Технологическая карта урока обучения грамоте на тему «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»


Конспект урока – технологическая карта по обучению грамоте.
Тема: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»
Дата: Цели:
Образовательные:
- научить детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;
- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л’] буквой л.
- формировать умение читать слова с изученными буквами.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и интерес к миру животных;
- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
Развивающие:
- развивать читательский интерес;
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать устную речь и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание.
Задачи:
- формировать умение давать характеристику звукам;
- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;
- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
- записывать слова с изученными печатными буквами;
- читать прямые и обратные слоги;
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Мотивация.
2.Актуализация знаний.
3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
Ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными!
Глазки смотрят и всё видят.
Ушки слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Ребята! А давайте немного вспомним…
- С какими гласными буквами мы уже познакомились?
-Я вам показываю букву , а вы произносите звук, который обозначает эта буква.
- Перечислите, с какими согласными буквами мы познакомились.
-Я показываю букву, а вы даете ее характеристику.
- А теперь самый главный вопрос: Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Молодцы!
- А сейчас отгадайте загадки.
Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок.
Учитель читает загадки.
1.Он из леса вышел снова:
Не олень, и не корова.
Тяжелы рога по весу.
Ходит важно он по лесу.
Там хозяин он! Не гость!
Ну, конечно, это – лось.
Картинка – лось.
2.У меня большая грива,
сильные копытца.
Прокачу того игриво,
кто не побоится.
Моя шёрстка гладка.
Кто же я? (лошадка)
Картинка – лошадь.
Произнесём хором слова – лось, лошадь.
- Что общего в этих словах?
- Какой звук стоит в начале этих слов?
1. Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый – ох, краса!
А зовут её – лиса.
Картинка – лиса.
2. Убегайте поскорей! Ходит, рыщет царь зверей! 
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет.
И рычит, как на распев –
Это храбрый, сильный – лев.
Картинка – лев.
Произнесём хором слова – лиса, лев.
- Что общего в этих словах?
- Какой звук стоит в начале этих слов?
А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?
Я вам открою секрет. Она называется - буква эль.
- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?
Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Сегодня на уроке:
Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.
Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
Научиться читать слоги и слова с этими буквами.
Что мы для этого будем делать?
Составляем план работы на уроке.
1. Составим характеристику звуков.
2. Будем работать со схемами слов.
3. Будем читать слоги.
4. Будем читать слова и предложения.
Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.
-Ребята. А для чего мы всё это будем делать? Дети слушают.
А, О, У, Ы, И
Выполняют задание учителя
Н, С, К, Т
Звонкие, глухие, твердые, мягкие
При произнесении гл.звука голос не встречает преграду, а при произнесении согл. звука выдыхаемый воздух встречает преграду.
Дети называют слова – отгадки.
Лось
Лошадь
В начале слова звук [л]
Лиса
Лев
В начале слова есть звук [л`]
Дети пытаются сформулировать тему урока.
Дети видят знаки – символы и сами могут называть этапы урока.
Дети отвечают. Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Формирование способности принимать учебную цель и задачу.
Познавательные:
Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства.
Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий).
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
4.Работа по теме урока.
5. Физминутка.
6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике.
7. Итог урока.
Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой – э
ль. Посмотрите, как выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? А звуки обозначаются вот так: [л], [л’]
Отгадайте загадки: (при ответах на доску вывешиваются предметные картинки)
У него спина большая,И на ней он разрешаетИ писать, и рисовать,И лепить, и вырезать.
Два колеса и две педали,Я их кручу и еду в далиХочу объехать целый светЕсть у меня!..
- А в словах и руль есть ли звуки [л], [л’]?
Составляются схемы к словам и характеризуются звуки в словах
Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л]. в слове стол
(составляем схему слова)
Охарактеризуйте звук [л’] в слове руль.
(составляем схему)
-Чем отличаются эти звуки?
-Чем они похожи?
3. Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. Учитель даёт образец ответа.
ЛОСИ
ЛЕВ
ЛИСА
КОЛЬЦОЗОЛУШКА
ЛИСТ
Учитель проводит музыкальную физминутку.
Работа по учебнику. (стр 59)
Чтение слогов.
В каком слоге звук [л ] мягкий? Почему?
Чтение слов (напечатаны на доске)
Чтение предложений.
Что вы видите? Что мы сейчас будем читать? Почему вы решили, что это предложения?
- У кого куклы?
-Что делала Оля?
-Что сделали куклы?
Развитие связной речи учащихся (по стр 58)
К какой сказке этот рисунок? Кто нарисован на картинке? В каких словах звук мягкий? Твердый?
Чтение отрывка из сказки (возможно читающим ребенком)
Что обозначают слова?
щеголиха – яркая, модная, любит щеголять нарядами
лихо – живо, быстро
кубарем - кувырком
Что выделено в словах жирным шрифтом? Буква л.
- Что мы делали сегодня на уроке? Давайте посмотри на план нашего урока, все ли поставленные задачи мы выполнили?
Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?

Стол
Велосипед
Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.
Согласный, твердый, звонкий
Согласный, мягкий, звонкий
Один мягкий, другой – твёрдый.
Они согласные, они звонкие.
Дети отвечают по алгоритму.
Читают хором.
Читают индивидуально.
Ли (знак мягкости буква и)
Дети отвечают
«Тараканище». К. И. Чуковский
Называют слова с твёрдым звуком.
Называют слова с мягким звуком.
Чтение текста хорошо читающими учениками.
Дети отвечают на вопрос и делают вывод.
Ответы детей Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Регулятивные:
Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.
Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
8. Рефлексия. -Что было трудно? Что легко?
-Что больше всего понравилось?
Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то покажите знак +
Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак -
Дети отвечают на вопросы и показывают знаки. Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.