Конспект обобщающего урока по химии на тему Важнейшие классы неорганических соединений (8 класс)

8. Обобщающий урок. Важнейшие классы неорганических соединений.
Пояснительная записка.
Представленная разработка – это разработка урока по теме “Важнейшие классы неорганических соединений”. Тема рассчитана на один урок в 8 классе. На предыдущих уроках были сформированы общие знания об оксидах, основаниях, кислотах и солях, об их химических свойствах, о классификации. Урок показывает интегрированные связи химии с информатикой. Использование мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальными при выводе изображения на большой экран существенным образом может повысить наглядность обучения и повысить мотивацию к нему.
Место урока: Урок №8. Обобщающий урок. Важнейшие классы неорганических соединений.
Раздел 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. ( 9 часов)

Цель урока: Продолжить развитие ключевых компетенций учащихся по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
Тип урока: Обобщение знаний. Структура урока рациональна для достижения поставленных задач.
Задачи урока:
Образовательные: Закрепить полученные знания по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» (Закрепить и углубить знания о классификации неорганических веществ, об их химических свойствах. Совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций, определять их тип. Подготовиться к тематической контрольной работе.
Развивающие: развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применяя свои знания на практике; развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Воспитательные: воспитывать навыки культуры, умственного труда; формировать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно.

Учащиеся должны знать:
(ГОСО-2010)
Понятие «оксиды», «кислоты», «основания», «соли».
Знать состав и номенклатуру оксидов, оснований, кислот, солей.
Знать химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей.
Учащиеся должны уметь:
Классифицировать неорганические вещества по классам.
Записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты.

Технология: информационно-коммуникативная технология
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, флипчарт «Важнейшие классы неорганических веществ»
Методы и приемы:
По источникам знаний:
Словесные; Наглядные; Практические.
По характеру познавательной деятельности: информационно- коммуникативный, наглядно – иллюстративный, частично- поисковый.
Средства обучения:
Раздаточный материал, флипчарт
На основе обобщения материала, а также проблемные вопросов, удалось показать важность изучения темы. При планировании урока обращала внимание на практическую направленность, доступность содержания, выделение главного в нем, быстрый темп урока и использование технических средств обучения на нем.
Формы деятельности на уроке: работа в группах, самостоятельная индивидуальная работа, коррекционная деятельность, эвристическая беседа.
Наглядные пособия: флипчарт ActivStuduo
Раздаточный материал: Лист-ответов.

Ход урока
I Организационный момент. Вступительное слово
Прозвенел уже звонок,
Здравствуйте, начнем урок
И докажем, что не зря
Мы тратим время с сентября!
I I Определение темы, цели и задач урока
- Посмотрите видеоролик и подумайте, о чем мы будем говорить с Вами сегодня на уроке. (Просмотр видероллика)
- Итак, как Вы думаете, о чем пойдет у нас с вами речь?
- А какой класс неорганических веществ мы с вами прошли, но о нем ничего не сказано в видеоролике?
- Запишите тему нашего урока: «Оксиды. Основания. Кислоты. Соли. (Обобщающий урок)
- Каждый скажите по одному предложению, что вы знаете, помните, относительно темы урока?
- У вас на столах лежит лист-ответов, запишите, пожалуйста, ФИ, дату и тему урока.
- Исходя из темы нашего урока сформулируйте каждый для себя цель урока, и тоже ее запишите.
- Кто желает зачитайте, пожалуйста, цель урока. Как хорошо, что наши цели со многими совпали, Я как учитель перед собой ставлю на этот урок следующие задачи: Закрепить получение знания по теме «Важнейшие классы неорганических соединений». Закрепить и углубить знания о классификации неорганических веществ, об их химических свойствах.
Для достижения, поставленной цели, я предлагаю Вам выполнить ряд заданий по данной теме.
II Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков.
№1 Закончите предложения:
Оксиды – это сложные вещества
Кислоты – это сложные вещества
Основания – это сложные вещества
Соли – это сложные вещества
Сульфаты – это соли
Соли угольной кислоты называются
№2 Классифицируйте соединения по классам:
Оксиды
Кислоты
Основания
Соли









Ca(OH)2 SiO2 NaCl H3PO4 H2SO4 Zn(OH)2 FeO
Al2(SO4)3 HCl CaO Cu(OH)2 Cu(NO3)2
№3 Исправьте ошибки в схеме «Классификация оксидов»







Исправьте ошибки в схеме «Классификация оснований»










Восстановите схему «Классификация кислот»










HCl H2S HNO3 H2SO4 H3PO4
HBr
№4 Химические свойства:
А) Название опыта__________________________________________
Уравнение реакции_______________________________________
Наблюдения: Как изменяется окраска фенолфталеина?_________________
Б) Работа в группе. Составьте три вопроса для другой группы по содержанию видеоролика.
ФИЗМИНУТКА для глаз
В) Название опыта__________________________________________
Уравнения реакций_______________________________________
__________________________________________________________
Наблюдения 1)_________________________________________
2)__________________________________________
№5 Составьте уравнения реакций, схемы которых даны ниже, укажите тип реакций:
Li + = Li2O
CuO + = CuCl2 + H2O
SO3 + = H2SO4
Zn + HCl =
MgO + H3PO4 =
Ca(OH)2 + = CaSO4 +
№6
Разрешите конфликтную ситуацию. Продавец утверждает, что молоко свежее, а покупатель убеждает его в обратном – молоко кислое. Как можно установить истину
В строительный магазин завезли негашеную известь. Что с ним произойдет, если оставить его под ветхой крышей? Составьте уравнения реакций.
В строительный магазин завезли негашеную известь. Что с ним произойдет, если оставить его под ветхой крышей? Составьте уравнения реакций.

После каждого задания, разбор заданий производится у доски, проверка парная, самопроверка, проверка у консультанта.
За каждое задание учащийся получает оценку. После выполнения всех заданий, выводится средняя оценка, которая выставляется в журнал.
III Домашнее задание
Предлагается разноуровневое домашнее задание
«4» Составьте уравнения реакций, схемы которых даны ниже:
CaCaOCa(OH)2Ca(NO3)2CaSO4
Al2O3Al2(SO4)3Al(OH)3Al2O3
«5» Подберите химические вещества к схеме и осуществите превращения:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Составьте уравнения реакций, схемы которых даны ниже:
Сульфат железа (III)Гидроксид железа (III) Оксид железа (III) Сульфат железа (III)
IV Рефлексия
Результативность на уроке: 1) учащиеся выводят среднюю оценку за выполненные задания
2) выставляют процент на сколько они считают реализована цель, которую они поставили себе в начале урока.
Каждый учащийся выбирает картинку, соответствующую его отметке. (Флипчарт, стр 15)
Проанализировать результаты рефлексии.
Большое спасибо за урок! Вы все очень хорошо поработали сегодня на уроке.



ОКСИДЫ

ОСНОВНЫЕ
SO2
CO2

АМФОТЕРНЫЕ
MgO
Al2O3

КИСЛОТНЫЕ
Na2O
ZnO


НЕРАСТВОРИМЫЕ
В ВОДЕ
Zn(OH)2 Ba(OH)2
Cu(OH)2

РАСТВОРИМЫЕ
В ВОДЕ
(ЩЕЛОЧИ)
LiOH KOH Fe(OH)2

ОСНОВАНИЯ

?

?

?

?

?

?

?

КИСЛОТЫ

соль

металлосновной оксидоснование

неметаллкислотный оксидкислота