем учиться читать слоги, слова с буквой В. Познакомиться со звуками [в], [в’]. Учиться отличать звуки [в], [в’] от других звуков;

- Давайте составим план знакомства с новым материалом. (5 слайд)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий:
1.Сейчас мы отправимся в гости к Тетушке Сове, которая вам очень рада.Она познакомит вас с новым звуком, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов с новым звуком Понятно задание? (Фильм про букву В)
- С какой буквой познакомила вас тетушка Сова? (с буквой В)
-Какие слова с этой буквой вы запомнили? ? (Слайд 6)
-Кто знает как она выглядит? И на что похожа? (Слайд 7)
5. Конструирование буквы печатание В, в
1.Найдите букву С,с на плакате Алфавита.
2.Сконструируйте эту букву. Лучше запомнить образ буквы поможет следующее задание – конструирование буквы.

Рассмотрите образцы печатных букв “В” “в”. Слайд №11, 12

Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р – одну, а буква В – две.

- Из каких элементов – шаблонов они состоят? (Полуовалы, прямые). Сконструируйте у себя на партах. Проверьте друг у друга.

Буква - это знак, символ. Буквы мы... видим и пишем.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
3. На готовых листочках, лежащих на столе, поучитесь печатать эту букву.
А зачем?
(научиться ее находить в словах и для того, что бы читать слова с этой буквой.)
- Какую букву вы печатали? (Букву б, Б)

- Как вы думаете, у этих слов будет одинаковая звуковая схема? Почему? Слайд №6

- Сравните первые звуки. Произнесите их.

Что о них можно сказать? Что нужно для этого вспомнить? (Какие бывают звуки)

- Какие у нас звуки? (Согласный – при произнесении воздух во рту встречает преграду, глухой – не слышим его в ушах, звонкий - слышим)

- Чему вы научились, выполняя это задание?


6. Называние слов со звуками [в], [в,]. Слайд №7

13 EMBED PowerPoi
·nt.Slide.8 1415

Физкультминутка.

Слайд №8

- Дайте характеристику звукам буквы В. Какие звуки обозначает буквам В?

Если твердый звук - руки вверх, если мягкий звук – согнуться в поясе.

Ветер, ваза, вода, кровля, вянут, ловит, восток, варенье, корова, вилка, воробей.
4. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей.

Слайд №9

- Откройте учебники на странице 67. Что изображено в левом верхнем углу? (Вазы) Чему мы будем учиться выполняя это задание?

- Прочитайте слово “вазы” по слогам и орфоэпически.

- Дайте характеристику первому звуку.

Почему первый звук твердый?

- Что изображено справа? (Вязы) Слайд №10

Вяз - дерево. А почему такое название у дерева?

Вяз

Эх, р-раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова!
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз –
Не расколешь вязкий вяз.

В стихотворении можно найти ответ. У этого дерева очень вязкая древесина, его трудно колоть. За это свойство дерево получило свое название.

- Прочитайте слово “вязы” по слогам и орфоэпически.

Дайте характеристику первому звуку.

- Чему научились? (Давать звуковую характеристику)

6. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.

- Что изображено на странице? (Вёдра, выдра). Слайд 13

- Сколько слогов?

- Какой ударный?

- На каком месте в слове стоит буква В?

- Дайте характеристику звуку.

А.А. Черкасов. “Записки охотника Восточной Сибири”. Слайд №14

Где вода и рыба, там можно встретить и выдру. Зверь этот не живет долго на одном месте живет на берегу какой-нибудь речки или озера до тех пор, пока рыбы достаточно; по уменьшении ее она переселяется к другой рыбной речке или озеру.
Поэтому, она никогда не делает себе прочной, постоянной норы, а живет где попало и как попало в наскоро приготовленном гнезде. Иногда же выдра помещается на временное житье-бытье и в чужих норах, отбивая их силою у лисиц.
Гнездо или нору выдры узнать нетрудно, потому что около нее всегда валяются рыбьи кости и кости других мелких животных. Кроме того, в зимнее время около норы видны на снегу отпечатки ее лап, след выдры сходен с гусиным.

Физминутка. Слайд №16

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
7. Практическая работа . Игра «Рассели пингвинов на льдины»
9. Работа в парах.
Игра «Кто самый внимательный?»
-На парте две сигнальные карточки. Договоритесь, кто какую карточку будет показывать во время игры. Возьмите в руки свою карточку. Напомните всем, какой какой звук обозначается этой схемкой? (согл., тверд., звонкий) А это карточка – (согл., мягкий, звонкий)
-Слушаем внимательно слова и поднимаем нужную карточку. Не забывайте, что во время работы вы можете советоваться с соседом по парте.

Чтение слогов, слов с буквой В Слайд с обучающего диска.

8. Откроем наши учебники на стр. 68. Пространственная ориентация.

Чему будем учиться?

Прочитайте слова полушепотом друг другу.

Чтение по цепочке.

А) Прочитайте слово - что любит лошадь, злаковое растение.

Б) Прочитайте слово - движение воздуха.

В) Прочитайте слово – он служит для соединения деталей, металлический стержень со спиральной нарезкой.

Г) Прочитайте соло – с листочками, а не книга, кустарник или дерево с гибкими ветвями и узкими листьями.

д) Прочитайте слова, состоящие из двух слогов.

Волшебная палочка приготовила для нас свои задания.

- Какое задание будем выполнять?

Чтение пар слов на розовом и синем фоне, которые отличаются одним звуком и имеют различное значение. Учащиеся читают пары слов, объясняют их значение. Указывают, какими звуками отличаются данные пары слов.

8. Чистоговорка.
Чтение и заучивание наизусть чистоговорки.
- Прочитайте слова в которых есть звук [в], [в,].
- Чтение в парах. Проговаривание вслух.
9. Итог урока. Устная рефлексия.
Работа в группах.
Повторить правила работы в группе.

Игра «Звуковая дорожка»
Каждая группа выкладывает на парте разноцветную дорожку. Услышав твердый звук- красный квадрат,услышав мягкий звук - зеленый квадрат . Догадайтесь почему я выбрала для твердого красный цвет дорожки, (в слове красный все звуки твердые, а в слове зеленый почти все мягкие)
(Весы, вата, вилка, ум, вода, ура, ванна, усы, ветер)

Игра «Слово на ладошке» (Положить на ладушку учителя как можно больше слов на букву Г).

- Мы сегодня с вами хорошо поработали.

- Что мы делали? (Рассуждали, анализировали, т.е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать)

Каких результатов достигли? (Научились читать слова с буквой В, давать характеристику звукам и др.)
- Что понравилось на уроке?
- Что было сложно?

Если вам на уроке было легко, все было понятно поднимите веселый смайлик.
А если у вас что то не получилось. Обязательно.



15