Конспект урока чтения для детей с ТНР Знакомство с согласными звуками [п], [п] и буквами П, п


Конспект урока для 1-го класса по предмету "Обучение грамоте" (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин) на тему "Знакомство с согласными звуками [п], [п'] и буквами П, п"
ЦЕЛЬ УРОКА. Формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно-познавательной, учебно-практической деятельности по определению согласных звуков [п], [п,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.
ЗАДАЧИ УРОКА. - учить звуковому и сравнительному анализу слов;- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;- продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;- развивать фонематический слух и устную речь.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
 - обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развивать творческое отношение к действительности творческие способности;
- осознавать ценности природы, необходимости беречь ее.
Метапредметные.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу урока;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно оценивать свои достижения, воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные: 
-выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,
-распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;
-соотносить все изученные буквы со звуками.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, мы начинаем урок чтения. И в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам. А я дарю вам свою улыбку. Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним основные правила работы на уроке:
– работать дружно и активно;          
– уметь слушать и уважать друг друга;
– быть внимательным и работать успешно.
 
2.Актуализация полученных знаний.
Продолжите мою мысль:
- Я знаю звонкие  ( согласные Н, Л, Р, В).
- Я знаю глухие    ( согласные К, Т, С).
- Я знаю гласные, которые обозначают твёрдость согласного   ( А, О, У, Ы).
-  Я знаю гласные, которые обозначают мягкость согласного звука ( И, Е).
- Все ли буквы нам известны?       (нет)
- Хотите познакомиться с новой буквой? Но это будет не так просто сделать! Нам предстоит путешествие в далекий от нас город. А на чем мы будем путешествовать? (на доске появляется изображение корабля). Правильно, на корабле!
3.Речевая разминка.
Плывет, плывет корабликВ далекие края.Кто капитан кораблика?Конечно, это я!
Наберите в легкие побольше воздуха и подуйте на парус вашего кораблика! В путь!
3. Формулировка темы урока.
Мы с вами оказались в самом красивом городе в нашей стране, а также в одном из самых прекрасных городов в мире! Это город Санкт-Петербург.
- Откройте учебник на стр. 78
- Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте предложение вверху страницы.
- О каком городе идёт речь в этом предложении?
-  О Санкт – Петербурге!
- На иллюстрации изображен Петр Первый – русский царь и первый российский император. Это был необычный царь. Его еще называют царь-плотник. Он жил более 300 лет назад. Много путешествовал по разным странам. Всю свою жизнь учился. Искусно умел работать топором и пилой и сам строил корабли.
Он основал русский военный флот, одержал много военных  побед.  При Петре Ι на реке Неве был построен город – Санкт-Петербург (на доске появляется портрет Петра Первого).
- А сейчас я предлагаю вам прогуляться по улицам этого чудесного города! (просмотр видеофрагмента).
Ребята, вам понравилась прогулка? А кто бы хотел побывать в этом городе?
-А кто запомнил, как называли царя? (царь-плотник) Чем занимается плотник? (обработкой дерева) А почему так называли Петра?
(изображение плотника на доске)
-Какой первый звук мы слышим в слове плотник? (п) Давайте все вместе его произнесем. Дайте характеристику звуку п. (согласный, твердый, глухой).
-Отгадайте загадку и узнаете, какой инструмент есть у плотника.
Доску грызла и кусала
На пол крошек набросала.
Но не съела ни куска:
Знать невкусная доска. (пила)
(изображение пилы на доске)
-Какой первый звук в слове пила? (п`) Дайте ему характеристику (согласный, мягкий глухой).
 
Найдите схему к каждому слову и покажите, где находятся звуки п и п`. (к каждому слову предъявляются две схемы, дети выбирают правильную).
Кто сделает вывод, с какими звуками и буквой мы сегодня познакомимся? (звуки п и пь, буква п).
 
4. Изучение нового.
-  Рассмотрите иллюстрацию и назовите предметы, в названии которых встречаются звуки п и пь. ( топор, плотник, пила, Пётр, Первый, Санкт-Петербург, парус, папка, шляпа)
-Давайте найдем букву п в алфавите (ученик показывает букву п). На что она похожа?
На что похожа буква П? . (Ворота, турник). А вот какие стихи придумали поэты.
- Влез на букву озорникОн решил, что П – турник.
- На хоккее, на футболеБуква П – ворота в поле.- Почему на плакате 4 буквы?
( 2 печатные, 2 письменные)
- В каких случаях используют заглавную букву?
( правописание имён, начало предложения)
-А теперь давайте поселим букву п к остальным буквам, которые мы с вами знаем.
-Задание «Найди букву»
А сейчас вам задание на внимание! Буква п от нас спряталась, найдем ее? Посмотрите на листочки перед собой. Вам нужно закрасить только те части мозаики, где есть буква п.
А какие цвета мы будем использовать? (синий и зеленый) Почему? Постарайтесь, чтобы одна буква у вас получилась синяя, а другая зеленая.
Проверка работ.
Физминутка
 Физминутка “Кораблик".Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать, — Надо чаще приседать. (Приседания.)
 
 5. Закрепление полученных знаний.
- Чтение слогов с новой буквой
Ребята, посмотрите на доску! Сколько кораблей к нам приплыло! Целый флот! А что на них написано? (слоги) Давайте их читать (чтение хором и по одному).
Па
Пи
ПыПуПо
Пе- Назовите слоги, в которых буква П обозначает твердый согласный звук, мягкий согласный звук.
- Дополните эти слоги до слов.
- Чтение слов  в учебнике (за учителем, жужжащее чтение, по цепочке).
Пила                       повар
Пилит                     пилот
Плотник                 капитан
-Прочитайте слова, обозначающие профессии. Кем хочет стать первый мальчик, 2, 3?
Кем мечтаете стать вы?
- Работа в паре. Карточки на парте. Составьте предложения, соединив стрелочками нужные слова
 
Плотник                            летает.
Повар                               пилит.
Капитан                            варит.
Пилот                               плавает.
 
- Работа с пословицами в учебнике.
- Прочитайте слова в которых есть буква п.
- Прочитайте пословицы.
- Объясните значение пословицы
 
-Хороший плотник и в поле работник. (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, тепло, добро. Хороший работник – он и хороший труженик в поле, на заводе, всюду).-При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся. (Плохой плотник – это плохой неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит.)-Плотника не шуба греет, а топор.(Плотник-рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку не холодно даже в лютый мороз.)
-Добрый пример лучше ста слов. Кто сегодня для нас стал таким примером? (Петр Первый – царь-плотник). А о чем были все эти пословицы? (о труде).
Подведение итогов урока
Рефлексия.
Наше путешествие в Санкт-Петербург и подошло к своему концу. Оно вам понравилось? Вы бы отели вернуться в этот город? Возьмите свои корабли и подуйте на них. Вот мы и дома. В нашем родном городе Кемерово.
- Оцените, чему же вы сегодня научились на уроке
- Продолжите высказывание:
 Я научился ………
Я поняла………….
Я смогу…………
- Оцените свою работу на уроке.  Изобразите при помощи смайлика, как вы работали
Мне было неинтересно на уроке и я ничего не понял.
Мне не все было понятно на уроке, было трудно.
Мне очень понравился урок, я узнал много нового и интересного.
- На память о нашем путешествии я дарю вам открытки-раскраски с достопримечательностями Санкт-Петербурга.