Технологическая карта урока обучения грамоте на тему :Согласные звуки [г],[г], буквы Г,г.


Тема Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с согласными Г, г, развития речи, логического мышления, памяти
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Характеризуют звуки [г], [г’] и букву Г. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Личностные результаты Выражают положительное отношение к процессу познания
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – характеризуют звуки [г], [г’] и букву Г.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию
Основное содержание темы, понятия и термины Звонкие согласные звуки [г], [г’]. Буква Г. Заглавная, строчная, печатная и письменная буквы; слого-звуковой анализ слова, рассказ, пословица
Образовательные ресурсы Счетные палочки. Предметные картинки, на которых изображены грибы и круги.
http://www.razumniki.ru/stihi_pro_bukvy.html
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся. Ребята улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. С хорошим настроением начинаем наш урок.
-Сегодня в гости к нам пришел сказочный персонаж , а кто вы узнаете разгадав загадку.
- Он носит вместо шапкиВесёлый колпачок.И ростом он всего лишьС ребячий бошмачок.С фонариком и с песнейИдёт в лесу ночном.Не ошибёшься, еслиТы скажешь:                 -Это...(гном)
Сегодня мы отправимся в путешествие с одним замечательным мудрым гномом. Он познакомит нас со своими друзьями и научит многим премудростям , а мы их соберем в свой багаж знаний.
- Вы должны точно так же , как гномы помогать друг другу, быть внимательными.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
II.Актуализация знаний Коллективная. Словесный.
-Ребята , давайте расскажем гному, с какими буквами уже познакомились.
-Какие буквы живут в красном домике?)-Почему звуки гласные?
- Что могу обозначать гласные буква у согласных?
-Сейчас мы проверим.
(Работа с интерактивной доской) Называют изученные буквы.
Характеризуют гласные звуки
-Гласные
-Произносятся с голосом , без преград произносят , образуют слог, можно петь
Мягкость и твёрдость согласных Повторение изученных букв по « ленте букв»
Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Речевая разминка Коллективная. Словесный.
Фонетическая зарядка -Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой……?
-Гном предлагает вам ответить на вопрос
- Как гогочут гуси?
Га-га-га! — гогочет гусь.
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу, не нагляжусь. - Какой новый звук услышали?
- Проанализируйте слова, называющие предметы на рисунках. Чем они похожи?

– Га-га-га…
– [г].
Их объединяет новый звук Готовят артикуляционный аппарат к чтению Коллективный. Правильное произношение звуков
IV . Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Слово учителя Назовите тему нашего урока. Давайте определим для себя цели: Познакомиться..Учиться…
Упражняться… – Будем знакомиться со звуком [г] и буквой, их обозначающей Формулируют учебную задачу Фронтальный. Устные ответы
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слов Фронтальная.
Парная.Словесный. Беседа, анализ слов У каждой пары предметные картинки с изображением герба и гномов и предложены схемы к этим словам.
-Гномик принес вам задание.
– Рассмотрите картинки.
– Выполните слого-звуковой анализ слов: герб,гномы-Гном спрашивает, какой вывод мы можем сделать о новых звуках?
-А вы забыли ещё одно свойство звуков. Гном предлагает вам закрыть руками уши и произнести звук [г].
-Какой это звук звонкий или глухой?
-Почему?.– В слове гномы звук [г] – согласный, звонкий, твердый (так как за звуком [г] следует согласный звук [н]). В слове герб звук [г’] – согласный, звонкий, мягкий (так как гласный звук е] показывает мягкость предшествующего звука[г]) -Звуки [г] и [г‘] – согласные, бывают твердыми и мягкими
-Звонкий
-Произносится с голосом Выполняют слого-звуковой анализ слов герб, гномы Характеризуют звуки [г], [г’] и букву Г Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слов
2. Упражнение на поиск звуков [г], [г‘]. -Ребята , мудрый гномик приготовил картинку Найдите слова с новыми звуками. Просматривают картинку, наблюдают за словами с новыми звуками и находят место звука в слове. Физкультминутка Коллективная. Практический Поиграем и отдохнем.
Я буду называть слова, если в слове есть звуки[г] и [г‘]то вы хлопайте, если нет то топайте(гриб,
крот,мама,снеговик,снег,радуга,игрушка,лето,зима,герб,гимн.) Выполняют задание Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное выполнение движений
3. Знакомство с бук-вой Г Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы - А теперь мудрый гном хочет, чтобы вы ему прочитали слова с новой буквой. Прочтете?
- Почему?
Показывает на «ленте букв» букву Г.
– Это буква (гэ) Г.
– На что похожа буква Г?
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
С. Маршак
– Выложите из карандашей букву Г -Нет
-Не знаем, как выглядит буква Г
Находят букву Г на «ленте букв».
Высказывают свое мнение.
Из карандашей выкладывают букву Г Находят букву Г на «ленте букв», определяют ее место среди других букв. Моделируют ее из счетных палочек Фронтальный. Устные ответы, моделирование
4. Чтение слогов-слияний и слов (учебник, с. 119) Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, работа со схемой – Гном предлагает вам подружить согласную букву г с гласными буквами .Г протянула руку букве А Получилось ГА.
А потом и букве О, получилось ГО.
И конечно букве У, получилось ГУ.
Подружилась с буквой И, получилось ГИ
И с буквой Е, получилось ГЕ
– Прочитайте слова.
– Найдите слово, которое соответствует схеме
А теперь давайте откроем книгу и покажем гному, как мы умеем читать.
ГАЛЯ ГРИБЫ
ГЕНА КОРЗИНА
ГРИБ КОРЗИНКА
-Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?
Читают слоги и слова.
– Гена
-Имена людей Наблюдают над произнесением согласных звуков [г] и [г’] в слогах-слияниях и словах. Подбирают к схеме-модели соответствующее слово Фронтальный. Устные ответы
4. Работа с текстом и иллюстрацией (учебник, с. 119) Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, рассказ по картинке – Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.
– Прочитайте слова, которые пишутся с заглавной буквы.
– Расскажите, что изображено на картинке Читают текст.
– Галя, Гена.
Рассматривают картинку, составляют рассказ Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания Фронтальный. Устные ответы, чтение
Физкультминутка Коллективная. Практический Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)А за ним-то раз, два, три - (наклоны туловища из стороны в сторону)Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)Побежали, заспешили
(бег на месте)И грибы все уронили! (присесть) Выполняют движения по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с.118) Групповая. Словесный, практический. Работа с картинкой, беседа, рассказ - Мы с вами набрали грибов и посмотрите, куда привёл нас гном?
( В город грибов)
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что необычное в этом городе?
-Чем занимаются жители городка?
- В форме чего построены дома?
- Как вы думаете, как живётся жителям?
- Составьте предложения о жителях грибного городка.
( Мы пришли в город грибов. Хорошо живётся жителям. Они трудолюбивы и заботливы. Домики- грибочки: подосиновики, грузди, подберёзовики.)Рассматривают картинку. Отвечают на вопросы.
Придумывают сказку Составляют связный рассказ с опорой на картинку. Соблюдают логику изложения Групповой. Устные ответы, рассказ
VII. Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа - Гном хотел бы уточнить:
-С какой буквой познакомились?
-Какие задания выполняли?
- Какие из них понравились больше всего?
- Какие вызвали затруднения?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
-Гномик предлагает засадить вам полянку цветами. Выберете цветок соответствующего цвета.
– Спасибо за урок Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы