Общие типы организации производства. Производство и рынок


Павлодар облысының білім беру басқармасыЖаяу Мұса атындағы Ақсу колледжі
Мақұлданды
колледж әдіскері
_____________Ғ.Кервенова
2017 ж. «___»____________ Бекітемінколледж директорының
оқу ісі жөніндегі орынбасары
_____________ Н.Исаханова
2017 ж. «___»____________
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Открытого урока по дисциплине
«Основы экономики»
Группа ЭМ-11
Оқытушы/Преподаватель Иванцик Нина Викторовна
Әлеуметтік – экономикалық пәндердің циклдік-әдістемелік комиссиясында қаралған
Рассмотрен цикловой методической комиссией cоциально – экономических
«15» ақпан \ февраля 2017 ж/г. дисциплин
Хаттама\ Протокол № 6
Комиссия төрағасы\Председатель комиссии /Хайбулина Н.З./
План открытого урока.
Дата: 22.02.2017
Аудитория: № 203 л
Группа: ЭМ-11
Количество учеников: 25
Предмет: Основы экономики
Преподаватель: Иванцик Н.В.
Урок по теме: № 4
Тема:Общие типы организации производства. Производство и рынок.
Сабақтын мақсаттары: /Цели урока:
Білімділік
Образовательная
Ознакомить учащихся с понятиями “производство”, натуральное и товарное производство, товар, трудовая теория стоимости, производительность труда; Приобрести навыки расчета производительности труда.
Дамытушылық
Развивающая
Способствовать развитию внимания, экономического и логического мышления
Тәрбиелік
воспитательная Развитие ответственности при выполнении работы, ответственности к порученной работе
Болашақ нәтижені болжау:/Описание ожидаемого рузультата:
Білім
Знания Понятие производство и его формы, товар, трудовая теория стоимости, производительность труда
Икемділік
Умения Уметь определять производительность труда
Дағды
Навыки Реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний
Сабақтың турі
Тип урока Комбинированный урок, с элементами беседы
Әдіс-тәсілдер
методы 1. Словесный 2. Наглядный 3.Практический4.Исследовательский 5. Репродуктивный 6.Частично-поисковый 7.Обяснительно-иллюстративный 8. Проблемный 9. Эвристический
Материалдар, оқу-әдістемелік әдебиет, аңықтамалық әдебиет
Материалы, учебно-методическая литература, справочная литература Чайжунусова Г. Основы экономики: Учебник. Астана: Фолиант, 2010. - С.176
Рахимжанова Н.И., Попкова Е.Б., Стекольникова Т.П. Основы рыночной экономики: Учебник. – Астана: Фолиант, 2007
Аубакиров Б.,Байжумаев Б.,Жакипова Ф.,Табеев Т Экономическая теория – КазНУ – 2000
Құрал-жабдықтар, көрнекті кұралдар
Оборудование, наглядные пособия Проектор для показа презентации с помощью ПК, раздаточный материал, задачи, калькулятор
Пәнаралық байланыс/
Межпредметные связи математика
План урока
Вводно- мотивационный этап:
Проверка домашнего задания:
Формирование новых знаний
Проиводство
Формы производства
Товар
Свойства товара
Призводительность труда
Прибыль
Обобщение и систематизация знаний
Составление опорного конспекта
Решение задач
Контрольные вопросы для закрепления материала
Рефлексия
Подведение итогов, домашнее задание
1. Кіріспе- мотивациялық кезеңі / Вводно- мотивационный этап:
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, постановка плана и цели урока, мотивация учебной деятельности, организация учебной работы на уроке, психологическая подготовка учащихся к проверке знаний, создание эмоционального настроя.
Тұсіндіру, жетілдеру кезеңі / Операционный этап:
2. Үй тапсырмасын тексеру/Этап проверки домашнего задания
На прошлом уроке мы прошли тему «Собственность и социально-экономический строй»
Задание:
Подберите к каждому понятию соответствующее ему определение(электронный слайд).
1 вариант
Термин Определение
1 Присвоение А договор о предоставлении имущества какого-то человека во временное пользование другому лицу за определенную плату.
2 Аренда Б экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношения к вещам, как к своим.
3 Владение В заключается в праве производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от ее назначения.
4 Пользование Г оно осуществляется путем совершения различных сделок.
5 Распоряжение Д физическое обладание вещью. Это правомочие собственника всегда охраняется законом.
6 Личные неимущественные отношения Е земельные участки, леса, здания, сооружения
7 движимое имущество Ж авторское право на доброе имя, деловую репутацию, личную семейную тайну
8 Государственная собственность Зденьги, ценные бумаги, вещи, не относящиеся к недвижимости
9 деньги И Государственная собственность
10 заповедник К движимое имущество
2 Вариант
Термин Определение
1 Интеллектуальная собственность А земельные участки, леса, здания, сооружения и т.д.)
2 Физическое лицо Б организация, являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей.
3 Личные имущественные В Дом, машина, дача, квартира
4 недвижимое имущество Г одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности
5 Частная собственность Д фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, результаты интеллектуальной деятельности
6 Юридическое лицо Е человек как субъект гражданских (имущественных и неимущественных) прав и обязанностей;
7 Теневая экономика Ж имущество, которое принадлежит определенному человеку (организации, органу власти) и на которое у этого человека (организации, органа власти) имеется исключительное право на владение, распоряжение и пользование.
8 Собственность Зсовокупность неучтенных, не регламентированных и противоправных видов хозяйственной деятельности.
9 Здания и сооружения И Частная собственность
10 Магазин К Недвижимое имущество
Ключи
Вариант-1 Вариант-2
1-Б 1-А
2-А 2-Е
3-Д 3-В
4-В 4-Д
5-Г 5-Г
6-З 6-Б
7-Е 7-Ж
8-Ж 8-З
9-К 9-К
10-И 10-И
Критерии оценок
90-100% 9-10=«5»
75-89% 7-8=«4»
60-74% 5-6=«3»
3. Формирование новых знаний
Тема:Общие типы организации производства. Производство и рынок.
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о роли производства в экономике, о том, что способствует повышению производительности труда.
Производство — это процесс создания экономических благ {товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей.Существуют две формы производства: натуральное хозяйство и товарное производство
Натуральное производство - такой его род, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.
Товарное производство - тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке.
Товар – продукт, предназначенный для продажи, обмена.
Полезность товара (U) – это его способность удовлетворять какую-либо потребность
Добавочная полезность, извлекаемая потребителем от дополнительной единицы товара называется предельной полезностью(MU).
Закон убывающей предельной полезности определяет и динамикусовокупной (общей, суммарной) полезности(АU), приносимой всей массой потребляемых благ.
Цена товара – денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество денег, которое покупатель платит за товар..(электронный слайд).
По механизму сбыта различают:
1) оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.
2) розничные - цены, по которым продукция реализуется в розничной торговой сети.
Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях
Прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи продукции и затратами, понесёнными на её производство и реализацию.
4. Обобщение и систематизация знаний
Производство является одной из основ экономики. Почему? Потому что общество не может перестать производить, так как общество не может перестать потреблять. Именно в процессе производства создаются различные материальные блага, то есть различные товары или услуги, которые призваны удовлетворять потребности человека. А чем выше уровень жизни человека, тем больше ему необходимо различных материальных благ.
Производство — это процесс создания экономических благ {товаров и услуг) для удовлетворения потребностей людей. (электронный слайд).
Существуют двеформы производства:(электронный слайд)

Натуральное хозяйство
товарное производство
Натуральное хозяйство-замкнутая система организационно-экономических отношений. Общество, в котором оно господствует, состоит из массы хозяйственных единиц (семей, общин, поместий). Каждая единица опирается на собственные производственные ресурсы и самообеспечивает себя всем необходимым для жизни. Она выполняет все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и завершая окончательной подготовкой их к потреблению.
Для натурального производства характерен ручной универсальный труд, исключающий его разделение на виды: каждый человек выполняет все основные работы. В нем применяется простейшая техника (мотыга, лопаты, грабли и т. п.) и кустарный инструмент. Естественно, что при таких условиях трудовая деятельность является малопроизводительной, выпуск продукции не может сколь-нибудь значительно возрастать.
То есть созданная продукция- распределяется между всеми участниками производства, идет в личное и производственное потребление. Такая прямая связь обеспечивает натуральному хозяйству устойчивость.(рис. 1). (электронный слайд).

Натуральное хозяйство - такой его род, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. (электронный слайд).
Товарное производство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.
Товарное производство - тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. (электронный слайд).
Результатом товарного производства являетсятовар – продукт, предназначенный для продажи, обмена. (электронный слайд). Товары – это не только продукты в их вещной форме, но и услуги, информация, знания, результаты творческого труда и др.
Всякий товар обладает двумя свойствами (признаками): полезностью и ценой. (электронный слайд).
Полезность товара (U) – это его способность удовлетворять какую-либо потребность. (электронный слайд).
Полезность и польза – понятия разные. Полезность выражает не столько физические свойства товара, сколько отношение к ним потребителя, Польза же –например, компьютер для человека бесспорно обладают полезностью, в то время как пользы для здоровья не приносит.
В экономике полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара.
Добавочная полезность, извлекаемая потребителем от дополнительной единицы товара называетсяпредельной полезностью (MU). Согласно закону убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (рис.2)(электронный слайд).Первая пара туфель (при отсутствии таковых) обладает очень высокой полезностью, полезность второй пары туфель несколько ниже, десятая пара обладает меньшей полезностью, чем девятая, девятая меньшей, чем восьмая и т.д.
Закон убывающей предельной полезности определяет и динамикусовокупной (общей, суммарной) полезности(АU), приносимой всей массой потребляемых благ. Очевидно, что с увеличением количества товаров данного вида, обладающих полезностью для потребителя, происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 3).(электронный слайд).
 

 Рис.2Рис. 3
По мере увеличения количества пар обуви их общая полезность возрастает (две пары туфель обладают большей полезностью, чем одна, три большей, чем две и т.д.), но поскольку каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность, то совокупная полезность растет, но все медленнее и медленнее.
Наибольшую сложность представляет собой второй признак товара – его цена (р).
Цена товара – денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество денег, которое покупатель платит за товар..(электронный слайд).
По механизму сбыта различают:
1) оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями.
2) розничные - цены, по которым продукция реализуется в розничной торговой сети.
Но для производства также важна производительность труда, а для производителя получения прибыли.
Давайте рассмотрим с вами понятия.
Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях.(электронный слайд).
Уровень производительности труда определяется количеством продукции, производит один работник за единицу рабочего времени, или количеством рабочего времени, затрачиваемого на производство единицы продукции.
П = Q / Ч, где
Q - выпуск продукции в единицу времени;
Ч - число рабочих дней (электронный слайд).
От производительности труда зависит развитие общества и уровень благосостояния населения.
Прибыль представляет собой разницу между выручкой от продажи продукции и затратами, понесёнными на её производство и реализацию.
П = Выр – С/с;
где Выр – это выручка от реализации продукции, работ, услуг;
С/с – себестоимость реализованной продукции.
Прибыль является основным и самым важным финансовым показателем хозяйственной деятельности предприятия. Именно от неё зависит эффективность его работы, а также платёжеспособность и ликвидность. Кроме того, прибыль является источником самофинансирования организации, и в значительной степени влияет на темпы модернизации и автоматизации производства.
Задача 1
Фирма за месяц выпускала 600 миксеров. После внедрения более совершенной технологии производительность труда в день возросла в 1,5 раза. Определите, как в новых условиях изменится выпуск миксеров в месяц, если в нем 20 рабочих дней? (электронный слайд).
Решение: 1.
1.600 миксеров:20рабочих дней = 30 (м) выпускала фирма за день
2. 30 миксеров *1,5=45 (м) стала выпускать фирма за день
3. 45 миксеров *20 рабочих дней=900 (м) стала выпускатьфирма за месяц
4. 900 миксеров -600 миксеров =300 (м)
Задача 2.
Для определения прибыли предприятия необходимо определить процент выполнения плана и отклонения в денежном плане. (электронный слайд).
План месяца План, млн. тенге Факт, млн. тенге % выполнения плана Отклонения(+,-)
Январь 1010 980 Февраль 1040 1090 Март 1060 1010 Апрель 1110 1090 Май 1120 1100 Июнь 1130 1150 Итого Решение:
План месяца План, млн. тенге Факт, млн. тенге Процент выполнения плана Процент отклонения
Январь 1010 980 97,03 -30
Февраль 1040 1090 104,81 50
Март 1060 1010 95,28 -50
Апрель 1110 1090 98,2 -20
Май 1120 1100 98,21 -20
Июнь 1130 1150 101,77 20
Итого 6470 6420 99,23 -50
Вывод: Исходя, из данной таблицы мы видим, что предприятие запланировало выпуск товарной продукции на 6470 млн. тенге. Фактически предприятие выпустило товарную продукцию на 6420 млн. тенге. Процент выполнения плана составило 99,23 %, план был не довыполнен на 0,77 % (100-99,23), данное предприятие не дополучило продукцию на общую сумму 50 тыс. тенге
Задача 3
На участке в базовом периоде рабочие в среднем выполняли нормы времени на 115%. После внедрения организационно-технических мероприятий нормы времени начали выполняться на 125%. Как изменилась при этом производительность труда.(электронный слайд).
Решение.
Наряду с показателем производительности труда существуют показатели выполнения норм времени и выполнения норм выработки.
Выполнение норм времени - время, необходимое на производство одного изделия.
Норма выработки – количество продукции, которое должно быть произведена за единицу времени.
Процент выполнения норм определяется, как отношение фактических показателей к плановым показателям.
Пт = 125/115*100-100=8,7%
Ответ: производительность труда увеличилась на 8,7%
Производительность труда является очень важным показателем для любой существующей компании или организации на сегодняшний день. В общем понятии, сама производительность труда представляет собой сравнение между спланированным и реально достигнутым результатом в сфере издержек на рабочую силу предприятия. При помощи измерения основных показателей производительности труда, возможно, адекватно оценить состояние организации производственных процессов на предприятии. Необходимо постоянно принимать меры по повышению производительности труда на каждом предприятии.
5. Этап закрепления новых знаний.
Давайте вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока:(электронный слайд).
В процессе чего появляются так необходимые нам товары и услуги?
Что является результатом товарного производства?
Какими признакамиобладает товар?
По какой формуле рассчитывается производительность труда
Какова цель производителя?
6. Тұжырымдау/ Рефлексия: - дать анализ и оценку успешности достижения цели
7. Подведение итогов, домашнее задание - Задание на дом – составить доклад на тему «История возникновения денег»